ЛЕКЦИЯ 1. Объект, предмет и функции философии права

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт социальных и гуманитарных наук

Кафедра философии

     

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«Философия права»

Уровень профессионального образования: высшее образование – магистратура

Направления (специальность) подготовки: 030900 Юриспруденция

40.04.01 Юриспруденция

Профили (специализация) подготовки:

Судебно-экспертная и экспертно-оценочная деятельность

Уголовный процесс, криминалистика, теория оперативно-розыскной деятельности

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура, нотариат

Гражданское и земельное право

Квалификация: магистр

Форма обучения: очная, заочная

Тула 2016 г.

ЛЕКЦИЯ 1. Объект, предмет и функции философии права

1.1. Объект и предмет философии права

Философия права – одни из так называемых «отраслевых» философий, которая занимается анализом философских оснований права и связанной с ним человеческой деятельности. Философия права пытается осмыслить те основания права, которыми не занимается юридическая наука в силу самой специфики научного познания как такового. Т.е. предметом философии права являются внеюридические, предельные основания права.

Философия – это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. [15.] Таким образом, философия права занимается предельными основаниями права, она есть глубокая рефлексия правовой деятельности и самого феномена права.

Главными вопросами философии права в литературе называют следующие:

1. об основании справедливости и ее критериях;

В этом контексте философия права смыкается с этикой. Некоторые авторы даже предметом философии права называют именно справедливость.

Т.е. философия права пытается ответить на вопрос, что есть справедливость, чем она определяется, а уже это философское понимание ложится в основу реальных юридических механизмов установления и поддержания справедливости.

В другом виде этот вопрос можно сформулировать как вопрос об обосновании «естественного права».

2. о нормативной силе права;

Любая норма, требующая от человека подчинения себе, должна содержать обоснование своего требования. Любое «Делай так» вызывает логичное «Почему именно так?». То же самое касается и юридических норма. Философия права в числе прочих задачи решает и эту: обоснование предписательной силы закона, без корой он теряет смысл.

Онтология права

Онтология – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Онтология права изучает основания права, его бытие и проявления.

Гносеология права

Гносеология – это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его

1.3. Функции философии права границы и условия достоверности.

Гносеология права изучает познание права, его специфику, формы, методы и границы, рассматривает проблему истины в праве.

Антропология права

Антропология – это философское учение о человеке.

Она изучает антропологические основы права, понятие «правовой человек», права

человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и т.д.;

Аксиология права

Аксиология – это философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений.

Аксиология права изучает основные правовые ценности, их природу и происхождение, их иерархию, возможность универсальных общечеловеческих ценностей и их реализации в праве, через аксиологию право связано с моралью, к аксиологии права относится и вопрос о правовом идеале.

Прикладной раздел

Он рассматривает проблемы отдельных отраслей права (уголовного, гражданского, конституционного и проч.).

Методологическая

Философия права создает самые общие методологические основы для всего правоведения.

Она разрабатывает категории, имеющие принципиальное значения для всестороннего и углубленного познания правовой материи и определения ее основания.

Мировоззренческая

Философия права вырабатывает представление о правовой жизни, ее общее понимание, исследует место и роль человека в окружающей его правовой среде.

Аксиологическая

В рамках этой функции философия права выносит оценку права, разрабатывает учение о должном, о правовом идеале и проч. Кроме того, философия права выявляет ценностные и мировоззренческие основания различных элементов права. Как пишет, Г.Радбрух: «Подобно палеонтологу, берущемуся реконстру­ировать по отдельной кости скелет доисторического живого существа, правовед должен воссоздать всю систему ценностей в целом, исходя из единичной правовой оценки, эту систему обусловившую. … Человек, дающий ценностную оценку, всегда обязан помнить, что он, принимая решение о какой-либо правовой цели в сфере должного, не может отвергать не только средства ее до­стижения, продиктованные каузальной необходимостью, но и оценок общего порядка, в контексте которых ее следует рассматривать на ос­нове логических взаимосвязей. Это позволит ему в полной мере про­никнуться осознанием важности данной цели».

Гносеологическая

Философия права осуществляет познание правовой реальности своими методами.

Воспитательная

Философия права способствует формированию уважительного отношения в праву, осознанию его значимости для жизни общества и каждого отдельного человека, формированию правовой культуры, рефлексии собственного правового поведения.

ЛЕКЦИЯ 1. Объект, предмет и функции философии права - student2.ru

[12]

Абсолютная идея

Это т.н. «бытие-в-себе».

Наука – логика.

«Логика – это мысли Бога до сотворения мира».

Природа

Это т.н. «инобытие» абсолютной идеи, или «бытие-для-другого»

Превращаясь в природу, абсолютная идея опредмечивает себя, этим отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных, чувственных, телесных единичностей.

Наука – философия природы.

3) Дух

Это т.н. «бытие-в-себе-и-для-себя»

Наука - философия духа.

Стадия духа включает в себя:

- субъективный дух – он проявляется в отдельном человеке (антропология, феноменология, психология);

- объективный дух – это «объективные формы» права и морали;

- абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Право, по Гегелю, охватывает все формы объективного духа, всю общественную реальность, а идея права есть конкретизация; идеи свободы, т.е. понимание права Гегелем не ограничивается правами и законами, правопорядком, законодательством и правосознанием.

На этапе объективного духа развитие проходит триаду: абстрактное право – мораль – нравственность.

Гегель отвергает теорию естественного права и свойственное ей противопоставление естественного права и позитивного: «То, что есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытии, т. е. определено для сознания мыслью, и определено как то, что есть право и считается правом, что известно как закон, право есть вообще, благодаря этому определению, положительное право" [5].

Право и закон – не одно и то же для Гегеля, но это разные формы проявления одного и того же, разные этапы развития одного понятия, что вполне логично в контексте диалектического мышления философа: "То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом положительного права, является для последнего чем-то случайным и не касается его природы" [5].

Право в юридическом смысле, которое регулирует внешние отношения между личностями как правосубъектами, Гегель понимает как «абстрактное право», наиболее бедное по содержанию и безразличное к индивидуальности человека. Это сфера частного гражданского и уголовного права, в центре которого отношение индивида к вещи (собственность) и отношения людей по поводу вещей.

Причем эти отношения возможны потому, что каждый человек обладает свободой.

Само абстрактное право у Гегеля начинается с отношение собственности, в котором проявляется свобода человека. Собственность для Гегеля есть как раз воплощение свободной воли в вещах. Причем речь идет о свободной воле отдельного человека, а потому это частная собственность.

Обладая свободой и собственностью, люди (отдельные самостоятельные личности) способны взаимодействовать в форме договора, причем его предметом может являться только вещь, объект частной собственности.

И, поскольку есть право, существует и «неправо», нарушение права, преступление. Это третий элемент абстрактного права.

За преступлением следует наказание, и это, по Гегелю, есть реализация права преступника на отношение к нему как к разумному и свободному существу.

Через наказание происходит переход к следующему уровню – к морали.

Мораль – это внутреннее (в отличие от внешнего абстрактного права), и рассуждая о морали, Гегель пишет о таких внутренних моментах действия, как намерение и умысел, а также рассуждает о добре, потому что именно добро – главное понятие морального сознания, и о зле как его оппозиции.

Но мораль – это сфера индивидуального, личной позиции индивида. Поэтому преодолением этого индивидуального для Гегеля становится нравственность: «…конкретное тождество добра и субъективной воли, их истина есть нравственность» [5].

Нравственность тут выступает как синтез абстрактного права (внешнего, формального) и морали (внутреннего и индивидуального).

К сфере нравственности Гегель относит семью, гражданское общество и государство.

Семью Гегель рассматривает как реализацию первоначального единства людей, форма нравственной связи. Диалектическим же отрицанием, антитезисом семья у Гегеля выступает множество семей, гражданское общество.

Гражданское общество у Гегеля – это сфера реализации эгоистических интересов людей, кеогда все другие для них лишь средства, в ситуации всеобщей взаимозависимости.

Гегель называет его «государство нужды и рассудка» и выделяет в нем три элемента:

- «…опосредствование потребности и удовлетворение единичного посредством его труда и посредством труда и удовлетворения потребностей всех остальных, систему потребностей;

- действительность содержащегося в этом всеобщего свободы, защиты собственности посредством правосудия;

- забота о предотвращении остающейся в этих системах случайности и внимание к особенному интересу как к общему с помощью полиции и корпораций.

Вершиной же развития объективного духа у Гегеля выступает государство. Только в нем осуществляется подлинная свобода: «Государство как действительность субстанциальной воли, которой оно обладает в возведенном в свою всеобщность особенном самосознании, есть в себе и для себя разумное. Это субстанциальное единство есть абсолютная, неподвижная самоцель, в которой свобода достигает своего высшего права, и эта самоцель обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членами государства», «государство – это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю» [5].

Естественно-правовой подход

Естественное право – это одна из ведущих парадигм философско-правового и юридического мышления, опирающаяся на идею единых нормативно-ценностных принципов, господствующих в космосе, природе и обществе и способных служить мерилом справедливости законоположений, устанавливаемых государством. Нормы естественного права имеют универсальное значение и адресованы ко всем, без исключения, правоспособным субъектам. Являясь производными от естественного порядка вещей, строя мироздания и природы человека как неотъемлемой части миропорядка, они позволяют людям связывать свое существование со всеобщими первоначалами и первопринципами бытия [2].

Идеи естественного права развивали в древности Аристотель, Цицерон, римские юристы, в Средние века – Фома Аквинский, юристы Раванис, Луллий, Бартолус и др., в Новое время – Г.Гроций, Дж.Локк, Ш.Л.Монтескьё, Т.Джефферсон и др. В России естественно-правовых позиций придерживались А.Н.Радищев, Б.Н.Чичерин, П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский и др. К числу представителей «возрожденного естественного права» в XX в. относятся Г. дель Веккио, Ж.Маритен, И.Месснер, Г.Роммен, Э.Вольф, Г.Коинг, А.Фердросс, Н.Боббио и др.

Теория естественного права во многом направлена на философскую и нравственную критику позитивного права и государства с позиций некоторого идеала, представления об исходной природе вещей и человека. Предполагается, что есть некое подлинное право, вытекающее из существования и сути бога или из физической, социальной или духовной природы человека, и позитивное право оценивается по степени своего соответствия этому подлинному праву.

Некоторые авторы предлагают типологию концепций естественного права.

1. по основанию ключевых категорий естественно-правового мышления, на которые делается акцент.

- космологические (натуралистические и теологические), апеллирующие к

такой инстанции, как мировой порядок,

- рационалистические, апеллирующие к разуму,

- антропологические, апеллирующие к природе человека.

2. В зависимости от понимания смысла права выделяют «старое» и «новое» естественное право.

«Старое» относится к традиционным культурам (например, средневековой Европы), предполагает природное и неравенство людей и трактует справедливость в контексте групповых привилегий — дворянства, духовенства и т. п.

Сюда же можно отнести концепцию, например, Т.Гоббса, исходившего из идеи абсолютной власти государства-Левиафана.

«Новое естественное право» опирается на идею неотчуждаемых прав человека, формируется в эпоху Просвещения и предполагает равенство не только граждан между собой, но и граждан и государства.

3. По способу обоснования идеи права концепции «нового естественного права» делят на натуралистические (Дж.Локк), деонтологические (И.Кант) и логоцентрические (Г.Гегель).

4. По времени формирования и актуальности выделяют классические и современные (неклассические) концепции естественного права.

Среди недостатков естественно-правового подхода к пониманию права выделяют следующие:

- собственно правовое смешивается с неправовым (мораль, нравственность, религия и проч.);

- различные естественно-правовые концепции справедливости – вопреки их претензиям на нравственную (или смешанную нравственно-правовую) всеобщность и абсолютную ценность – на самом деле имеют относительную ценность и выражают релятивистские представления о нравственности вообще и нравственных ценностях права в частности.

Правовой объективизм

В рамках этого подхода право понимается как часть и проявление какой-то другой объективной реальности:

- юридический биологизм (основа права – сама биология человека, его потребности и инстинкты);

- юридический экономизм (основой права является экономическая сфера, сущность которой и отражается в правовой сфере – как, например, в марскизме);

- политический объективизм (правовой порядок вырастает на основе политической сферы и выражает ее особенности – например, в философии Н.Макиавелли);

- культурно-исторический объективизм (право возникает спонтанно из недр народного духа, будучи неотъемлемой частью целостной культуры народа, оно не может быть произвольно создано или изменено, оно вырастает и раскрывается из самой культуры – например, т.н. «историческая школа права» Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухты);

- социологический объективизм (право вырастает из актуальных социальных отношений и выражает их).

Правовой субъективизм

Право в этом подходе выводится из субъекта, его сознания.

- рационализм;

Предполагается, что основа права – это идея права в человеческом сознании. Догматический рационализм (С. Пуфендорф, X. Вольф) выводил из идеи права всю правовую систему, а критический рационализм (И. Кант, Р. Штаммлер) – только основные принципы правопорядка.

- философия ценностей;

Предполагается, что ценности существуют сами по себе, независимо от сознания человека, как духовные явления, могут быть познаны этим сознанием и таким образом становятся основой правопорядка (М. Шелер, Н. Гартман).

Интерсубъективность

Источник права видится во взаимодействии субъектов, а важнейшим понятием становится понятие договора.

Наиболее современная концепция.

3.3. Правовая реальность.

Одним из самых общих понятий правовой онтологии является понятие «правовая реальность».

Правовая реальность – это совокупность всех, без исключения, феноменов права, находящихся в социальном пространстве локальной или всемирной цивилизации.

Это мир отношений между социальными субъектами, руководствующимися нормами права или, напротив, нарушающими их.

Объективная сторона правовой реальности – это правовые отношения и связанные с ними социальные институты.

Субъективная сторона – это ценностно-нормативная и мотивационно-потребностная структуры индивидуального правового сознания.

Традиционно выделяют следующие формы бытия права:

- правосознание;

Это совокупность индивидуальных духовных качеств, обеспечивающих ориентацию субъекта в правовой реальности [2].

- правовые нормы;

Это социальные регуляторы, заставляющие субъектов адаптировать все проявления их общественной активности к требованиям государства и всей цивилизационной системы в целом [2]

- правоотношения.

В.С.Нерсесянц предлагает к этим трем формам добавить:

- правосубъектность (признание индивидов (их объединений, союзов и т. д.) формально равными, свободными и независимыми друг от друга субъектами правового типа общения);

- правовые процедуры (равный и справедливый порядок приобретения и реализации прав и обязанностей всеми субъектами, разрешения спора о праве)

и др.

О.Г.Данильян предлагает формами бытия права считать:

а) мир идей: идея права;

Идея права – это самое общее и абстрактное выражение права.

Она включает в себя

- субъективный (антропологический) компонент, содержит информацию о том, кто способен быть субъектом права;

- аксиологический компонент – систему ценностей, реализующихся в праве, интегрально выражаемую в понятии справедливости;

- деонтологический компонент – долженствование, выражающее единство прав и обязанностей [19].

б) мир знаковых форм: правовые нормы и законы;

в) мир взаимодействий между социальными субъектами (правовая жизнь).

Это есть конкретная реализация права в сложной многоаспектной и многогранной реальности.

Обоснование необходимости подчиняться законам.

Существует несколько концепций:

1. концептуальная исходит из сути самого закона: закон уже по определению предполагает требование, которому необходимо подчиняться, в этом сама сущность закона.

Пример – теории естественного права.

2. консеквенциализм: подчинение закону приводит к положительным результатам, а неподчинение – к отрицательным. Но эта концепция потенциально допускает и неподчинение закону в той ситуации, когда оно дает больших положительный эффект.

Пример – некоторые теории юридического позитивизма. Утилитаризм Дж.Бентама, к примеру.

3. контрактная концепция: основывается на концепциях общественного договора и исходит из того, что подчинение закону есть одно из обязательств людей в рамках общественного договора (вертикального или горазонтального).

Пример – теории общественного договора.

Поэтому, как утверждают некоторые философы, любой, кто получает какие-либо блага от государства, имеет долг честно повиноваться его законам: платить налоги и т. д. Принцип, лежащий в основе этого представления, сформулировал опять же Г. Харт: «Если какое-либо количество лиц участвует в каком-либо совместном предприятии в соответствии с правилами и таким образом ограничивает свою свободу, те, кто подчинился этим ограничениям, когда это потребуется, имеют право на аналогичное подчинение со стороны тех, кто получил выгоду от их подчинения». Г. Харт придерживался той точки зрения, что «принцип честности» является «рациональным зерном» идеи «молчаливого согласия». Получение благ, действительно, налагает обязанности перед государством: нечестно пользоваться благами государства, если ты не готов нести свою долю тягот.

[14]

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт социальных и гуманитарных наук

Кафедра философии

     

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«Философия права»

Уровень профессионального образования: высшее образование – магистратура

Направления (специальность) подготовки: 030900 Юриспруденция

40.04.01 Юриспруденция

Профили (специализация) подготовки:

Судебно-экспертная и экспертно-оценочная деятельность

Уголовный процесс, криминалистика, теория оперативно-розыскной деятельности

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура, нотариат

Гражданское и земельное право

Квалификация: магистр

Форма обучения: очная, заочная

Тула 2016 г.

ЛЕКЦИЯ 1. Объект, предмет и функции философии права

1.1. Объект и предмет философии права

Философия права – одни из так называемых «отраслевых» философий, которая занимается анализом философских оснований права и связанной с ним человеческой деятельности. Философия права пытается осмыслить те основания права, которыми не занимается юридическая наука в силу самой специфики научного познания как такового. Т.е. предметом философии права являются внеюридические, предельные основания права.

Философия – это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. [15.] Таким образом, философия права занимается предельными основаниями права, она есть глубокая рефлексия правовой деятельности и самого феномена права.

Главными вопросами философии права в литературе называют следующие:

1. об основании справедливости и ее критериях;

В этом контексте философия права смыкается с этикой. Некоторые авторы даже предметом философии права называют именно справедливость.

Т.е. философия права пытается ответить на вопрос, что есть справедливость, чем она определяется, а уже это философское понимание ложится в основу реальных юридических механизмов установления и поддержания справедливости.

В другом виде этот вопрос можно сформулировать как вопрос об обосновании «естественного права».

2. о нормативной силе права;

Любая норма, требующая от человека подчинения себе, должна содержать обоснование своего требования. Любое «Делай так» вызывает логичное «Почему именно так?». То же самое касается и юридических норма. Философия права в числе прочих задачи решает и эту: обоснование предписательной силы закона, без корой он теряет смысл.

Наши рекомендации