Программа курса «история науки»

История науки

Данный курс входит в раздел общих профессиональных дисциплин и является обязательной составляющей учебного процесса. Цель учебного курса – углублённое ознакомление с этапами становления научного знания, формированием норм научной рациональности, элементами теоретических представлений эпох и культур прошлого, способствовавших становлению математического естествознания в Новое время и вошедших в современную научную картину мира. Курс истории науки не должен состоять только из эмпирических сведений об открытиях и изобретениях, подобно «естественной истории» задуманной Ф.Бэконом. Теоретическими рамами, с помощью которых производился отбор и классификация эмпирического материала в нашем курсе, являются методологические концепции А.Койре, Г.Башлара, И.Лакатоса, П.Фейерабенда, Т.Куна, Д.Холтона, С.Тулмина и других представителей «исторической школы» современной философии науки. Опорой для создания курса послужили ставшие классическими работы по истории науки Б.Ван дер Вардена, О.Нейгебауэра, У.Уэвелла, П.Дюгема, П.Таннери, Э.Маха, Г.Дильса, А.Майер, М.Клайна и др. Курс составлен с учётом собранного эмпирического материала и выводов сделанных отечественными исследователями С.И.Вавиловым, И.Б.Погребысским, Я.Г.Дорфманом, В.П.Зубовым, И.Д.Рожанским, С.Я. Лурье, М.Н.Петровым, А.И.Зайцевым, Л.Я.Жмудем, Б.М.Кедровым, И.С.Дмитриевым, А.П.Юшкевичем, В.С.Библером, А.В.Ахутиным, И.Г.Башмаковой и др. Революционным в истории математического естествознания стал XVII в. При подготовке лекционного материала были использованы исследования по философии, истории и социологии новоевропейской науки В.С.Кирсанова, Л.М.Косаревой, Л.А.Микешиной, М.И.Микешина, Л.А.Марковой, Вик.П.Визгина, Вл.П.Визгина, К.А.Свасьяна, Ю.Х. Копелевич,Э.И.Колчинского и других авторов. В лекциях наряду с изложением важнейших открытий и фактов биографии учёных даётся также краткая информация о великих философах живших в соответствующую эпоху и их представлениях о структуре и задачах научного познания. По окончании курса студенты должны иметь представление об основных этапах развития науки, критериях научности знания, выделяющих научную рациональность из предшествующих и сопутствующих ей вненаучных воззрений. В лекциях уделяется внимание этической проблематике, связанной с современными научными достижениями.

Тематический план курса «История науки»

  Наименование темы Кол-во часов
1.   2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13.   14. Предмет, цель и задачи курса «История науки». Методологические основания исследований истории науки. История и историография науки. Техника и элементы рационального знания Древнего мира. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв до н.э. Древнегреческая наука peri jusewV классической эпохи. Древнегреческая математика и астрономия классической эпохи. Физика и космология Аристотеля. Эллинистическая наука. Наука средних веков. Наука эпохи Возрождения. Научная революция XVII века. Основные этапы развития естествознания XVII-XIX вв. Научные революции на рубеже XIX-XX вв Проблема ригоризации математики и становление попперианской методологии науки. Парадигмы науки XX в. Наука и этика.    
  Всего:


Программа курса «История науки»

Тема 2. Техника и элементы рационального знания Древнего мира.

Простейшие орудия труда в культурах каменного века. «Неолитическая астрономия» и «неолитическая алгебра» (Б.Ван дер Варден). Сакральное и профанное (М.Элиаде). Фундаментальная семиричность и представления о «мировом древе» у архаических народов. Математика и астрономия Хараппы, Вавилона, Египта и Китая. Практико-эмпирические математические методики (логистика). Астрономия и астрология. Зарождение химической «науки». Металлы и сплавы древности. Краски и техника крашения. Натурфилософия Древнего Китая (концепция пяти элементов и космической динамики инь и ян).

Вопросы к зачёту по «Истории науки»

1. Техника и элементы рационального знания в архаических культурах. Сакральное и профанное. Фундаментальная семиричность.

2. «Неолитическая астрономия» и «неолитическая алгебра» (Б.Ван дер Варден).

3. Математика и астрономия Хараппы, Вавилона и Египта.

4. Культурный переворот в Древней Греции VIII-Vвв до н.э. Разложение традиционного общества. Концепции М.Н. Петрова и А.И. Зайцева.

5. Древнегреческая наука peri jusewV. Начатки физических, химических и биологических знаний.

6. Рождение идеала доказательной и точной математики. Теоремы Фалеса. Скептицизм О.Нейгебауэра в отношении достижения греческими математиками строгой доказательности теорем. Доказательства при помощи перегибания чертежей.

7. Силлогистика Аристотеля.

8. От мифа к логосу. Первые рациональные космогонические представления.

9. Магическое храмовое врачевание и эмпирическая светская медицина полисного периода VIII-VIвв до н.э.

10. Достижения представителей Кротонской, Книдской, Сицилийской, Косской врачебных школ.

11. Corpus Hippocraticum – энциклопедия древнегреческой медицины классического периода.

12. Медицина эллинистического периода. Александрийский Мусейон.

13. Античный атомизм (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар). Математический атомизм Платона.

14. Физика и космология Аристотеля. Движение естественное и насильственное. Дихотомия небесного и подлунного миров. Учение об антиперистатисе. Учение о стихиях.

15. Архимед и Герон Александрийский: законы рычага и гидростатики, пять простых машин.

16. Теория движения Иоанна Филопона.

17. Оптика Евклида, Архимеда, Герона Александрийского и Птолемея.

18. Биологические представления Аристотеля.

19. Теофраст – отец ботаники.

20. Анатомия Герофила и Эразистрата.

21. Александрийская алхимия. Надежды на возможность трансмутации металлов.

22. Аксиоматическое построение математики в «Началах» Евклида. Проблема соотношения точной, доказательной и эмпирической традиций в истории математики.

23. Геоцентрическая и гелиоцентрическая астрономические модели. Учение о «правильных» совершенных круговых движениях и его роль в астрономических моделях с использованием эпициклов и деферентов.

24. Тригонометрия К.Птолемея. Геоцентрическая система мира.

25. Система Птолемея и система Коперника. Сравнительный анализ.

26. Три закона научной астрономии Кеплера.

27. Влияние арабов на возрождающуюся европейскую науку XI-XIIIвв.

28. Физика импетуса Ж.Буридана.

29. Философские предпосылки исчисления бесконечно малых (Зрелая схоластика, эпоха Возрождения).

30. Герметическая традиция в философии и наука.

31. Сближение инженерного дела и естественных наук на пороге Нового времени.

32. Научная революция XVIIв. Механика Галилея. Метод мысленного эксперимента.

33. Античный и средневековый опыт. Научный эксперимент математического естествознания.

34. «Математические начала натуральной философии» Ньютона.

35. Полемика Лейбница и Кларка (Ньютона) по проблеме обоснования закона всемирного тяготения.

36. Лапласовский детерминизм и стохастические законы квантовой механики XXв.

37. Ньютон как эмпирик у философов-просветителей XVIIIв и в позитивизме XIXв.

38. Формирование анатомии, физиологии и эмбриологии (Леонардо да Винчи, А.Везалий, М.Сервет).

39. Зарождение представлений о химических основах процессов (Я.Сильвус, Т.Парацельс, Я.ван Гельмонт).

40. Натурфилософская концепция преформизма.

41. Описание клетки и открытие ядра (Ф.Фонтана, Я.Пуркине). Создание клеточной теории (Т.Шванн и М.Шлейден).

42. Опровержение гипотез самозарождения. Принцип Реди.

43. Гипотезы предбиологической эволюции (А.И.Опарин, Дж.Холдейн и др.)

44. Становление и развитие генетики. Законы Г.Менделя и их переоткрытие. Хромосомная теория наследственности Т.Моргана. Открытие структуры ДНК (Э.Чаргафф, Дж.Уотсон, Ф.Крик, А.Корнберг и др.).

45. Этические проблемы новейших биотехнологий, евгенических и социал-дарвинистских теорий.

46. Дарвинистская парадигма и её альтернативы.

47. Значение изобретения магнитного компаса, великих географических открытий эпохи Возрождения и изобретения печатного станка.

48. Полемика А.Лавуазье с представителями флогистонной теории горения.

49. Создание периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеевым.

50. Проблема кризиса ньютоно-картезианской механистической парадигмы в науке.

51. Средневековый университет как цеховая корпорация для сохранения истины.

52. Патронаж как форма организации познавательной деятельности.

53. Английская эмпирическая традиция в науке. Деятельность Королевского общества экспериментальной науки.

54. Санкт-Петербургская Академия наук и власть в XVIIIв.

55. Ранняя история Парижской Академии наук.

56. Становления профессиональной науки в XIXв. Парижская политехническая школа.

57. Наука в СССР и постперестроечной России.

58. Философские аспекты новейших научных парадигм.

История науки

Данный курс входит в раздел общих профессиональных дисциплин и является обязательной составляющей учебного процесса. Цель учебного курса – углублённое ознакомление с этапами становления научного знания, формированием норм научной рациональности, элементами теоретических представлений эпох и культур прошлого, способствовавших становлению математического естествознания в Новое время и вошедших в современную научную картину мира. Курс истории науки не должен состоять только из эмпирических сведений об открытиях и изобретениях, подобно «естественной истории» задуманной Ф.Бэконом. Теоретическими рамами, с помощью которых производился отбор и классификация эмпирического материала в нашем курсе, являются методологические концепции А.Койре, Г.Башлара, И.Лакатоса, П.Фейерабенда, Т.Куна, Д.Холтона, С.Тулмина и других представителей «исторической школы» современной философии науки. Опорой для создания курса послужили ставшие классическими работы по истории науки Б.Ван дер Вардена, О.Нейгебауэра, У.Уэвелла, П.Дюгема, П.Таннери, Э.Маха, Г.Дильса, А.Майер, М.Клайна и др. Курс составлен с учётом собранного эмпирического материала и выводов сделанных отечественными исследователями С.И.Вавиловым, И.Б.Погребысским, Я.Г.Дорфманом, В.П.Зубовым, И.Д.Рожанским, С.Я. Лурье, М.Н.Петровым, А.И.Зайцевым, Л.Я.Жмудем, Б.М.Кедровым, И.С.Дмитриевым, А.П.Юшкевичем, В.С.Библером, А.В.Ахутиным, И.Г.Башмаковой и др. Революционным в истории математического естествознания стал XVII в. При подготовке лекционного материала были использованы исследования по философии, истории и социологии новоевропейской науки В.С.Кирсанова, Л.М.Косаревой, Л.А.Микешиной, М.И.Микешина, Л.А.Марковой, Вик.П.Визгина, Вл.П.Визгина, К.А.Свасьяна, Ю.Х. Копелевич,Э.И.Колчинского и других авторов. В лекциях наряду с изложением важнейших открытий и фактов биографии учёных даётся также краткая информация о великих философах живших в соответствующую эпоху и их представлениях о структуре и задачах научного познания. По окончании курса студенты должны иметь представление об основных этапах развития науки, критериях научности знания, выделяющих научную рациональность из предшествующих и сопутствующих ей вненаучных воззрений. В лекциях уделяется внимание этической проблематике, связанной с современными научными достижениями.

Тематический план курса «История науки»

  Наименование темы Кол-во часов
1.   2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13.   14. Предмет, цель и задачи курса «История науки». Методологические основания исследований истории науки. История и историография науки. Техника и элементы рационального знания Древнего мира. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв до н.э. Древнегреческая наука peri jusewV классической эпохи. Древнегреческая математика и астрономия классической эпохи. Физика и космология Аристотеля. Эллинистическая наука. Наука средних веков. Наука эпохи Возрождения. Научная революция XVII века. Основные этапы развития естествознания XVII-XIX вв. Научные революции на рубеже XIX-XX вв Проблема ригоризации математики и становление попперианской методологии науки. Парадигмы науки XX в. Наука и этика.    
  Всего:

Программа курса «История науки»

Наши рекомендации