Каковы особенности понятийного аппарата философии и науки?
В распоряжении философии имеются уникальные средства познания — категории, которые позволяют анализировать мир с точки зрения его всеобщих и необходимых свойств и качеств. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма и единичное, особенное, всеобщее и т.д. — примеры философских категорий.
Философия стремится найти предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения к действительности. Поэтому философское знание выступает обычно не в виде строго логически упорядоченной схемы, а принимает вид развернутого обсуждения, детального формулирования всех трудностей анализа, критического сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы. Отсюда известная сентенция: в философии важен не только достигнутый результат, но и путь к этому результату. Ибо путь и является специфическим способом обоснования результата.
Если наука реализует достаточно строгую форму организованности, то философия не может похвастаться подобной однозначностью. Она всякий раз сталкивается с выстраиванием множества вариантов обоснований и опровержений. В ней нет таких истин, которые не вызывали бы возражений. Знаменитое изречение: «Подвергай все сомнению!», а также страстная неприязнь догматов — вот кредо философствующего разума.
Специфика философии проявляется в том, что она применяет свой особый метод рефлексии — метод оборачивания на себя. Это челночное движение, предполагающее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение новым содержанием. Для философии характерна переформулировка основных проблем на протяжении всей истории человеческой мысли.
Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. Философия отстоит от сферы повседневности и уносится в мир интеллигибельных сущностей, постигаемых ментально, умом и не доступных чувственным ощущениям. Вопросы «что есть красота, истина, добро, справедливость» выходят за рамки эмпирических обобщений. Красота не есть только тот или иной прекрасный цветок, кристалл, пейзаж или девушка. Философское понимание красоты ориентировано на постижение этого явления с точки зрения всеобщего. Оно выходит за пределы эмпирической данности, «трансцендирует к сущностному определению».
На многие философские вопросы: «Что есть мудрость, добро, в чем смысл жизни?» — нельзя найти ответ в научной лаборатории. Не устраивают и версии богословов со ссылкой на акт творения и Священное писание. Неразрешимые вопросы с точки зрения науки и теологии оказываются уделом философии.
• Явные различия в понятийном аппарате философии и науки состоят в том, что язык философии предполагает глубинный полисемантизм, предельную обобщенность и абстрактность. Философия, предполагая разговор о мире с точки зрения всеобщего и необходимого, нуждается в развитии таких языковых средств — категорий, которые бы смогли отразить безмерность и бесконечность мироздания.
• Язык науки связан, как правило, с четкой и однозначной фиксацией термина и предмета.
• Язык поэтического мировосприятия, в котором реальность лишь образно намечается, во многом метафоричен, опирается на сложную систему ассоциативного мировосприятия и символики, он не предполагает строго определенную связь предмета и вербальной формы его выражения.
• Язык обыденного общения нацелен на схватывание и обозначение предметности в рамках утилитарных потребностей.
Если конкретно-научные дисциплины могут развиваться, не учитывая опыт других форм общественного сознания (физика, например, может благополучно прогрессировать без учета опыта истории искусства, а химия — невзирая на распространение религии, математика может выдвигать свои теории без учета норм нравственности, а биология не оглядываться на императивы правоведения), то в философии все обстоит иначе. В ней в качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире принимается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм общественного сознания: науки, искусства, религии, политики, права, морали и пр.
• В науке ценностно-человеческий аспект отнесен на второй план. Познание носит объективно безличностный характер. Ни личность ученого, ни его чувства, эмоции, мотивационная сфера деятельности науку не интересуют, автор открытия не несет ответственность за последствия своих открытий. В философии наряду с теоретико-познавательным аспектом особую значимость приобретают ценностные ориентации. Она обсуждает те социальные последствия, к которым могут привести научные открытия, утверждая в качестве абсолютной ценности жизнь человечества. В философском творчестве мыслитель стремится к более точному и адекватному определению сущности эпохи, места человека в мире. Это создает все новые и новые оттенки миросозерцания. Поэтому в философии каждая система авторизована. Философия — это такой род интеллектуальной деятельности, который требует постоянного общения с достижениями великих умов прошлого и современности.
• В философии важен и ярко выражен национальный элемент. Есть русская философия, немецкая философия, английская, французская и, наконец, греческая философия. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики.
• Наука видит реальность как совокупность причинно обусловленных естественных событий и процессов, охватываемых закономерностью. Результаты научных исследований можно экспериментально многократно проверить. Философские теории нельзя проверить при помощи опыта или эксперимента, они зависимы от личности мыслителя. И хоть предмет философии — «всеобщее в системе человек — мир», каждая философская система своеобразна, индивидуальна и авторизована.