Проблема специфики социального бытия. Различные модели понимания социального.
Общественное бытие – понятие введенное Марксом, подчеркивавшим, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Под общественным бытием («социальной материей») понимаются материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие в процессе становления человеческого общества и существующие независимо от общественного сознания. В рамках учения об общественном бытии особое место занимает концепция производственных отношений, т.е. отношений, в которые люди вступают в процессе производства. Производственные отношения выступают как базис для многообразных форм общественного сознания (политических, правовых, научных, моральных и др.).
Общество – не просто совокупность людей, но еще и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни. Это понимание общества выразил в своих трудах Дюркгейм. Он утверждал, что общественная жизнь представляет собой реальность особого рода – социальную реальность. Она отличается от природной реальности и не сводима к последней. Ибо в ней есть процессы духовной жизни – невидимые процессы, к-рые протекают в головах индивидов, но при этом координируются и соединяются вместе, образуя общественное сознание. Люди в обществе не просто сосуществуют, они взаимодействуют между собой, и вследствие этого взаимодействия общество выступает как сложная система, которая есть единое целое, а не просто некое множество собранных вместе отдельных частей-элементов. С синергетической т. зр. общество как социальный организм представляет собой сверхсложную диссипативную эволюционирующую систему, которая имеет характерные для подобных систем общие свойства:
1) общество есть диссипативная система, т.е. открытая динамическая система, взаимодействующая с окружающей средой и сохраняющая свое существование благодаря постоянному обмену с ней веществом и энергией. Полученные вещества и энергия общество распределяет между клетками социального организма, перерабатывает и использует, выбрасывая их из себя и рассеивая в окружающей среде.
2) самоорганизация, т.е. общество, его структура возникает, сохраняется и усложняется в результате происходящих в нем внутренних процессов
3) рост объема используемой информации. В открытой неравновесной системе при достаточном притоке энергии извне элементы начинают функционировать когерентно, согласованно. В результате внутри системы возникает информационная среда, в которой циркулирует и накапливается информация. Рост объема этой информации – условие самоорганизации системы. Чел. общество как сверхсложная система отличается колоссальным количеством сохраняемой в ней информации. Рост информации обеспечивается развитием общества.
Общество и природа.
Природа — неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания). Такие уникальные условия встретились только на планете Земля. С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования — стала испытывать на себе антропогенное влияние.
Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга - человек самостоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.
По мере становления общества, государства, роста технической оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось. Начиная с 16-19 вв., когда было сделано большое число полезных для человека научных открытий, изобретений, значительно усложнились производственные отношения, влияние человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека. В ХХ столетии, когда планомерный научно-технический прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню. В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.
Главная проблема современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы. В связи с этим возникает экологическая проблема — проблема охраны окружающей среды от пагубного влияния человека.
Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу (и его последствиями) являются: 1) истощение недр (например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80 - 100 лет); 2) загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами; 3) уничтожение растительного и животного мира, создание условий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, электростанции и т. д.) нарушает привычный образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны; 4) вырубка лесов (в то время как леса - важный фактор очищения атмосферы); применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.
В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер.
Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано: 1) прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу; 2) заняться решением экологических проблем; 3) уделять внимание социальной экологии - не превращать человека в заложника информационно-техногенного общества; 4) изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли; 5) контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, соблюдать баланс между его количеством и качеством.
В последнее время среди экологических вопросов стала выделяться проблема социальной экологии — охраны человека, его личности, здоровья, общества в целом от последствий научно-технического прогресса. Совр. человек подвергается уже не влиянию природы, а массированному влиянию общества и техники: современный человек живет в перенасыщенном информацией обществе, под беспощадным воздействием СМИ, а также становится все более зависимым от виртуальной реальности; растет урбанизация - большинство людей сейчас проживает в городах-мегаполисах, зачастую в очень больших (10-25 млн. чел.) и насыщенных высокими технологиями (Токио, Нью-Йорк и др.), полностью подчиняется ритму, давлению мегаполиса, теряет свою индив-ть.
Особой проблемой при взаимоотношениях человека, общества и природы в современную эпоху является проблема народонаселения.
Данная проблема имеет несколько аспектов: 1) рост населения приводит к колич. увеличению человечества, а, следовательно, его потребностей, что ведет к еще большей эксплуатации природы; 2) при росте населения возможно обострение противоречий внутри общества, поскольку прогресс может не успеть за ростом населения, и благ не будет хватать на всех; 3) проблема качества населения — хватит ли материальных возможностей у общества, у семьи обеспечить детям воспитание, образование, лечение, внимание со стороны общества?
Проблема народонаселения имеет и обратную сторону — в ряде стран наблюдается отрицательная динамика (снижение) роста населения. Это Германия, Великобритания, Швейцария, ряд государств европейской части бывшего СССР - Россия, Украина, Беларусь и др.
Выделяются две главные причины данного явления: 1) высокоорганизованное техногенное общество требует от человека много сил (получение образования, работа) и не оставляет их на семью и детей, во многих семьях Запада стало традицией обходиться минимумом детей - двумя, часто одним; 2) граждане государств, находящихся в процессе становления реформ, в силу бедности, социальной незащищенности, трудностей жизни стараются либо вообще не заводить детей, либо ограничиваться их минимумом.
Наоборот, во многих странах Азии и Африки, зачастую слаборазвитых, наблюдается тенденция чрезмерного роста населения. Особенно в этом преуспели Китай (1 млрд. 300 млн.), Индия (800 млн.), Индонезия (200 млн.), Пакистан, Бангладеш, Бразилия, Нигерия (у них – свыше 100 млн.). Данная тенденция вызвана, с одной стороны, отсутствием контроля за рождаемостью (за исключением Китая) и его невозможностью, с другой - традициями. Подобный рост населения в странах Азии и Африки приводит к резкому снижению качества жизни, качества подрастающего поколения (необразованность, физическая истощенность и т. д.), создает как отдельным семьям, так и государствам неразрешимые трудности.
Возникает вопрос: а есть ли определенный порог населенности Земли, преодоление которого станет опасным для всех его жителей?
В этой связи интересен закон Мальтуса. Еще в 1798 году Мальтус в своей книге "Опыт закона народонаселения" доказал, что такой порог есть и человечество обречено его достигнуть. Земля способна прокормить 60 миллиардов человек (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли — около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно. При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течение 50 лет) "критический" порог может быть достигнут уже к 2150–2200 годам.
Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проблемы: 1) сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, поощрения малодетных семей; 2) искать новые способы увеличения возможности Земли прокормить и обеспечить человечество, отодвигать "порог перенаселенности" (от 60 до 100 млрд. и дальше).