Основные идеи философии марксизма.
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными К.Марксом и Ф.Энгельсом в середине Х1Х века.
Характерные черты:
1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;
2. Исторический процесс понимается с материалистических позиций как естественный, закономерный и прогрессивный процесс;
3. Мир не только объясняется, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования.
Марксистская философия состоит из двух частей: диалектического материализма и исторического материализма.
Согласно диалектическому материализму, основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность (существование бога отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии, она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики
– закон противоречия
- перехода количественных изменений в качественные,
- отрицания отрицания.
В историческом материализме ключевыми понятиями являются экономический базис и политическая надстройка. Базис – это совокупность производственных отношений. Надстройка – это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а также организации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет и поддерживает интересы господствующего класса в обществе. Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже оказывает большое влияние на него. Общество развивается естественным и закономерным путем от одной общественно-экономической формации к другой. В основе лежит определенный уровень производительных сил (средства производства +люди) и
производственных отношений. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя (через революцию). К.Маркс выделяет пять общественно-экономических формаций:
первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных сил,
рабовладельческая - экономика основана на рабстве,
феодальная - экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян,
капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих
коммунистическая - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства.
К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в возможность переустройства несправедливого,капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика капитализма) и пролетарской революции возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям».
Философия жизни».
В 19 веке в естествознании все с большей силой начинает обнаруживаться нестоятельность односторон.механич.подхода. В середине 19 века создается эволюционная концепция жизни, именно в это время возник.иррационализм, который к концу 19 века оформ.в отдельную школу – «философию жизни»
Согласно представителям (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон, О.Шпенглер и др.) этой школы в основе развития мира ичеловека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность. Такие тезисы-символы рационализмакак «мыслю, следовательно существую», «все действительное разумно»в новой философской парадигме отвергаются. Жизнь и разум нетождественные понятия! Жизнь– это процесс, свободное стихийное иинстинктивное творчество, - она не поддается научному анализу, вкотором противопоставляется субъект (человек) и жизнь(объект познания). Жизнь нельзя познать, находясь вне нее, ее можно«схватить» интуитивно, «вжиться», «вчувствоваться» и «пережить».
Главное в жизни – не материя, а дух, поэтому на первый план выходят «науки о духе», а не «науки о природе»: музыка, поэзия, миф, метафора, символ и т.д.
Иррационализм А.Шопенгауэра.Согласно Шопенгауэру в мире нет разума, в нем все подчинено воле. Воля – это «порыв», существующий в природе и в обществе. В мире животных – это стремление к сохранению жизни. Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама она безосновна и беспричинна и у нее нет цели. Она предстает как бесцельная потребность выжить. Если основа мира – «воля» - неразумна, то и мир не разумен. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники. Последние становятся большим злом. Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. Пространство тоже враждебно человеку, оно разделяет людей.
В целом, жизнь людей – это безнадежное длительное угасание и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир – это скорбь Ни о каком построении разумного и счастливогогосударства, а тем более моральном прогрессе в обществе даже речинет.
Ф.Ницше -выдающийся немецкий философ. Суть его взглядов – это гимн сильному человеку. Он считал себя учеником Шопенгауэра и разделял его иррационализм. Мир -вечный поток, в котором все возвращается на круги своя, поэтому Человек не должен бояться смерти. Мир – это жизнь. Основой жизни, по Ницше, является воля к власти. Цель философии заключается в самоутверждении.
Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным. Именно этим положением объясняется критика Ницше христианства - идеологии слабых - рабов, а не господ (жизни). Ф.Ницше призывает к «переоценке ценностей», к замене морали рабов на мораль господ – «сверхлюдей».
«Сверхчеловек» - это существо высшего биотипа. Он абсолютно свободен, находится вне общепринятых (христианских) моральных норм, вне добра и зла. «Сверхчеловек» - это не герой и не великий человек. Это абсолютная порода людей, которой еще не было в мире – плод развития всего человечества, не какой-то отдельной нации. «Сверхчеловек» преобразует будущую культуру и мораль человечества, даст народам новые мифы вместо старых. «Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения «сверхлюдей».
Анри Бергсон-основатель интуитивизма. Жизнь как становление начинается в результате первоначального взрыва («жизненного порыва») и выступает как поток качественных изменений. Первоначальный взрыв вызвал к жизни интеллект и интуицию как формы жизни и познания.
Философия позитивизма.
Родоначальником позитивизма является французский мыслитель О.Конт. Основу его философской программы раскрывает тезис: «Долой метафизику, да здравствует физика!». Поиск первых и последних начал бытия – «абсолютно недоступное и бессмысленное занятие». Их просто нет. Философия, в том виде, в котором она существовала ранее, бесполезна и не нужна. Источником подлинного знания могут быть только частные науки. Наука не нуждается в стоящей над ней философии, а должна опираться на саму себя. «Наука сама себе философия». Поэтому предназначение новой, положительной философии, с точки зрения, О.Конта – разработка методологии наук и поиск связи между ними. Позитивная философия – это синтез всего положительного естественно-научного и социального материала. Конт формулирует закон трех стадий развития ума и показывает, что человечество пришло к позитивной философии в процессе развития своего интеллекта. Ум человека в своем развитии проходит три стадии: на теологической – он объясняет природу вещей воздействием различных сверхъестественных сил; на метафизической – сверхъестественные силы заменяется общимипонятиями, с помощью которых и объясняет явления окружающегомира; на научной (положительной)– человек, наблюдая за явлениями, пытается установить между ними регулятивные связи.
Философия экзистенциализма.
Экзистенциализм или философия существования – это одно из самых популярных течений философии
ХХ века. Сформировался экзистенциализм, в период Второй мировой войны, отсюда трагическая и пессимистическая окраска большинства положений. Представители: Мартин Хайдеггер,
Карл Ясперс, Жан Поль Сартр, Альбер Камю и др. Основной объект исследования экзистенциализма – человек и смысл его существования.
Основание всех построений экзистенциализма – это индивидуальное бытие человека. Человек изначально ничего из себя не представляет, лишен какой-либо природы. Никакой сущности, определяющей бытие человека, до его существования нет.
Отсюда основной тезис экзистенциализма – существование предшествует сущности. Человек сначала появляется, и занимаетместо в мире, и только потом сам себя определяет, т.е. обретает своюсущность,. Человек – это проект самого себяи представляет собой то, что сам из себя делает. Человек нетолько создает себя и свою жизнь, но и ответственность за нее несет онтоже только сам. Человек тотально свободена. Быть свободным – значит быть самимсобой. «Человек – это свобода» - это второй важнейший тезис экзистенциализма.Третий – человек не только отвечает за себя, но и за весь мир.Человек своими поступками выбирает свое окружение, выбирая –формирует его.Человек одинок и в своем выборе, и в своей свободе, и в своейответственности, ему не на кого опереться (Бог умер!). Отсюдаосновные определения человеческого существования – забота, страх, тревога, совесть, заброшенность, повседневность, смерть и т.д.