Категории возможности и действительности
В. и Д. – эти понятия были введены Аристотелем для описания процесса, движения, перехода. Бытие возможности есть потенциальное, бытие действительности есть актуальное. Возможность – это потенция, способность действительности. Действительность – это реализованная возможность. Бытие представлено в виде действительности и возможности. Каждая действительность содержит массу возможностей. Возможность – это то, что будет действительностью, а изменение действительности обусловлено ее возможностями.
Выделяют виды возможностей (критерии – наличие условий). Реальная возможность – та, условия реализации которой уже существуют. Абстрактная возможность – та, условия реализации которой еще не существуют. Это практическое различие хорошо видно на примерах развития Человеческое, социальное развитие есть новая действительность, которая возникает. Она воспринимается нами как реализация возможностей, но при этом в прежнем состоянии были и другие возможности, которые не могут реализоваться, т.к. условий для их реализации нет (формальные возможности). Процесс развития приобретает последовательный характер (реализуются одни возможности, но еще не реализуются другие).
Когда мы строим планы, то мы исходим из реальных и абстрактных возможностей. Мы должны стремиться к осуществлению реальных возможностей и создавать условия для реализации абстрактных.
Категория невозможности имеет огромное значение. Лейбниц выдвинул тезис – «Все может быть!». Это сильно, но неправильно. Если все может быть, значит, может быть и то, чего быть не может. Возможно не все – глупо смотреть на любую экономику, которая решает любые вопросы. Это не значит, что определенный тип экономики содержит неограниченные возможности. Реализуются одни потребности, отметаются и не реализуются другие. У сытого, богатого отпадает потребность, гармонии, справедливости, познании. Англ. философ Уайтхел говорил: «любой закон содержит в себе запрет». Любое общее суждение говорит о том, что другого быть не может.
Невозможность полезна, т.к. мы понимаем, почему процесс развития необратим. Какая-то реальность переходит на уровень невозможности и уже не возвращается в действительность. Возможность – форма бытия (это не «то, чего нет»).
БИЛЕТ 4
1. Основные функции философии.
2.Категории сознания в истории философии. Субстанциальное и несубстанциальное понимание сознания.
1.Основные функции философии.
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую функции философии.
Содержание функций философии.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.