Употребление имен существительных

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Раздел 1. ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Занятие 1.5. Культура устной и письменной речи: грамматические нормы

Практическая часть

Морфологические нормы

Задание 1. Найдите ошибки в следующих примерах. Объясните их и
предложите исправленные варианты.

1. С новостями спорта вас познакомит мой коллега Мария Киселева. (ТВ) 2. Спустя 132 года после своей смер­ти прах Дюма будет покоиться в Пантеоне. (Радио) 3. Мы только что вернулись из Архангелогородской области (Устная речь). 4. Когда у меня нахо­дится время, я делаю все, что может облегчить жизнь моей жене. Например, пылесошу, могу что-нибудь прибить или отремонтиро­вать. (Из газет) 5.Обычные клея эти материалы клеить не могут. (Радио) 6.Мы ей автоматически продляем отпуск. (Устная речь) 7. Петербуржцы могут задать вопросы, касаемые железно­дорожного транспорта. (Радио)

Употребление имен существительных

Задание 2. Просклоняйте, в тех случаях, когда это возможно, имена и фа­милии.

Эрих-Мария Ремарк, Борис Пастернак, Ясунари Кавабата, Мирей Матье, Тарас Шевченко, Элизабет Тейлор

Задание 3. Составьте текст (рассказ), добавив к предложенным суще­ствительным прилагательные в единственном числе.

Употребление имен существительных - student2.ru МГУ, боржоми, авеню, кофе, кольраби, иваси, меню, фойе, леди, такси, пари.

Задание 4. Составьте словосочетания с данными существительными, обра­тив внимание на стилистические и смысловые различия форм.

Употребление имен существительных - student2.ru

А. Тело — телеса, одежда — одежды, слово — словеса, время — времена, седина — седины.

Б. Снег—снега, холод—холода, мороз—морозы, мозг—мозги.

В. Годы — года, сыны — сыновья, тоны — тона, мехи — меха, учители — учителя.

Г. Зубы — зубья, листы — листья, лоскуты — лоскутья, кам­ни — каменья.

Задание 5. Определите число и падеж слова пари в каждом предложе­нии. Составьте предложение, употребив слово пари в форме дательного падежа множественного числа.

1. Затянувшаяся перебранка закончилась пари. 2. Перед реша­ющим матчем футбольных команд болельщики заключали много­численные пари. 3. Несмотря на разгоревшиеся страсти, против­ники не заключили ни одного пари. 4. При встрече с Константи­ном мы узнали о том странном и даже загадочном пари.

Задание 6. Запишите возможные словосочетания «существительное + прилагательное» со следующими словами.

Употребление имен существительных - student2.ru Атташе, бандероль, боржоми, врач, дитя, жюри, манго, меню, пенальти, повидло, салями, педагог, адвокат, стоматолог.

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Раздел 1. ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Занятие 1.5. Культура устной и письменной речи: грамматические нормы

Практическая часть

Морфологические нормы

Задание 1. Найдите ошибки в следующих примерах. Объясните их и
предложите исправленные варианты.

1. С новостями спорта вас познакомит мой коллега Мария Киселева. (ТВ) 2. Спустя 132 года после своей смер­ти прах Дюма будет покоиться в Пантеоне. (Радио) 3. Мы только что вернулись из Архангелогородской области (Устная речь). 4. Когда у меня нахо­дится время, я делаю все, что может облегчить жизнь моей жене. Например, пылесошу, могу что-нибудь прибить или отремонтиро­вать. (Из газет) 5.Обычные клея эти материалы клеить не могут. (Радио) 6.Мы ей автоматически продляем отпуск. (Устная речь) 7. Петербуржцы могут задать вопросы, касаемые железно­дорожного транспорта. (Радио)

Употребление имен существительных

Задание 2. Просклоняйте, в тех случаях, когда это возможно, имена и фа­милии.

Эрих-Мария Ремарк, Борис Пастернак, Ясунари Кавабата, Мирей Матье, Тарас Шевченко, Элизабет Тейлор

Задание 3. Составьте текст (рассказ), добавив к предложенным суще­ствительным прилагательные в единственном числе.

Употребление имен существительных - student2.ru МГУ, боржоми, авеню, кофе, кольраби, иваси, меню, фойе, леди, такси, пари.

Задание 4. Составьте словосочетания с данными существительными, обра­тив внимание на стилистические и смысловые различия форм.

Употребление имен существительных - student2.ru

А. Тело — телеса, одежда — одежды, слово — словеса, время — времена, седина — седины.

Б. Снег—снега, холод—холода, мороз—морозы, мозг—мозги.

В. Годы — года, сыны — сыновья, тоны — тона, мехи — меха, учители — учителя.

Г. Зубы — зубья, листы — листья, лоскуты — лоскутья, кам­ни — каменья.

Задание 5. Определите число и падеж слова пари в каждом предложе­нии. Составьте предложение, употребив слово пари в форме дательного падежа множественного числа.

1. Затянувшаяся перебранка закончилась пари. 2. Перед реша­ющим матчем футбольных команд болельщики заключали много­численные пари. 3. Несмотря на разгоревшиеся страсти, против­ники не заключили ни одного пари. 4. При встрече с Константи­ном мы узнали о том странном и даже загадочном пари.

Задание 6. Запишите возможные словосочетания «существительное + прилагательное» со следующими словами.

Употребление имен существительных - student2.ru Атташе, бандероль, боржоми, врач, дитя, жюри, манго, меню, пенальти, повидло, салями, педагог, адвокат, стоматолог.

Наши рекомендации