Позитивизм и философия науки (О. Конт, Г. Спенсер).

План изложения:1. О. Конт: «позитивные» науки и философия; классификация наук; закон трех стадий развития интеллекта (общества) и его интерпретация; позитивизм и агностицизм

2. Г. Спенсер: классификация наук; эволюционизм Спенсера; позитивизм и агностицизм

3.Махизм (эмпириокритицизм) как вторая форма позитивизма

· 1 Предпосылки позитивизма:

◦ критическое отношение к классическому идеалу абсолютно истинной философской системы;

◦ осознание недостаточности и ограниченности классической натурфилософии и метафизики;

◦ относительная развитость наук, приводившая к видимости их полноты (самодостаточности).

В западной философии науки заняли идеи позитивизма. В нем три этапа развития: первый позитивизм (Конт, Спенсер, Милль)

второй – эмпириокритицизм (Мах, Авенариус)

третий – неопозитивизм или логический позитивизм (Рассел, Витгенштейн).

Позитивизм– философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Философия как особая наука, претендующая на исследование реальности, не имеет права на существование. Наука не нуждается в стоящей над ней философии («метафизическая традиция»); каждая наука – сама себе философия (Конт) → очищение науки от метафизики. Философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу → научная философия возможна.

Позитивные науки – частные науки, изучают не сущность, а явления.

Идеал знания – частный подход.

Конт – родоначальник позитивизма, Позитивное знание (по Конту) – это реальное, достоверное, точное и полезное знание в отличие от обыденного сознания и метафизических рассуждений, т.е. научное знание.

По Конту, для науки и научного знания характерно следующее:

◦ наука отвечает на вопрос «как», а не «почему» (должна ограничиваться описанием внешней структуры явлений, не проникая в их суть, так как такое проникновение невозможно и неизбежно приводит к метафизике);

◦ единственный источник знания – опыт;

◦ всякое знание относительно, так как опыт не завершен;

◦ в основе науки наблюдение (эмпиризм как источник научного знания);

◦ научное знание имеет описательный характер;

◦ главная функция науки – предвидение.

Конт также являлся основоположником социологии. Предложил свою классификацию наук:

◦ Науки расположены в восходящем ряду по степени сложности их явлений, так, что каждая наука находится в зависимости от истин всех других наук, ей предшествующих, с присоединением тех еще частных истин, собственно ей принадлежащих. Возрастает и трудность наук – самая специальная нуждается в доводах низшей и в её методах.

◦ Математика → Астрономия → Физика → Химия → Биология → Социология

◦ Математика/механика → науки о неорганической природе (астрономия/физика/химия) → науки об органической природе (биология/социология)

Конт предлагает «закон трёх стадий»:

◦ «Закон заключается в том, что каждая из наших главных концепций, каждая отрасль наших знаний последовательно проходит три различных теоретических состояния: состояние теологическое или фиктивное; метафизическое или отвлеченное; состояние научное или позитивное»

· Согласно этому закону, Конт, вслед за Сен-Симоном, высказал идею трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества:

◦ теологическая (мировоззрение основано на религии, все явления через обращения к богу);

◦ метафизическая (все объяснения через сущности, мировоззрение основано на вероятностном знании);

◦ позитивная (через научное познание).

На сам не чужд философских принципов, освободил науку от философских проблем, но сам философствует. У него идея автоматического прогресса, он идет сам по себе, закономерно по трем стадиям – это философия.

Агностици́зм - сторонники агностицизма считают принципиально невозможным познание объективной действительности через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Отрицается также возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылах. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира

2. Спенсер различал два уровня бытия – «непознаваемое» - аналог кантовских вещей в себе (с ними наука не имеет дела, не применимы научные методы) и «познаваемое» - мир явлений, их связей, отношений, законов – познаваемы научными методами.

«Узнать законы – это значит узнать отношение между явлениями». Источник законов относится к сфере «непознаваемого».

Сфера «непознаваемого» - это предмет не науки, а религии.

Философия должна заниматься «познаваемым», т.е. миром чувственных феноменов, обобщать и систематизировать их. Тем самым он пытался примирить науку и религию.

Эволюционизм Спенсер рассматривал в развитии, но он не диалектик, это механический эволюционизм – изменения происходят из-за внешних воздействий, а не из-за противоречий.

Классификация Спенсера (выделяет предметы наук соответственно способам их познания). В основе – разделение наук на конкретные (астрономия, геология, биология, психология, социология), абстрактно-конкретные (механика, физика, химия) и абстрактные (логика и математика).

3. В первом позитивизме основное внимание – проблемам систематизации научного знания и классификации наук. На этапе второго позитивизма – вопрос об онтологическом статусе фундаментальных понятий, принципов науки, т.е. проблема их отождествления с самой исследуемой реальностью.

Развитие математики (открытие неэвклидовой геометрии) ставило проблему существования фундаментальных математических объектов, соотнесения их с реальностью

Принципы махизма:

· открытие мира через ощущения

· принцип координации – неразрывная связь объекта и субъекта (одно нет без другого)

Мах и Авенариус считали, что источник заблуждений и трудностей в науке – «загруженность метафизикой». Критика опыта, нагруженного метафизикой, - важнейшая задача «позитивистской философии». Философия – эмпириокритицизм.

Ленин подчеркивал, что нельзя без конфликта с наукой ответить на вопросы: существовала ли природа до человека?, мыслит ли человек при помощи мозга?

Критикуя позитивистскую гносеологию, Ленин противопоставлял ей теорию отражения. Объект дан познающему субъекту не в форме созерцания, а в форме практики.

Наши рекомендации