Философия науки Г.В.Ф. Гегеля.

План изложения:1. Объективный идеализм и диалектика.

2. Достижения философии науки Гегеля: диалектический метод, концепция единого мирового процесса (в идеалистической форме); критика узкого эмпиризма и редукционизма

3. Ограниченности философии науки Гегеля: крайний трансцендентализм,

4. Противоречия философии науки Гегеля

1. Гегель - крупнейший объективный идеалист и диалектик. В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия – абсолютной логической идеи и развития. Первооснова мира – абсолютная идея, бог. Она развивается путем самопознания, порождая при этом природу и человека. Идея развивается по законам и благодаря противоречиям.

Диалектика: развитие абсолютной идеи самопознания, которое происходит по своим законам. Гегель сформулировал три основных закона развития – перехода количества в качество и обратно, единство и борьба противоположностей (или тождество противоположностей), отрицания отрицания. Согласно закону отрицания отрицания, развивается все, в том числе абсолютная идея. Развитие реализуется через 3 ступени: Тезис (положение), антитезис (отрицание), Синтез (отрицание отрицания). (Пример: тезис – зерно, антитезис – растение (зерна уже нет), синтез – само растение с зернами). Тезис – логика; антитезис – природа (механика, физика, органика); синтез – дух (абс идея осознает саму себя, появляется человек, общество, культура, философия).

2.Достижения ФН Г.

* Диалектический метод познания. Гегель: любой ученый должен видеть противоположные вещи и стороны в неразрывной связи, воспринимать явления, объекты в развитии. Они друг друга подразумевают, их противоречия – источник развития.

* Гегель энциклопедист, знает науки. Он формирует концепцию ЕЗМП, но в идеалистической форме, она мистифицирована. Гегель выделяет уровни реальности: механика, физика, органика и их ступени духа. Старое порождает более сложное. Природа – результат развития идей.

*Гегель критикует редукционизм и узкий эмпириокритицизм. Если ученый игнорирует философию и фундаментальную теорию, он все равно прибегает к ним, но не осознанно, и в результате, становится сторонником не лучших теорий философии.

Редукционизм – сведение сложного к простому - механизм. Гегель доказывает, что у сложных есть своя специфика, ее нельзя сводить к простейшим. Сложное из простого возникает, на нем базируется, но к нему не сводится. Критика узкого эмпириокритицизма: эмпирики, презирающие дедукцию, оказываются в плену наихудшей теории.

3. Ограниченности философии науки Гегеля:

* Антропоморфная парадигма. Человек в философии Гегеля появляется в мире с абсолютной необходимостью, является закономерным этапом единого мирового процесса, логическим, разумным результатом развития идеи. Человек – логическое следствие самой природы идеи, закономерная и необходимая ступень мирового развития. Но люди в системе развивающейся идеи оказываются лишь пассивным проявлением мирового духа, пешками, которые передвигает по шахматной доске истории логика духа.

* Крайний трансцендентализм, как следствие идеализма Гегеля, в понимании отношения философии и частных наук. Философия – «Царица наук», она вправе навязывать частным наукам свою точку зрения. Ни одна частная наука не может противоречить философским принципам, даже на уровне фактов. Гегель противник идеи эволюции, по Гегелю не возможен спонтанный процесс, в оболочке есть идея (природа, идея и дух). Природа не способна развиваться, нет эволюции. Эта философия ненаучна.

4. Главное противоречие философии Гегеля – противоречие между диалектикой и идеализмом. Гегель, как диалектик, признает развитие бесконечно; как идеалист – развитие ограничено, у него развивается абсолютная идея, ее развитие – это самопознание. Абсолютная идея познает себя до конца. На ступени духа, когда появляется чек, абсолютная идея осознана. Развитие у Гегеля заканчивается, конец истории. Противоречие межу диалектикой и идеализмом. Пример: история уже закончена в начале 19 века, по мнению Гегеля, созданием идеального общества (прусской конституционной монархией). Диалектика ограничивается идеализмом.

Другими словами о внутреннем противоречии между идеалистической системой и диалектическим методом философии Гегеля:как только в основу развития Гегель кладет логическую идею, диалектика приобретает непоследовательный, ограниченный характер, т.к. развитие должно прекратиться, когда идея познает самое себя. В философии Гегеля диалектика достигла наивысшего уровня, который был возможен в рамках идеалистической концепции мира. Исторический урок философии Гегеля заключается в том, что диалектика не может стать научной и последовательной, если она развивается на базе идеализма.

Наши рекомендации