Философия науки И. Канта 18 век.

План изложения:1. Докритический период: идеи Просвещение, небулярная гипотеза и идея эволюции природы

2. Критический период: ноумены и феномены, аргументация агностицизма; априорные формы и категории, трансцендентальные идеи в структуре познания (созерцание – рассудок – разум), как «человек навязывает законы природе».

3. «Второй коперниканский переворот» Канта, его роль в развитии «неклассической» философии науки и его альтернативные оценки.

1. Просвещение – в широком смысле – общественно политическое и философское движение, которое исходит из принципа общественного прогресса и веры в человеческий разум, в узком смысле – надо просвещать и воспитывать монарха и народ (идеи науки в каждую семью, Дидро учил Екатерину вторую). Просвещение связано с идеями материализма. Развили дальше идею материи как природы, бесконечной совокупности вещей. Материя обладает атрибутами: пространство и время – формы бытия и времени, движение – способ существования материи. Материя активна. Движение рассматривают как абсолютное, покой – как относительный, момент движения (смог решить проблему движения и покоя).

В науку проникают идеи эволюции – трансформации природы. Огромную роль играли французские просветители и Э. Кант, он разработал небулярую гипотезу – спонтанное формирование солнечной системы (из туманности).

2. В эволюции взглядов Канта различают два периода:

● докритический до 1870– Кант выступает как материалист, просветитель. Создает гипотезу возникновения Солнечной системы из первичной туманности →первая брешь в представлении, что природа не имеет никакой истории. Афоризм «Иметь мужество жить своим умом» - вера в разум. Крупный естествоиспытатель. Небулярная теория – происхождение солнечной системы за счет гравитации и вращения (спонтанный процесс), идея эволюции проникает в науку.

Материалист и деист

● критический – Кант переходит на позиции дуализма.

● Для философии Канта характерны агностицизм (отрицание познаваемости мира) и субъективный идеализм.

● Главное произведение «Критика чистого разума».

● В основе философии Канта лежат два понятия:

- вещь в себе - ноумен, или сущность, которая чувственно не познаваема (свойства вещи не могут перейти в представление чека – камень 2 тонны – в сознании образ, а свойства не перенеслись в сознание. Вещь нельзя познать, свойства не переходят, чек познает феномен).

- вещь для нас – феномен – это явления, которые мы можем познать через ощущения. Это следствия действия ноуменов на наши чувства.

● Кант признавал объективное существование вещей в себе, но утверждал, что они принципиально непознаваемы (и тут он субъективный идеалист). Мы знаем лишь вещь, какой она является нам, т.е. вещь для нас.

● факт конечности человеческого опыта → действит. мировоззрение не возможно

● Как возможно достоверное научное познание ?!? ключевой вопрос

● Процесс познания проходит 3 ступени:

    1. созерцание   2. рассудок   3. разум   Идеи разума  
Априорные формы Ощущения упорядочиваются пространством и временем. Пространство и время – формы нашего познания. Улитка и гепард по-разному воспринимают пространство и время. Чувственная картина мира   Ощущения упорядочены пространством и временем, дальше категориями рассудка: причина и следствие, части и целое, необходимое и случайное. Законы природы существуют не объективно, чек навязывает законы природы. (ощущение – светит солнце, теплые камни – вывод солнце нагревает камни –это простой закон. Кант – это не закон, это только в нашем сознании, т.к. солнце и камень это ноумены, здесь нет закона). Создается наука, законы науки Разум пытается до предела обобщить все ощущения и возникает три идеи разума. Стремление к единству и завершенности мысли 1. космологическая Все ощущения по поводу мира 2. психологическая Все ощущения по поводу души 3. теологическая Все ощущения о боге. Ни одна из этих идей не может быть доказана, т.к. мир, душа и бог – это ноумены, пытаясь о них судить, разум путается в противоречиях.

С одной стороны наше сознание стремиться познать мир, с другой стороны переход через пропасть от феномена к ноумену не возможен!!! итого разум запутывается в противоречиях:

1. мир конечен в пространстве и времени – мир бесконечен

2. мир состоит из простых частей – мир делим до бесконечности

3. в мире все существует по необходимости – в мире все является случайным

4. в мире есть абсолютно необходимое существо как часть или причина мира – в мире нет такого существа

5. Неизбежный характер противоречий разума

6. противоречия являются необходимым атрибутом мышления "+" вывод Канта

7. бесконечное и конечное - противоположные понятия, искл. друг друга и не совместимы!!! не едины как у Гегеля

8. в этом выражается замкнутость и дискретность понятий, которая присуща основанию Кантовской философии

3.Философия Канта оказала влияние на дальнейшее развитие философии и науки. Кант осуществил Коперниканский переворот - свел чека к жителю одной из планет, а Кант доказывает, что чек не может достоверно судить о мире, но одновременно постулировал чека в познании. Чек конструирует факты, навязывает законы природы. Чек снова в центре мира, но при этом ничего о нем не знает. Вся философия сосредоточена на существе познающем, познание объективной реальности уходит в тень, либо вообще не познается.

Кант поставил проблему научности в частных науках и философии. Необходимость в критическом подходе, как может судить чек о бесконечном мире? Кант не смог решить эту проблему – это агностическая ошибка. Сам Кант, установивший границы познания, их постоянно преодолевает - дает характеристику непознаваемых ноуменов (они существуют, они причина ощущений. Но Кант не имеет права ее давать, т.к. они не познаваемы). Итак – философия Канта не последовательна.

Наши рекомендации