Философия и наука XVII в. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Р. Декарт, Б. Спиноза.
План изложения: 1. Предпосылки философии 17 века: формирование буржуазного уклада; политическая революция; формирование физики (классической механики) как основы классической науки Нового времени
2. Эмпиризм и рационализм как основные гносеолого-методологические подходы в философии и науке Нового времени
3. Ф. Бэкон: определение материи и видов движения; «новый органон» (эксперимент и индукция), эмпиризм; «идолы познания»
4. Т. Гоббс: механицизм; «Левиафан» - учение об обществе и государстве
5. Д. Локк: принцип сенсуализма и критика врожденных идей Декарта; принципы либерализма, разделения властей и толерантности
6. Р. Декарт: дуализм и объективный идеализм; рационализм; метод анализа и «картезианское сомнение»; исходная аксиома и система построенная «геометрическим способом»; врожденные идеи.
7. Б. Спиноза: пантеизм; рационализм; механический детерминизм, «всесовершенство субстанции» и фаталистическая этика – «свобода есть познанная необходимость»
1. Предпосылки философии 17 века:
* Развитие в Западной Европе буржуазного уклада и глубокий кризис феодального общества.
* Совершаются первые буржуазные революции в Нидерландах, в Англии.
* Развивается рынок, товарно-денежные отношения.
* Развитие буржуазного уклада, новых производительных сил обусловило быстрый прогресс естествознания, прежде всего механики и ряда разделов математики. Появляется первая фундаментальная научная физическая концепция - механика И. Ньютона (1643 - 1727), а также дифференциальное и интегральное исчисление (Ньютон и Лейбниц), развивается оптика, начальные элементы химии, биологии, физиологии, медицины. Используется сила природы (вода, ветер), производиться паровая машина, формируется машинный труд.
* Установление реалистической парадигмы и материализма, которые могли обеспечить (в отличие от религии) установившийся буржуазный уклад и промышленный капитализм.
2. Эмпиризм – гносеологическое и методологическое учение, по которому главным источник познания – чувственный опыт, ощущения, главный метод познания – индукция (от единичного к общему). Просветители Беккон, Гоббс, Локк.
Рационализм – учение, по которому главный источник познания – разум, ощущения играют роль, но они лишь помогают сформулировать разуму. Главный метод познания – дедукция (от общего к частному).
Эмпиризм и рационализм – крайности.
В современной науке индукция и дедукция неразрывно связаны – это комплексные методы.
3. Родоначальником английского материализма был Ф.Бэкон. Материя – совокупность вещей, она активна (электрические явления, тепловые), разработал новый метод познания – эксперимент, индукция, сторонник эмпиризма. Бэкон восстановил и обосновал принцип сенсуализма (чувственное происхождение всех знаний).
Подверг критике схоластическую философию, которая, по его мнению, основана на 4 идолах: 1и 2 врожденные, их нельзя исключить, но можно изменить
· идол родов – чек судить о вещах по себе с позиции человеческого рода.
· идол пещеры – судит о вещах из пещеры своей субъективности, его видение ограничено, многие факты не замечает или не придает значение (знание о мире – маленькое пятно в пещере)
3 и 4 приобретенные – их надо искоренить
· идол театра – слепая вера в авторитет. Не надо верить слепо, надо подходить критически
· идол рыночной площади – ошибки с неверным употреблением языка, люди под одним словом разумеют разные вещи. В языке оседают предрассудки, они мешают развитию.
Однако Бэкон не отрицал существование бога. Бог – это существо, которое создало мир и больше в его дела не вмешивается. Сформулировал понятие материи как природы, или совокупности вещей. Материя обладает движением. Различал 19 видов движения.
Материя обладает первичными формами (формой тепла, формой света).
Бэкон (а за ним Гоббс и Локк) считал движение и покой равноправными свойствами материи.
Признавая движение, все материалисты XVII в отрицали развитие материи, оставались метафизиками.
4. Гоббс – ученик Бекона, упорядочил, систематизировал взгляды Бэкона – материалист, все формы движения сведены к механике. Главное учение об обществе «Левиафан» - изначальное состояние общества «война против всех», чтобы выжить люди отказываются от своих прав в пользу государства, государство встает над обществом.
Отвергал концепцию «двойственности истины» (религиозной и научной). Придавая материализму более последовательный характер, переходит на позиции механицизма, сводя все формы движения к механистической.
5. Дж. Локк – материалист, разработал и обосновал принцип сенсуализма– опыт из ощущения. Отрицал представление Декарта о существовании «врожденных идей» (чеку врожденны идеи морали и бога), утверждая, что все, что мы знаем о мире – результат воздействия внешней среды. Сознание чека - "чистая доска", на которой среда пишет свои письмена.
Локк – основоположник либерализма, вводит идею государства, как сторожа без вмешательства в дела.
Локку принадлежит теория первичных и вторичных качеств. Первичные качества – это механические и геометрические свойства – они объективны. Вторичные качества – цвета, запахи, вкусы – возникают под действием механических качеств на органы чувств. Они являются субъективными.
7. Спиноза – пантеист, рационалист, материя и сознание объединены в одну субстанцию, которая обладает двумя атрибутами, она протяженна и она мыслит. Субстанция – причина самой себя, ни в чем не нуждается кроме самой себя. Субстанция – всесовершенна, завершена, в ней все есть, но тогда нет развития – это метафизика. Фаталистическая этика – чек не обладает свободой, так как все предопределено, чек не должен переживать, все естественно, все идет своим путем. Свобода – это познанная необходимость. «Познай и успокойся».
6. Декарт – математик и физик, сформулировал 2 закона механики, дуалист – материя и сознание равны. В чеке дух и тело связаны. Декарт склонялся к объективному идеализму, так как утверждал что в чеке дух и тело создал бог.
Рационалист – сформулировал исходную аксиому, потом теорему с помощью дедукции. Проблему решает частями. Считал, что высший способ постижения истины – разум (логическое мышление; я мыслю => я существую идеалист). Центральное место в рационализме занимал прием сомнения. Чтобы прийти к исходной аксиоме, нужно усомниться во всем, тогда остается только одна идея, в которой нельзя усомниться. Источником рационального познания - врожденные идеи. Рационализм Декарта был связан с открытием и разработкой второго метода научного познания – дедуктивного.
Философия XVII в выявила и обосновала оба наиболее общих метода научного мышления – индуктивный и дедуктивный. Философы XVII в обосновывают суверенное существование природы, материи. Материализм стоит у истоков современной науки.