Античный интеллект. Философия и зачатки науки.
План изложения:1. Временные рамки античного интеллекта.
2. Предпосылки появления философии и «преднауки».
3. Крупнейшее открытие античного интеллекта. Рефлексия.
4. Реалистическая и антропоморфная парадигмы в античной преднауке: Фалес и Анаксимандр, Гераклит, Демокрит и Эпикур. Пифагор, Парменид и Зенон, Сократ, Платон, Аристотель.
5. Логизация античного интеллекта.
6. Достижения и ограниченности античного интеллекта
1.Временные рамки – рабовладельческое общество, после первобытности. Это древняя Греция, древний Рим. С 7-6 века до н.э. до 5 века н. э. Период формирования философии и преднауки. В Римской империи определяет религий и власть, начинается Средневековье. Античное время – время появления философии – базовое понятие – наиболее общее фундаментальное учение о чеке, это теоретическая основа мировоззрения. Преднаука – единые не разделенные на отрасли знания философского характера с эпохи Античности до Возрождения, наука отделяется от религии.
2. Предпосылки:
* миф и религия как древние формы мировоззрения, но когда они становятся под сомнения, тогда возникает философия и преднаука, требуется доказательства.
* Главная – разделение труда на материальный и духовный, в первоб.обществе труд и искусство неразделимы (охотник и художник), нет частной собственности. Труд духовный и материальный приводит к специализации людей, возникают классы
* деление на классы, появление классов рабовладельцев и рабов. Появилась группа людей, которая могла систематически заниматься рефлексией и исследовательской работой. Могли специализироваться на духовном труде. Производительность труда стала выше, появился устойчивый прибавочный продукт и соответственно создались условия разделения на классы и для эксплуатации одного класса другим. Это обеспечило специализацию людей, что повысило производительность. Материальным трудом занимались рабы.
* из деления на классы выходят деления: на города и деревни – в городе концентрация культуры, на явления и сущность в мышлении, философы стремятся найти сущность – в этом важнейшее открытие античного интеллекта – разделение сущности и явления
3. Крупнейшее открытие античного интеллекта – это разделение сущности и явления. Античные философы пытаются найти первоосновы мира, которая далеко не очевидна. Мощным инструментом является рефлексия (правильно ли я мыслю? это инструмент самокритики.). Развиваются две парадигмы: реалистическая связана с материализмом –Фалес, Гераклид, Эпикур; антропоморфная связана с идеалистами – Пифагор, Зенон, Аристотель, Сократ
ОВФ и ВВФ уже есть.
4. 1 парадигма: Фалес и Анаксимандр (милетская школа), Гераклит, Демокрит и Эпикур (атомисты), Лукреций Кар (атомист)
2 парадигма: Пифагор, Парменид и Зенон (элеаты), Сократ, Платон и Аристотель.
Ищут первооснову мира.
Фалес – первооснова - водоподобное (вода дает жизнь, существует в разных формах), математик, сформулировал одну из теорем геометрии, первый предсказал солнечное затмение.
Анаксимандр – считал, что первооснова не сводится к конкретным вещам, вводит понятие «апейрон» – неопределенное и бесконечное материальное первоначало. Из него возникают все конкретные вещи и в него возвращаются. Первая формулировка закона сохранения. У него идея эволюции - неживое порождает живое, а живое порождает человека.
Гераклит – огонь - первоначало. Основоположник античной диалектики, когда противоположности рассматриваются в единстве и развитии (хаос – это порядок). Предлагает диалектический метод мышления. Гераклит вводит понятие «Мировой логос» (мировая гармония, закон).
Атомисты (Эпикур и Демокрит) – вершина античного материализма. Атом – предельно простая неделимая частица. Понятие об атоме очень продуктивно для науки. Ньютон – атомист. Клетка - атом жизни. Вещи возникают при присоединение атомов и погибают при разъединении. Демокрит вводит понятие детерминизм – механический подход – все события предопределены причинно-следственными связями, случайности нет, случайность – это то, что мы не знаем. Демокрит разделяет:
· Познание по истине – настоящее знание атома объективное
· Знание по мнению – субъективное – цветы, запахи, вкусы.
Идея развивалась Галилеем.
Эпикур – считает случайность существует, т.к. атомы могут отклоняться, у чека есть свобода, воля, выбор. Считает, что цвета и запахи объективны, мир таков, каким он нам кажется – антропоморфная идеалистическая парадигма.
Пифагор – число, оно имеет духовную основу – это объективный идеализм. Понимает его мистически, верит в реинкарнацию. Впервые высказал идею, что в мире есть закономерность, которую можно выразить числом, математически. Именно Пифагор высказал предположение о шарообразности Земли, а его последователи пифагорейцы лет через 500 впервые сформулировали идею гелеоцентрическую модель системы (Аристарх).
Элеаты Парменид и Зенон – представители метафизики, опровергают возможность движения логикой и разумом. Движение невозможно, есть только неподвижное бытие, а небытия нет. Небытие нельзя помыслить – это идеализм. Внесли вклад в развитие логики, пытались логически доказать невозможность движения
Сократ-Платон-Аристотель
Сократ – объективный идеалист с элементами субъективного идеализма, известен методологическими принципами научного мышления. Разрабатывает методологию вопросно-ответные процедуры, которые называет маевтика. Путем дедукции он может добиться формулировки любого тезиса в диалоге с собеседником. Может помочь родиться новой мысли. Сократ дал урок самокритики. 2 тезиса: «Я знаю, что я ничего не знаю» - призывает критически относится к уровню познания, иначе познание прекратиться. «Познай самого себя» - идеалистический поворот – сосредотачивается не чеке и его мире, нужно познать самого себя прежде всего, а не мир. С Сократа начинается переворот в античном мышлении. С Сократа они обращаются к Человеку. Сократический переворот.
Платон – основоположник объективного идеализма. 2 мира: мир идей и мир вещей, мир идей господствует. Познание по Платону – это анамнезис (припоминание). Человеческая душа вспоминает те идеи, которые у нее были до воплощения в тело.
Аристотель – дуалист. Склоняется к объективному идеализму.
Материализм у него. Критика двух миров Платона. Никакого особого мира идей нет, это просто неинформативное удвоение мира вещей. Сенсуализм – познание это не припоминание, это познание вещей через ощущения. Основоположник биологии, метеорологии.
Идеализм. Вещи – это единство материии и форма, но главную роль играет форма. В одном единственном случае существет фома форм – это Бог.
Аристотель – обобщил все знания античности, энциклопедист, основоположник частных наук (география, биология, формальная логика). Все науки о природе – это физика, философия – это метафизика. Он дуалист – есть моменты идеализма и материализма (критика Платона мир идей и вещей) – мир един и идеи существуют в вещах. Он выступает с позиций сенсуализма – учение, по которому главный источник познания – ощущения, потом мы об этом мыслим. Идеалистические моменты – говорит, что идеи в материальных вещах, но они играют главную роль в материальных вещах. Существует форма форм – идея без вещей - он не изменен, но он движет всем. Это парадокс неподвижного первого двигателя – это бог. Аристотель – телеолог.
5. Античность породила формальную логику и логическое мышление. Движение от логических парадоксов к системе законов. Логический парадокс: с какого момента чек становится лысым, чек умирает от падающей черепахи, чек ничего не должен, если в долг взял вчера – все течет, все меняется. Первый формально-логический закон мышления — закон тождества — был сформулирован Парменидом. Закон достаточного основания в качестве эмпирического закона мысли описан Демокритом.
6. Достижения АИ:
● Разделение сущности и явления;
● Поиск первоосновы;
● Формирование философии и «преднауки»;
● Зачатки науки (гелиоцентризм, атомизм)
● Развитие формальной логики.
Недостатки АИ:
● Большинство философов – диалектики, видят вещи в связи и движении, но они не видят их в прогресс, для них мировой процесс – это круговорот. Т.е. цикл, нет поступательного развития, от простого к сложному, развитие ограничено.
● Знания поверхностные, имеют наивный характер, философы хорошо знают связь вещей, но плохо знают элементы, так как практика и эксперимент не считались критерием истины и ее источником (практикой занимались рабы). Наука слабо дифференцирована, слабо обоснована. Античные философы не практики, а теоретики.