Природа человеческого интеллекта. Две парадигмы интеллекта.
План изложения: 1. Определение интеллекта. Интеллект в структуре человеческого сознания
2. Система фактов частных наук о человеке как закономерном результате ЕЗМП и «микрокосме». Агностицизм и иррационализм о человеческом интеллекте. Парадокс случайного человека.
3. Отражение. Сознание и интеллект как результат эволюции отражения
4. Реалистическая и антропоморфная парадигмы. Материализм и наука, идеализм и религия как их результаты
1. Интеллект - понимание сущностных сторон внешнего мира и самого человека
Интеллект – способность чека к абстракто-понятийному мышлению. В отличие от животных способен отражать действительность на уровне сущности (глубинная сторона вещей). Сущность отражается в языковой форме через понятия. Сущность нельзя представить наглядно, в этом и сила и слабость интеллекта. Сила интеллекта – проявлять сущность, создавать законы.
Закон – повторяющаяся необходимая существенная связь вещей.
Сознание = интеллект+чувства+воля – три элемента неразрывны, интеллект главенствует, так как осознает сущность, но без эмоций и воли, интеллект бессилен.
Психика человека: основа – высшая нервная деятельность (материальная, физиологическая, рефлексы головного мозга), далее – бессознательное (Фрейд, Юнг, далеко не все осознается интеллектом), и затем собственно сознание – осознаваемая психика (чувства, эмоции, воля).
ВНД изучали Павлов и Сеченов. Психика – более общее понятие, есть у животных, но у чека в психике возникает осознаваемая часть (животное осознает явления и к ним приспосабливается, а чек осознает сущность предметов, преобразовывает свою окружающую среду).
2. Система фактов и теорий частных наук о природе и чеке свидетельствует, что человек неслучайное явление в мире – это закономерный результат эволюции развития
ЕЗМП – бесконечная необходимая последовательность форм материи, каждая из которых обладает своей сущностью, способностью к развитию (физ, хим, биол, соц) Физическая материя не самая простая форма материи. Чек сам может бесконечно развиваться благодаря труду и мышлению. Чек – это микрокосм – малый космос, в нем сконцентрированы все основные результаты развития (ф,х,б,с).
Согласно научной философии, для чека нет принципиально непознаваемых вещей, чек не чужд миру, его интеллект способен правильно отражать истину.
Агностицизм – сторонники утверждают, что чек – случайное явление, его интеллект бессилен, он не может познать сущность вещей. Но против этого факты: система фактов – чек не случайное явление - парадокс неслучайного чека – допустим, чек случаен, но тогда он не может судить о своей случайности. Так как судить об этом достоверно может только не случайное существо, которое знает свое место, знает связь вещей. Чек не может утверждать свою случайность.
3. отражение - фундаментальное свойство материи, проявление ее активности (химическая реакция двух веществ, биология – адаптация, приспособление помогает выживать организму, появляется раздражимость и психика), закономерный этап развития которого становится психика и ее высшая форма сознание; способность взаимодействующих тел воспроизводить особенности друг друга.
раздражимость – неспецифический ответ ткани на факт внешнего воздействия. Раздражимость различает положительные и отрицательные характеристики.
Психика характерна для позвоночных, сложных животных, способность отражать собственное качество других объектов, в том числе нейтральные характеристики. Психика дает более целостную картину, психика – результат отбора.
Социальная форма материи – чек, общество. В психике появляется сознание.
сознание - это высшая форма отражения материального мира, связанно с трудом и речью, позволяет отражать сущности и законы. Общая закономерность эволюции сознания – чем материя сложнее, тем более глубоко и правильно она отражает действительность.
Человек рассматривается как микрокосм, несущий в себе бесконечное многообразие материального мира. Способ существования человека – производство своего собственного бытия и своей сущности посредством преобразования природы. Человек способен к бесконечному познанию и преобразованию мира, бесконечному творению своей материальной и духовной сущности. Человеческий труд и интеллект по природе своей бесконечны.
4. Мысль претерпевает сложнейший процесс развития от своего животного предшественника до мысли современного человека. Не обладая абсолютной самостоятельностью, мысль развивается как результат и средство материального труда, преобразующего природную среду и самого человека. Поэтому мысль должна проходить свои исторические этапы развития в виде последовательности исторических типов интеллекта (определенных способов мышления, парадигм). Выделяют две основные парадигмы:
Реалистическая парадигма заключается в понимании вещей такими, какими они являются сами по себе, в их объяснении «из самих себя», без каких-либо посторонних прибавлений. Реалистическая парадигма проходит через всю историю человечества и определяет все достижения человеческого интеллекта.
Антропоморфная парадигма возникает одновременно с реалистической. Связана с переносом на природные явления человеческих качеств, прежде всего способности мышления и сознательного действия.
Животный интеллект.
План изложения: 1. Отражение. Раздражимость и психика
2. Сущность живого и приспособительный характер биологического отражения
3. Инстинкты и временные связи, условные и безусловные рефлексы как физиологическая основа животного «интеллекта»
4. Животный «интеллект» как «мышление» чувственными образами. Аналоги человеческого мышления на биологическом уровне.
5. Ограниченность животного «интеллекта» в сравнении с интеллектом человека
1. отражение - фундаментальное свойство материи, проявление ее активности (химическая реакция двух веществ, биология – адаптация, приспособление помогает выживать организму, появляется раздражимость и психика), закономерный этап развития которого становится психика и ее высшая форма сознание; способность взаимодействующих тел воспроизводить особенности друг друга.
раздражимость – неспецифический ответ ткани на факт внешнего воздействия. Раздражимость различает положительные и отрицательные характеристики.
Психика характерна для позвоночных, сложных животных, способность отражать собственное качество других объектов, в том числе нейтральные характеристики. Психика дает более целостную картину, психика – результат отбора.
2. Сущность живого – самосохранение путем преобразования среды, все свойства жизни направлены на выживание.
3. Психика высших животных базируется на двух основных видах реакций — инстинктах и временных связях (ассоциациях). Инстинкты — врожденные формы поведения и отражения среды, сложившиеся в результате биологической эволюции. Временные связи формируются в психике животных при жизни в ходе индивидуального приспособления к среде (в антогинезе). Временные связи — отражение внешних связей между различными воспринимаемыми животными явлениями среды — звуками, запахами и т. д.
Инстинкты и ассоциации входят также в состав психики человека, образуя очеловеченный биологический фундамент его сознания, интеллектуальной деятельности. К инстинктам человека можно отнести инстинкт самосохранения, двигательный, половой, родственный, познавательный.
Психическая деятельность животных и человека имеет свою физиологическую основу, которая составлена безусловными (врожденными, видовыми) и условными (прижизненно образующимися) рефлексами. Теория условных и безусловных рефлексов, созданная Сеченовым, Павловым и их последователями, раскрывает физиологический фундамент психической деятельности.
4. О животном интеллекте можно говорить в иносказательном смысле, т.к. животная психика развита очень высоко, в ней протекают процессы аналогичные психике чека. У животных есть способность к обобщению, анализу и синтезу в результате эксперимента. Животный интеллект может познавать связи явлений, сущность вещей животный интеллект отразить не может. Психика животных функционирует только в рамках приспособительного образа жизни. Животное отражает явление и приспосабливается к нему, а чек отражает сущность, может преобразовывать среду и самого себя. Животное приспосабливается к ситуации, не осознает закономерность и общую связь вещей, они не могут выйти за пределы ситуации (обезьяны на плоту, пожар, тушат водой из ведер, но не из реки)
5. Главная ограниченность – животные отражают явления, чек – сущность. Изготовление орудий для орудия – характеристика человеческого интеллекта, животные используют орудия труда, но изготавливают их с помощью своей биологии. А чек, зная сущность вещей, создает орудие для орудия.
Производство своего собственного существования свойственно человеку как высшей форме материи. Производящий способ существования порождает новую форму мышления – человеческий интеллект, способный отображать как явления, так и сущность действительного мира. Для человеческого интеллекта предметом отображения становится бесконечный мир и собственная неисчерпаемая сущность. Интеллект по своей природе бесконечен.
Первобытный интеллект.
План изложения: 1. Специфика человеческого интеллекта в сравнении с «интеллектом» животных.
2. Как мы можем судить о первобытном интеллекте?
3. Миф как первая форма объясняющего интеллекта. Реалистическая и антропоморфная парадигмы. Материализм и наука, идеализм и религия как их результаты
4. Леви-Брюль об индивидуальном и коллективном интеллекте первобытности. Принцип партиципации. Примеры первобытного мышления.
1. О животном интеллекте можно говорить в иносказательном смысле, т.к. животная психика развита очень высоко, в ней протекают процессы аналогичные психике чека. У животных есть способность к обобщению, анализу и синтезу в результате эксперимента. Животный интеллект может познавать связи явлений, сущность вещей животный интеллект отразить не может. Психика животных функционирует только в рамках приспособительного образа жизни. Животное отражает явление и приспосабливается к нему, а чек отражает сущность, может преобразовывать среду и самого себя. Животное приспосабливается к ситуации, не осознает закономерность и общую связь вещей, они не могут выйти за пределы ситуации (обезьяны на плоту, пожар, тушат водой из ведер, но не из реки)
Главная ограниченность – животные отражают явления, чек – сущность. Изготовление орудий для орудия – характеристика человеческого интеллекта, животные используют орудия труда, но изготавливают их с помощью своей биологии. А чек, зная сущность вещей, создает орудие для орудия. Производство своего собственного существования свойственно человеку как высшей форме материи. Производящий способ существования порождает новую форму мышления – человеческий интеллект, способный отображать как явления, так и сущность действительного мира. Для человеческого интеллекта предметом отображения становится бесконечный мир и собственная неисчерпаемая сущность. Интеллект по своей природе бесконечен.
Первобытный человек обладал знаниями системы природных явлений (наблюдения). Интеллект этого периода развития общества обладал простейшей логикой, воспроизводившей логику вещей. В процессе складывания логики вещей должны были постепенно складываться и формально-логические законы: тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Перед первобытным человеком становится задача объяснения системы природных явлений, и возникает новый уровень интеллекта – объясняющий.
2. Считается, что первобытный интеллект появляется с первобытным чеком, начинается с 800 тыс лет назад – петикантроп, неандерталец – эти существа производят орудия труда, орудия для орудия, эти орудия имеют определенную форму, была мысленная цель создания орудия, было уже общение, речь, язык, труд в социальном смысле. Судить о первобытном интеллекте можно по трем источникам: следы материального труда, искусства, материальная культура; некоторые племена воспроизводят способ существования первобытного чека; каждый из нас воспроизводит первобытный интеллект – ребенок ведет себя также как первый чек – наделяет природу одушевлением.
3. Первобытный интеллект имеет мифологический характер.
Миф – историческая форма мировоззрения в качестве господствующей характерной для первобытного общества. Особенности мифа:
· Антропоморфизм – природа наделяется человеческими качествами.
· Политеизм – многобожие, свой дух у явлений.
· Одноплановое повествование – в мифе не выделяется скрытого: природа, люди, боги действуют на одном уровне (чек превращается в камень, бог обретает облик чека, герои становятся богами)
· Синкретизм – разные виды деятельности неразрывно связаны (экономика, искусство, чек и природа)
Миф – первая форма объяснения природы и чека, имеет наивный донаучный характер. Но из мифа возникают все более поздние формы сознания и наука. Уже в мифе прослеживаются две парадигмы реалистическая и фантастическая (антропоморфная). Реалистическая - объясняет мир из него самого, без фантастики, результатом реал.парадигмы стали частные науки, материализм в философии. Антропоморфная – попытка объяснить мир через духовные качества чека (телеология – учение о существовании в природе объективных нечеловеческих целей – наказание божье). Результат антроп.парадигмы – идеализм, религия.
Миф представляет собой попытку антропоморфного объяснения окружающего мира и жизни общества. Мифы длительное время служили одним из важнейших регуляторов общественной жизни, среди которых главную роль играл страх перед таинственными силами мира. Мифологический тип интеллекта вошел в форму религиозного интеллекта. Религиозный интеллект появляется позднее: в античную и средневековую эпохи. Религия также основана на антропоморфной парадигме.
Материализм – философское учение, согласно которому материя первична, а сознание вторично.
4. Люсьен Леви-Брюль различал индивидуальный и коллективный интеллект. Индивидуальный интеллект связан с развивающейся логикой, рационален, опирается на индивидуальный опыт первобытного человека и приспособлен для того, чтобы человек выжил. Связан с реалистической парадигмой.
Коллективный интеллект исходит из антропоморфной парадигмы, функционирует на принципе партиципации. В соответствии с этим принципом, первобытный человек полагал, что объект может находиться одновременно в разных местах, изображение объекта тождественно самому объекту. Поэтому воздействие на изображение животного повлечет за собой удачу на охоте, например. Индивид поглощен обществом, страшно изгнание.