Есть одна истина в христианстве, которая очень трудно принимается нашим разумом и нашей плотью.
Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного (РСП66 К Евреям 11:36-39).
Исторический факт: чем духовно более значим человек, тем он более был унижен или унижался.
По поводу чего Иисус сказал слова, записанные у Матфея 23:12, каков их контекст?
1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим 2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; 3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: 4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; 5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; 6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! 8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; 9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; 10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. 11 Больший из вас да будет вам слуга: 12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. (РСП66 От Матфея 23:1-12)
Книжники и фарисеи испытывали удовольствие, когда они напускали на себя особую значимость, ставя себя в позицию превосходства над другими людьми. И это всё строилось на Божьей заповеди учить и наставлять друг друга. Быть наставником – это нормально. Но возвышать себя в своём сердце над другим человеком, потому что ты его наставляешь, - это грех самовозвышения.
Ту же самую фразу Иисус сказал по другому случаю?
7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: 8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, 9 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. 10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, 11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (РСП66 От Луки 14:7-11).
Занимать какую-то более высокую позицию по собственной оценке – это тоже грех самовозвышения. Если ты заслуживаешь этой позиции и люди, оценивая это, ставят тебя туда – это нормально.
Эпидемия зависимости от общественного мнения и желания, чтобы мною восхищались, толкает людей искать способы, как возвыситься.
Всё это приходит на отсутствие подчинения Богу. Не принимая Бога своим Отцом, человек живёт в неуверенности и страхе, которые он пытается спрятать под большим количеством денег, власти или достижений. Из-за страха одиночества человек попадает в рабство и зависимость от того, что говорят о нём люди.
Когда человек обращается ко Христу, Он становится дитём Бога, и Дух Святой начинает подтверждать ему это.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" 16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. (РСП66 К Римлянам 8:15,16)
Понимание и принятие Отцовства Бога приносит глубокий мир в сердце, независимо от того, что говорят обо мне люди.
Непринятие Отцовства Бога загоняет человека в душевный тупик и сильную ранимость.
Как правильно реагировать на унижение? Примеры.
1) Царь Давид.
5 Когда дошел царь Давид до Бахурима, вот вышел оттуда человек из рода дома Саулова, по имени Семей, сын Геры; он шел и злословил, 6 и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида; все же люди и все храбрые были по правую и по левую сторону [царя]. 7 Так говорил Семей, злословя его: уходи, уходи, убийца и беззаконник! 8 Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты - кровопийца. 9 И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову. 10 И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? 11 И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; 12 может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие. 13 И шел Давид и люди его [своим] путем, а Семей шел по окраине горы, со стороны его, шел и злословил, и бросал камнями на сторону его и пылью. (РСП66 2-я Царств 16:5-13)
2) Иисус Христос.
Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. (РСП66 Исаия 53:3)
Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. (РСП66 1-е Петра 2:23)