Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера

Одним из первоначальных мероприятий в этом плане является выполнение правил «разумного поведения общения», выдвинутых Г. Селье [38]. Они сводятся к следующему: не ломать копий из-за пустяков, не дру­жить с «трудными», несдержанными людьми, избегать напыщенности и неискренности в общении, иметь в жизни интересы, не нагнетать тоску, не «накручивать» бесконечные проблемы, чаще вспоминать о приятных событиях в своей жизни и избегать неприятных коллизий и т. п. Еще одним средством избежать стресса является отрыв от стрессогенной обстановки (активный отдых, активная деятельность, которая исключает мысли о воз­можном стрессе, любимые занятия, психорегулирующие упражнения и др.) [1].

В более сложных случаях весьма эффективным может оказаться использование защитных механизмов личнос­ти (психологическая защита). В психоанализе под ними понимается прочный поведенческий паттерн (схема, модель, стереотип), образованный с целью обеспечить защиту человека от осознания явлений, порождающих тревогу. Основными из таких механизмов являются вы­теснение, проекция, регрессия, фиксация, сублимация и др. Их основная особенность заключается в том, что они носят неосознаваемый характер и всегда искажают реальную действительность[33].

В психологии труда, инженерной психологии и эргономике понятие защитных механизмов понимается более расширенно. Здесь довольно часто под ними понимаются любые реакции, действия человека, сознательно направ­ленные на предотвращение неблагоприятной ситуации. Однако более правильно в этих случаях говорить о меха­низмах (стратегиях) совладения со стрессом [33]. Приме­рами их является эмоциональное выгорание (подробнее см. гл. 4), селекция информации по ее важности в усло­виях информационной перегрузки или дефицита времени и т. п. Однако оба эти понятия - и защитные механизмы, и механизмы совладения — объединяет тот факт, что они являются средством приспособления человека к чрезмер­ным требованиям реальности.

Рассмотренные приемы выполнения правил разумного поведения, использования механизмов психологической защиты во многих случаях способствуют предотвращению стресса, но полностью этого не гарантируют. Несмотря на это, стресс все же может наступить. Первая помощь в ос­трой стрессовой ситуации может быть следующей:

· желательно не принимать никаких решений;

· прислушаться к совету предков: сосчитать до десяти;

· заняться своим дыханием: медленно вдохнуть носом воз­дух, на некоторое время задержать его и крайне медленно через нос выдохнуть;

· побыть некоторое время наедине с собой;

· умыться холодной водой;

· осмотреться по сторонам и, переводя взгляд с одного пред­мета на другой, мысленно описать их внешний вид;

· посмотреть в окно на небо, сосредоточиться на том, что вы видите;

· набрав стакан воды, медленно, как бы сосредоточенно, выпить ее, сконцентрировать внимание на ощущениях, когда вода попадет не в то горло;

· выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч и на выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу; вдыхать глубже, следить за дыханием; продолжать делать это в течение одной-двух минут, затем медленно выпрямиться.

Подробнее с этой методикой можно ознакомиться в специ­альной литературе [1]. Если острые стрессовые ситуации возникают довольно часто или рассмотренная методика не дает должного эффекта, следует использовать более сложные приемы, в основе которых лежат методы психической саморегуляции (ПСР). С их помощью решаются две группы задач [29].

Первая из них заключается в оптимизации функциональ­ного состояния человека в течение рабочего дня в целях обеспечения и поддержания его высокой работоспособ­ности. Частными задачами здесь являются:

· устранение эффектов утомления в процессе работы;

· купирование стрессовых симптомов, дезорганизующих деятельность и препятствующих её выполнению в опти­мальном режиме;

· снятие чрезмерного эмоционального напряжения и вос­становление оптимального эмоционального фона деятель­ности.

Вторая группа задач связана с формированием мер по поддержанию профессионального здоровья. Сюда относятся: коррекция состояния хронического стресса профессионального происхождения; профилактика возникновения синдрома профессионального «выгорания» или снятие таких его проявлений, как эмоциональное «выгорание»; коррекция профессиональных неврозов и страхов (напри­мер, отказа от полетов в авиации); психологическая помощь при возникновении посттравматических стрессовых расстройств и кризисных состояний у лиц, работающих в экстремальных условиях [29].

Для деятельности человека в экстремальных условиях на­иболее важными являются произвольный и осознаваемый, а также осознаваемый и целенаправленный уровни само­регуляции. Поэтому о последней наиболее часто говорят в связи со способностями человека сознательно изменять свое состояние. При этом на осознаваемом и целенап­равленном уровнях рассматриваются такие методы, как самоприказ, самоубеждение, изменение направленности сознания, целевых установок и мотивов.

К числу основных методов саморегуляции на произволь­ном и осознаваемом уровнях относятся: нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, идеомоторная тре­нировка, приемы сенсорного репродуцирования образов. В качестве дополнительных приемов, усиливающих влия­ние саморегуляции, используются суггестия (внушение), светомузыкальные воздействия, различные виды произ­водственной гимнастики. Эти методы были рассмотрены выше, здесь же рассмотрим основные методы этого уровня.

Релаксация (от лат. relaxatio - уменьшение напряже­ния, ослабление) - состояние покоя, расслабленности, возникшей у субъекта вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслаблению мышц, включенных в различные виды активности. Эффективным методом обучения релаксации является установление обратной связи с помощью приборов, фиксирующих уровень биоэлектрической активности и делающих его доступным восприятию обучаемым. Релаксация является одним из обязательных приемов аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка (от греч. autos - сам, genos -происхождение) представляет собой метод управления человеком своим функциональным состоянием. Метод основан на самовнушении и саморегуляции, с помощью которых человек путем специальных упражнений учится расслаблять мускулатуру своего тела или его отдельных частей, влиять на нервно-психические процессы, сердеч­но-сосудистую систему, обмен веществ. Аутогенная тре­нировка способствует развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непро­извольную умственную активность в целях повышения эффективности значимой для субъекта деятельности и психологической готовности к ее выполнению в условиях действия экстремальных факторов.

Система аутотренинга делится на два этапа: формирова­ние умения оценивать своё состояние и мобилизация. На первом этапе основное внимание уделяется мышечным релаксациям, выработке чувства спокойствия и уверен­ности. Соответствующие упражнения направлены на расслабление мышц, создание ощущения тяжести, тепла и холода, свидетельствующих об управлении вегетатив­ными функциями. На втором этапе в период мобилиза­ции задача состоит в том, чтобы научиться произвольно управлять своим состоянием. При этом предполагается научить человека вызывать у себя необходимые измене­ния и тем самым мобилизовать себя в период наступления усталости, сформировать волевую установку для действий в экстремальных условиях.

К числу основных методов ПСР относятся также идеомоторная тренировка (ИТ) и сенсорная репродукция. Основу ИТ составляет сходный эффект реального и воображаемого движения, но только в том случае, если воображаемый двигательный акт был ранее освоен в реальности. Приемами ИТ являются упражнения по мысленному воспроизведению освоенных ранее двигательных актов -образы движения, при этом интенсивное повторение мысленного выполнения движения способствует стабилизации и закреплению навыков. ИТ целесообразно использовать в том случае, когда в тренинг ПСР входит нервно-мышечная релаксация: двигательные релаксационные упражнения могут быть трансформированы в их мысленное воспроизведение [29]. Основные приемы ИТ используются также в процессе психологической подготовки специалистов для работы в экстремальных условиях. Этот её аспект будет рассмотрен позже.

Сенсорная репродукция основана на оперировании образными представлениями целостных ситуаций, которые ассоциируются у человека с отдыхом, расслаблением и возможностью последующей активации своего состояния. В отличие от ИТ сенсорная репродукция может быть использована как самостоятельный вид тренинга ПСР. Применение сенсорной репродукции направлено не столько на тренировку воображения, сколько подчинено прежде всего задаче формирования требуемых функциональных состояний [29].

4. Психологическая подготовка и тренировка

Важным элементом профессиональной подготовки специалистов, работающих в экстремальных условиях, является психологическая подготовка. Под ней понимается целенаправленное формирование психологическими средствами индивидуальных приемов, обеспечивающих человеку сохранение заданных параметров выполнения деятельности в сложных условиях. Она является, как правило, основным элементом профессиональной подготовки летного состава, спасателей, пожарных, работников правоохранительных органов, военнослужащих и т. д. Однако с усложнением многих других видов деятельности, связанных с возникновением особых условий, элементы психологической подготовки нужны и им [43].

Формы и методы психологической подготовки весьма разнообразны, они определяются характером и услови­ями деятельности, а также теми требованиями, которые она предъявляет к психологическим качествам человека. Одним из способов психологической подготовки явля­ется моделирование в процессе тренировки необычных (в т. ч. экстремальных) ситуаций и отработка при этом необходимых действий. Благодаря этому, возникающая в реальной деятельности экстремальная ситуация является для человека уже не столь неожиданной, он оказывается более подготовленным к ней.

Такое моделирование может проводиться с помощью специ­альных стендов и макетов (ситуационное моделирование), либо в идеальном плане. Последнее основывается на воспро­изведении тренируемых навыков или отдельных элементов деятельности с помощью умственных представлений. При этом возможна идеомоторная или мысленная тренировка. Общее представление о ней, как об одном из методов ПСР, было дано ранее. Здесь же рассмотрим это понятие в плане психологической подготовки. В данном случае идеомотор­ная тренировка заключается в представлении о движении, как если бы оно выполнялось в реальности. Несмотря на отсутствие реализации движения, в идеомоторном акте имеются не только перцептивные (в виде зрительных об­разов и мышечных ощущений), но и эффекторные компо­ненты (слабая мышечная динамика, возбуждение мышц), соответствующие данной двигательной задаче.

Последнее связано с тем, что в наше неспокойное время практически каждому человеку необходимо научиться мысленно представлять себя в той или иной стрессовой ситуации (причем чем она труднее, тем лучше), научиться

расслабляться, глубоко дышать (основной прием, помога­ющий избавиться от страха), продумывать пути выхода из этих ситуаций, несколько раз проигрывать в воображении весь «сценарий», чтобы выработать стереотип уверенных действий, когда это понадобится [45].

Приобретаемые в ходе обоих видов моделирования (си­туационного и мысленного) навыки повышают степень сознательного контроля над протеканием психических процессов, а также в будущем могут снизить экстремаль­ность и неожиданность ситуации. В целом все это повы­шает психологическую готовность человека к действиям в неожиданных ситуациях.

Другое направление психологической подготовки связано с совершенствованием и тренировкой профессионально важных психологических качеств. Тренировке в первую очередь подлежат те из них, которые являются наиболее важными и наиболее легко тренируемыми. Для трениров­ки используются как специальные методические приемы (например, правила мнемотехники), так и специальные психологические тренажеры. Существуют, например, тренажеры памяти, внимания, реакции и др. Хорошие результаты в плане психологической подготовки дают рассмотренные ранее специальная производственная гим­настика, нервно-мышечная релаксация (расслабление), самовнушение, аутогенная тренировка.

В целом же психологическая подготовка связана с фор­мированием психологической устойчивости, умением преодолевать напряженность, которая может вызываться многими факторами рабочих и внешних условий труда. На основании этого можно сделать вывод, что психоло­гическая подготовка — это тренировка психики человека на ее устойчивость и общую активность. Иногда это на­правление подготовки называют также психологической тренировкой [18], антистрессовой тренировкой [43], пси­хологической экстремальной подготовкой [45]. Несмотря на различие в терминологии, главная цель такой подго­товки заключается в том, чтобы повысить экстремальную готовность человека [43], его стрессоустойчивость.

Таким образом, для психологической подготовки ос­новополагающее значение приобретает исследование возникающей у человека напряженности. Как показы­вают многочисленные исследования [14, 18, 49], в усло­виях напряженности в организме возникают глубокие физиологические сдвиги, их совокупность называют физиологическим дискомфортом. Ему сопутствуют, а в ряде случаев и предшествуют, определенные сдвиги в психике человека: изменения в продуктивности внима­ния, памяти, оперативности мышления, психомоторики. По аналогии эти сдвиги называют психологическим дискомфортом, характеризующимся совокупностью разнохарактерных и разноуровневых сдвигов в психике. Наиболее характерной для них является «блокада» поз­навательных процессов: сужается объем внимания, появ­ляются пустые фиксации (человек смотрит, но не видит). В процессе мышления нарушаются процессы синтеза, затрудняется актуализация нужных связей, выдвижение гипотез принимает импульсивный характер- На этапе сенсорных реакций возможны спонтанные, запоздалые, ошибочные действия, обилие нецелесообразных пробных движений, дезавтоматизация навыков.

Между физиологическим и психологическим дискомфор­том нет однозначной связи. Сложная и диалектически противоречивая динамика напряженности проявляется еще и в том, что эмоциогенные факторы по-разному дейс­твуют на различных людей. У одних они могут вызывать стенические (повышающие работоспособность) реакции, у других - астенические (понижающие работоспособность). Наконец, они могут быть просто индифферентными, не оказывать заметного влияния на человека.

Многообразие и противоречивость воздействия характер­ных факторов не поддается строгому учету, они не всегда бывают однозначными. Тем не менее, в экстремальной психологии выделяются наиболее типичные и обяза­тельные в условиях деятельности стрессовые факторы. Их общая характеристика приведена в табл. 2 [13].

При пользовании таблицей следует иметь в виду, что в ней представлены наиболее типичные, характерные факторы напряженности, а также пути и средства ее преодоления, используемые в процессе психологичес­кой подготовки. Более частные методы изложены в предыдущих главах при рассмотрении соответствую­щих вопросов. Сведения о них можно получить также в специальной литературе [13, 31, 34].

Таблица 2.

Факторы, вызывающие напряженность, и пути их преодоления

Факторы напряженности Пути их преодоления
Угроза жизни   Знание обстановки и возможных средств защиты. Накопление опыта эмоционально-волевого поведения. Моделирование риска
Ответственность за выполнение задачи Накопление опыта эмоционально - волевого поведения
Дефицит информации и «засорение» ею   Приобретение опыта решения задачи при не­полных данных, в условиях неопределенности. Предвидение возможных изменений обстановки. Создание помех в условиях тренировки
Дефицит времени   Ограничение времени на принятие решения. Строгое соблюдение нормативов деятельности. Автоматизация отдельных компонентов деятель­ности. Овладение обобщенными (укрупненными) способами действий. Переход от принудительного темпа к самостоятельно регулируемому
Социально-психоло­гическая и сенсорная изоляция Предоставление человеку инициативы и самостоятельности при решении задач. Моделирование в процессе подготовки условий изоляции
Межличностная сов­местимость Повышение совместимости и когерентности производственных коллективов

ГЛОССАРИЙ

Абиотические факторы (от греч. а - приставка, означающая отри­цание; bios - жизнь) - совокупность условий внешней среды, ока­зывающих воздействие на функциональное состояние человека, его работоспособность, поведение и психику. К А. ф. относят химические вещества, электрическое состояние атмосферы, вспышки солнечной активности, изменение магнитного поля Земли и др.

Автоматизация движений- процесс формирования двигательных навыков путем упражнения. А. д., как правило, является положитель­ным фактором, так как разгружает сознание и облегчает деятельность, при изменении условий деятельности, вызывающих затруднения в выполнении движений, происходит деавтоматизация навыка, перерегуляция движений с неосознанного уровня на уровень его сознатель­ного регулирования.

Автоматизм - действие, реализуемое без непосредственного участия сознания. Различают первичные (врожденные) ивторичные А, обра­зующиеся прижизненно; а также моторные, речевые и интеллекту­альные А. Под влиянием экстремальных факторов сложившиеся А. могут разрушаться.

Адаптационный синдром (от лат. adapto - приспособляю, греч. syndrome - стечение) - совокупность адаптационных реакций орга­низма, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воз­действия (стрессоры). Возникающие при этом функциональные состо­яния называются стрессом. Понятие А. с. было предложено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. В развитии А. с. выделяют три стадии: тревоги, сопротивляемости и стабилизации (либо истощения).

Адаптация (от лат. adapte - приспособляю) - приспособление строения и функций организма к изменяющимся условиям среды: общеприродным, производственным, оциальным. Процессы А. направлены на сохранение гомеостаза и связаны с формированием динамического стереотипа. По времени протекания различают быструю (кратковре­менную) и медленную (долговременную) А. По механизмам протекания различают физиологическую А. (формирование физиологического эк­вивалента деятельности), сенсорную А. (изменение чувствительности анализаторов), социальную А. (приспособление к условиям социальной среды), производственную А. (приспособление к условном труда). Адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности имеют ряд общих черт и называются адаптационным синдромом. В последние годы в связи с успехами кибернетики принято также говорить об А. отдельных технических устройств (адаптивные средства отображения информации, адаптивные роботы и т. п.).

Адаптивность -интегративное свойство, характеризующее тенденции фун­кционирования человека как целеустремленной системы, определяюще­еся: соответствием (адаптивность), относительным несоответствием (неадаптивность), крайней степенью несоответствия либо отсутствием возмож­ности адаптации (дезадаптивность) между целями и устремлениями чело­века и достигаемыми в процессе его трудовой деятельности результатами.

Аддитивность(от лат. Addition - прибавление) - получение целого путем сложения; свойство величин, состоящее в том, что значение величин, соответствующих целому объекту, равно сумме значений величин, соответствующих его частям, независимо от способа деления объекта на части. Свойством А. обладает напр., воздействие на человека некоторых неблагоприятных факторов среды (ускорения + вибрации, изоляции + депривации), количество информации, поступающее к человеку от нескольких независимых источников и др.

Адекватная мобилизация (от лат. adeguatus - приравненный, рав­ный) - функциональное состояние человека, при котором изменения в его организме являются закономерной реакцией на создавшуюся ситуацию, обусловливают высокую надежность и точность работы и обеспечивают при предъявлении к организму требований, превышаю­щих успешное выполнение данной деятельности, наблюдается переход от состояния А. м. к состоянию динамического рассогласования. Пос­леднее наиболее характерно при работе в экстремальных условиях.

Адреналин- выделяемое надпочечными железами вещество, стимули­рующее симпатическую нервную систему. Является проявлением стрес­совой реакции и приводит к увеличению количества глюкозы в крови.

Антиципация - (от лат. anticipo - предвосхищение) - способность орга­низма предвосхищать, приспосабливаться к ожиданиям раздражителя и ситуациям: представление человеком результатов своего действия еще до его осуществления. Понятие А. тесно связано с понятием адаптации и опережающего отражения.

Аутогенная тренировка(от греч. aytos - сам, delos - происхожде­ние) - психотерапевтический метод, основанный на самовнушении и саморегуляции. В результате А. т. у человека развивается способность управлять своим состоянием до, во время ипосле экстремального воздействия. Различают две стадии А. т: реакцию (расслабление) и создание гипнотических состояний различного уровня.

Аффект - сильная, бурно протекающая эмоция взрывного характера, не поддающаяся сознательной регуляции и сопровождающаяся интен­сивными двигательными проявлениями.

Афферентация(от лат. afferentis - приносящий) - поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстеро), так и внутренних органов (интериоризация). А. находится в прямой зависимости от состояния (активности _или пассивности) индивида (см. также Измененная афферентация).

Барокамера - герметическая емкость, в которой искусственно созда­ется пониженное (декомпрессионная Б.) или повышенное (компресси­онная Б.) давление воздуха или газа. Б. предназначена для имитации статических факторов (газовый состав, давление, температура) подвод­ных погружений, кессонных работ, подъемов на высоту, космических и межпланетных полетов с целью изучения изолированного или совмес­тного влияния этих факторов на организм человека, а также с целью тренировки людей для деятельности в экстремальных условиях.

Барьер психологический - внутреннее препятствие, непроизвольное сопротивление человека какому-либо воздействию, активизации мыс­ли, желания, мотива, вызванное их характером, неприемлемым для данного индивида.

Бдительность человека-оператора - свойство человека, характеризую­щее его способность своевременно обнаруживать сигналы и выполнять необходимые действия: Адекватной математической моделью, исполь­зуемой для количественной оценки Б., является теория обнаружения сигналов.

Безопасность труда - состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных фак­торов. Б. т. определяется безопасностью производственного оборудова­ния и безопасностью производственного процесса. Традиционно Б. т. рассматривалась как чисто техническая и организационная проблема. Однако в последнее время чаще признается, что помимо этого сущес­твует и общепсихологическая проблема - изучение закономерностей деятельности человека в условиях потенциальной опасности и путей обеспечения ее безопасности. Проблема Б. т. входит составной частью в общую проблему безопасности жизнедеятельности.

Биологическая обратная связь - получение человеком информации (как правило, при помощи специальных приборов, индикаторов и инструмен­тов) о том, что происходит в его организме. Обладая такой информацией, человек может контролировать протекающие в нем процессы. Б. о. с. включает три этапа: измерение психофизиологического параметра, пере­вод полученного значения в доступную для дальнейшего использования форму и передача полученной информации человеку, стремящемуся контролировать процессы своего организма. Б. о. с. позволяет контро­лировать мышечное напряжение, артериальное давление, положение позвоночника, частоту сердечных сокращений, электропроводность кожи и т. п. Она используется в процессе психической саморегуляции, например, аутогенной тренировки, медитации, прогрессивной реакции и т. п.

Большая пятерка - пять факторов, измеряемых обычно с помощью личностных опросников и способствующих повышению стрессоустойчивости личности. К ним относится экстраверсия, готовность согла­шаться, честность, эмоциональная устойчивость и культура.

Взаимодействие (в психологии) - опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающее их взаимообусловленность и взаимосвязь. В. выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Особенностью В. является его обусловленность. В психологии изучаются такие виды В., как В. анализаторов при приеме информации, В. навыков, межличностное В., В. человека и ЭВМ и др.

Вибрация (от лат. vibrato - колебание, дрожание) - механические ко­лебания твердых тел. В. характеризуется амплитудой и частотой, из которых выводят скорость и ускорение. По влиянию на организм чело­века различают локальную и общую В. При длительном и хроническом воздействии и превышении санитарно-гигиенических норм В. вызывает у человека вибрационную болезнь, крайним проявлением которой яв­ляется вибрационный стресс.

Визуальная психодиагностика - отрасль психологии, задача которой состоит в изучении важных характеристик поведения и облика челове­ка в целях проникновения во внутреннее психологическое содержание личности и оптимизации использования возможностей индивидуаль­ных особенностей человека.

Внимание - направленность и сосредоточенность деятельности субъ­екта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающая повышение сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности субъекта.

Волевое усилие - сознательно совершаемое усилие, являющееся толч­ком (импульсом) к выбору цели, к концентрации внимания на объекте, исполнению принятого решения, к началу или остановке движения и т.п. В. у. необходимо при преодолении человеком неблагоприятных психических состояний: утомления, монотонии, напряженности, стра­ха и др. (особенно это относится к деятельности в экстремальных ус­ловиях, когда возникают препятствия на пути к поставленной цели).

Врабатывание - процесс вхождения человека в текущую деятельность. Заключается в повышении уровня работоспособности и функциональ­ного состояния организма и психики в начале работы (дежурства, смены и т. п.). Разновидность адаптации. В ходе выполнения работы может наблюдаться также вторичное В. Оно проявляется в достижении более высокого уровня функционального состояния и работоспособ­ности при возникновении новой ситуации, предъявляющей человеку более высокие требования к его мобилизованности, использованию имеющихся возможностей, активности и т. п.

Время реакции человека - интервал времени от момента поступления сигнала до ответной реакции человека. Часть этого времени составляет латентный (скрытый) период. Является одним из критериев пригод­ности человека к работе в экстремальных условиях.

Гибридный интеллект - адаптивная система взаимодействия, пред­назначенная для интенсификации решения интеллектуальных задач, оптимального использования способностей каждого индивида и воз­можностей ЭВМ и других технических средств деятельности человека. Система Г. и, предназначена для выполнения функций, принципиально непосильных для одного интеллекта в заданных условиях и интервалах критериев эффективности. В качестве Г. и. могут выступать не только системы «человек-ЭВМ», но и группа людей, располагающая инфор­мационно-вычислительным комплексом, коллективы операторов или ученых и др. Очень часто Г. и. является составной частью системы под­держки принятия решений человеком в экстремальных условиях.

Гигиена труда - область гигиены, изучающая влияние на здоровье человека трудовых процессов и внешних факторов производственной среды (физических, химических, биологических и информационных) и разрабатывающая пути профилактики профессиональных заболева­ний. Совместно с психологией и физиологией труда Г. т. определяет критерии тяжести, напряженности и вредности профессий, она тесно связана также с гигиеной и профилактикой стрессовых состояний, психогигиеной.

Гиподинамия (от греч. hypo - под, вниз и dynamis - сила) - состояние пониженной двигательной активности человека, сопровождающееся малой мышечной деятельностью. Зачастую под Г. понимают и усло­вия, приводящие к их понижению. Г. является одним из факторов экстремальных условий деятельности, примером тому - работа в невесомости.

Гипокинезия (от греч. hypo - под, вниз и kinesis - движение) - состояние пониженной двигательной активности человека, характеризующейся недостатком движений. Г. характеризуется как недостаточной общей двигательной активностью так и интенсивной (особенно однообразной), но локальной работой отдельных групп мышц. Усиливает Г. вынуж­денное поддержание рабочей позы. Во многих случаях понятия Г. и гиподинамии считают синонимами. Зачастую это верно, однако есть ситуации, когда эти понятия следует различать. Например, длительное неподвижное стояние с грузом - Г., но гиподинамия при этом отсутству­ет (есть нагрузка на мышцы). Двигательная активность в невесомости свидетельствует об отсутствии Г., но гиподинамия при этом есть (мышцы не напряжены).

Главные эффекты - статистический термин, который показывает, что наличие фактора оказывает устойчивое влияние на зависимую переменную, и что это влияние имеет место на всех уровнях второй переменной.

Гомеостаз - (от греч. homoios - подобный и stasis - неподвижность) -относительно динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды живого организма, обеспечиваемое сложной системой адапта­ционных механизмов, направленных на устранение или ограничение воздействия на организм факторов внешней и внутренней среды. Идеи Г. первоначально зародились в физиологии, затем они перешли в другие науки, в т. ч. в психологию. Здесь говорят о нервно-психи­ческом Г., обеспечивающем сохранение и поддержание оптимальных условий для функционирования мозга, нервной системы в процессе реализации различных форм деятельности. В механизме Г. отчетливо проявляется свойство адаптации организма к изменениям условий внешней среды.

Готовность к деятельности - состояние мобилизации всех психо­физиологических систем организма, обеспечивающих эффективное выполнение требуемых действий. Конкретное состояние готовности определяется сочетанием факторов, характеризующих разные аспек­ты: физическая подготовленность, необходимая нейродинамическая подготовленность, психологические уровни готовности. В зависимос­ти от конкретных условий ведущим может становиться один из этих аспектов.

Групповая изоляция - вынужденное длительное пребывание группы людей в условиях ограниченного пространства, скудости сенсорных раздражителей и постоянного общения с одними и теми же людьми. С течением времени при Г. и. может проявляться эмоциональная на­пряженность, возникают конфликты в общении. К специфическим психогенным факторам Г. и. относятся постоянная «публичность» и информационная истощенность партнеров по общению.

Датчик времени(синхронизатор) - периодические колебания факторов среды, с ритмами которых согласуются ритмы организма. Наиболее изучены Д. в. суточных (циркадианных) ритмов организма. Различают физические и социальные Д. в. В экстремальных условиях для неко­торых видов деятельности существует опасность нарушения суточных ритмов организма из-за изменения привычной системы земных Д. в. Суточные ритмы в этом случае постепенно рассогласовываются, проис­ходит десинхроноз, что отрицательно сказывается на функциональном состоянии, работоспособности и здоровье человека.

Деавтоматизация (от лат. de - отрицательная приставка, греч. automates - самодействующий) - закономерное для навыка исчез­новение его автоматизма под влиянием ряда деавтоматизирующих факторов: перерывов, эмоций, утомления, болезненного состояния, ускорения темпа работы, экстремальных условий и т. д. В результате Д. выполнение того или иного действия начинает требовать произ­вольного усилия.

Дезадаптация (от фр. des - приставка, означающая отсутствие или уничтожение чего-либо и лат. adapte - приспособляю) - ситуации, в которых под воздействием психогенных факторов психологические механизмы, исчерпав свои резервные возможности, более не могут обеспечить адекватное психическое отражение, регуляторную де­ятельность человека. Приводит к условиям, в которых происходит прорыв адаптационных барьеров, ломка динамических стереотипов, сложившихся ранее.

Депрессия (от лат. depressio - подавленное) - негативное психологичес­кое состояние, связанное с такими поведенческими особенностями, как уход в себя, апатия, и чувство безнадежности.

Депривация(от. лат. deprivation - лишение, потеря) - сенсорная не­достаточность или недогрузка систем анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при нарушении работы основных органов чувств. В условиях Д. у человека усиливается потребность в ощущениях и переживаниях, что осознается в форме сенсорного го­лода. В ответ на это активизируются процессы воображения, которые определенным образом воздействуют на образную память. Десинхроноз(от лат. de - отрицательная приставка, syn - вместе, chronos - время) - неблагополучиеорганизма вследствие нарушения его циркадианных (суточных) ритмов. Причинами Д. являются: рас­согласование датчиков времени и циркадианных ритмов организма, частичное или полное исключение геофизических датчиков времени, воздействие экстремальных факторов и, прежде всего, эмоционального перенапряжения.

Дефицит времени(от лат. deficit - недостаток) - фактическая не­хватка времени для полноценного завершения какого-либо процесса, операций человеком или группой людей. В психологии употребляется в двух значениях:

1) недостаточное, ограниченное время на выполнение работы (лимит времени);

2) острый недостаток, соответствующий невозможности человека
выполнить определенные действия. В последнем случае он рассматривается как стресс-фактор и характерен, в основном, для аварийных ситуаций и других критических режимов деятельнос­ти человека.

Динамическийстереотип (от греч. dynamikos - сильный, подвижный; stereos - твёрдый, typos - отпечаток) - относительно устойчивая сис­тема условно-рефлекторных связей, образующихся при многократном повторении одних и тех же воздействий внешней среды. Образование Д. с. представляет значительные трудности для нервной системы, но выработанный, он делает нервную деятельность более экономной и высокоэффективной.

Динамическоеосвещение - освещение на рабочем месте человека (в рабоч<

Наши рекомендации