Значение психопрофилактических мероприятий в предупреждении стресса
Человеческий организм всей историей своего развития адаптирован к сложившимся условиям обстановки. Однако последнее время, связанное с развитием научно-технической революции и социально-экономическими изменениями в обществе, существенно изменило привычный уклон жизни человека. Передвижение в городском транспорте, поездах, самолетах, малая механизация в быту (стиральные машины, электрополотеры, пылесосы), радио, телефон и телевидение, компьютеры и Интернет способствуют нервным перегрузкам, значительно ускоряют темп жизни. Возрастают профессиональные перегрузки. На современном производстве высокая механизация и интенсификация труда требуют от работника нервного напряжения и внимания, причем не механического, а интеллектуального, связанного с расходованием нервной энергии. Кроме этого, на человека ежедневно обрушивается лавина всевозможной информации, зачастую негативного характера. Новые научные открытия нередко становятся средством, во много раз увеличивающим и без того интенсивный ритм жизни. Произошедшее за последнее время ухудшение социально-экономической жизни большей части населения страны только ухудшает создавшееся положение [1, 43].
Все это увеличивает нагрузки на нервную систему, все чаще вызывает у людей нервные срывы. Недаром наше время называется «нервным веком». Его спутниками все чаще становятся различные формы стресса и вызванные ими стрессовые ситуации на работе, дома, в быту. С ними мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни, например, при разрешении производственных конфликтов, при разрешении проблемных ситуаций, на спортивных соревнованиях, при подготовке к сдаче экзаменов и т.п. Все эти и подобные им ситуации относятся к числу экстремальных, требуют напряжения физиологических или психологических процессов.
Анализируя такие ситуации и их влияние на человека, следует признать, что стресс — не только нормальное, но и необходимое условие жизни и деятельности человека. Он способствует активизации жизненных ресурсов, является защитной реакцией организма на изменившиеся условия. Однако это имеет положительное значение (эустресс) лишь до определенного предела, после которого под воздействием психогенных факторов психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, больше не могут обеспечивать адекватное психическое отражение, регуляторную деятельность человека. Иными словами, пока не происходит «прорыв» адаптационного барьера, ломка динамических стереотипов в ЦНС и стресс не переходит в дистресс [1, 45]. Иначе, полезным является, по терминологии Г. Селье, лишь стресс без дистресса [38].
Рассмотрим динамику развития стресса (рис. 10), которая вытекает из рассмотренного ранее (см. гл. 1) закона Йеркса-Додсона.
Как видно из рис. 10, развитие стрессового состояния проходит три стадии:
1. Нарастание напряженности, линия АВ.
2. Собственно стресс, линия ВС.
3. Снижение внутренней напряженности, линия CD.
На первой стадии (линия АВ) уже нарушается психологический контакт в деловом и межличностном общении, появляется отчуждение во взаимоотношениях. И хотя на этой стадии стресс еще остается конструктивным и может повысить успешность выполняемой деятельности, все же у человека постепенно ослабевает самоконтроль. Он теряет способность регулировать свое собственное поведение.
Вторая стадия начинается в точке В, в которой происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля. Развитие деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Исчерпав свои энергетические возможности (достижение внешнего напряжения отмечено точкой С), человек чувствует опустошенность и усталость.
Третья стадия характеризуется снижением напряженности и потерей эффективности деятельности. Продолжительность каждой из этих стадий строго индивидуальна. Она зависит от характера, продолжительности и силы воздействия стрессора, а также от индивидуальных качеств человека [37].
Как следует из рис. 10, нарастание стресса происходит постепенно, поэтому весьма важно, чтобы оно не вышло за допустимый уровень (точка В на рис. 10). Для этого необходимо проводить соответствующие профилактические мероприятия, которые позволяют не допустить появления стресса (совершенно снять его), а в случае наступления дистресса - ликвидировать его последствия. Традиционные способы борьбы с отрицательным воздействием стресса заключаются в приеме лекарственных средств, каковыми являются транквилизаторы и антидепрессанты. Однако они имеют побочные действия и производят то или иное разрушительное воздействие на здоровье человека. Поэтому прибегать к ним следует лишь в крайнем случае и лишь по рекомендации и под наблюдением врача. В то же время весьма мощным и при этом столь часто игнорируемым средством избегания стресса является сознание человека, причем сознательное управление стрессом вполне доступно для большинства людей [1].
Психопрофилактические мероприятия этого вида не требуют привлечения специально подготовленных специалистов (психотерапевтов, психоневрологов) и могут проводиться либо самим работником, либо организовываться руководителями предприятий (подразделений). И лишь в тех случаях, когда это не дает должного эффекта, следует обратиться к психотерапевту. Рассмотрение методов психотерапевтического и врачебного воздействия является специальной задачей и нами рассматриваться не будет. Мы же остановимся лишь на психопрофилактических мероприятиях, проводимых без привлечения специалистов. Эти мероприятия могут носить как коллективный, так и индивидуальный характер. В первом случае они проводятся, как правило, в условиях производства, во втором случае - как на производстве, так и вне его.