Поддержка в принятии решений человеком в экстремальных условиях
Важным элементом деятельности человека является принятие правильного и своевременного решения. Именно от него зачастую зависит успешность выполнения деятельности. Особое значение это имеет при деятельности в экстремальных условиях, когда остро ощущается дефицит времени, а решение зачастую должно приниматься в условиях неполноты или неопределенности информации. При этом последствия неправильного решения могут быть катастрофическими. Особенно остро это проявляется в производственных системах, работающих в режиме реального времени (транспортные системы, АСУ технологическими процессами и т.п.). В полной мере это относится и к деятельности человека при возникновении различного рода неполадок, отклонении от нормы производственного процесса, возникновении аварии.
В таких условиях большая роль принадлежит системам подготовки принятия решения (СППР). Эта система представляет комплекс программно-аппаратных средств, оказывающих помощь специалистам (например операторам) в процессе подготовки и выбора рациональных решений в сложных ситуациях, возникающих при функционировании систем, работающих в режиме реального времени. СППР функционирует на основе знаний, накопленных специалистами-экспертами и обработанных вычислительными средствами [5].
Рис. 9. Структурная схема системы поддержки решений:
1 - эксперты; 6 - ситуация;
2 — база знаний; 7 - ситуационная база
3 - логические правила; данных;
4 - система управления; 8 - текущие данные;
5 - выборка задач; 9 - пользователи
Структурная схема СППР показана на рис. 9. В базе знаний находится определенный опыт: причинно-следственные связи, заключения, эвристические правила, планы действий. Ситуационная база данных содержит сведения о текущей ситуации, а также некоторую дополнительную информацию. Система управления обеспечивает своевременность принятия решения, концентрирует внимание работника на наиболее важных моментах с точки зрения 'сложившейся ситуации. Работа СППР протекает в соответствии с графиком обработки информации, который составляется с учетом важности и срочности заданий. В необходимых случаях это не исключает обработку и низкоприоритетных задач.
Основная задача СППР - оказание помощи работнику в определении целесообразного способа действий в сложившейся экстремальной ситуации, особенно в условиях дефицита времени, неполноты, неопределенности и противоречивости ситуации. Для этого СППР обеспечивает человека необходимой информацией, которая требуется для оперативной выработки решений по управлению процессами в реальном масштабе времени. СППР является составной частью аппаратных и программных средств систем, работающих в режиме реального времени; для нее характерно общение с пользователем (например, оператором) в гибкой индивидуальной манере. Разработка СППР требует широкого участия будущего пользователя и адаптации системы к его потребностям.
Для применения СППР характерны следующие особенности: преимущественное использование на тех уровнях управления, где возможны сложные конфликтные ситуации, несвоевременное разрешение которых может иметь тяжелые последствия; стремление сочетать сложившиеся практические методы организации принятия решения с теоретическими рекомендациями на этот счет; широкое использование методов, обеспечивающих доступ к СППР непрофессиональных пользователей; гибкость и адаптивность; реализуемость на базе существующих микропроцессорных систем. Во многих случаях СППР строится и работает по принципу систем искусственного интеллекта (ИИ).
К системе ИИ традиционно относятся такие, которые обладают следующими особенностями: возможностью накопления опыта и обучения, что позволяет вырабатывать решения в заранее не предусмотренных ситуациях, на стадии проектирования, адаптацией к изменяющимся условиям эксплуатации, возможностью диалога между персоналом и техническими средствами на языке, подобном естественному. Применение элементов ИИ в системах принятия решения создает предпосылки для максимального использования творческих способностей человека за счет минимизации количества выполняемых рутинных операций информационной подготовки решения, позволяет применить накопленный специалистами опыт ликвидации конфликтных ситуаций, обеспечивает взаимную адаптацию человека и ЭВМ при изменяющихся условиях деятельности [3]. В связи с последним обстоятельством можно говорить о человеке (пользователе) и ЭВМ как о двух партнерах, одновременно участвующих в выработке решения. Это дает возможность использовать и качество принимаемых решений. Данное положение лежит в основе создания систем гибридного интеллекта [3].
При разработке СППР широко используется логико-лингвистический подход, предполагающий синтез алгоритмов принятия решений на основе изучения процесса выработки решений специалистом-экспертом. Основой применения такого подхода при синтезе моделей принятия решений является теория нечетких множеств, которая позволяет формализовать словесные описания, полученные от экспертов, в виде математических выражений и учесть их нечеткость через оценки истинностей (принадлежностей) и предпочтений. Математический и логический аппарат алгебры нечетких множеств направлен на поиск и оценку предпочтений при выборе решения. Это соответствует тому психологическому факту, что при принятии решения человек обычно опирается на некоторую структуру предпочтений.
Более подробные сведения по вопросам сознания и практического использования СППР можно найти в специальной литературе [5]. СППР не следует отождествлять с изучаемым в инженерной психологии процессом информационной подготовки принятия решения [8,42], который непосредственно осуществляется оператором, в то время как СППР является внешней по отношению к нему системой.