Понятие об информационном и компьютерном стрессе
Как уже отмечалось, среди психогенных факторов, обусловленных характером деятельности, важное значение имеют информационные факторы. Под их воздействие у человека может возникнуть особая разновидность психологического стресса - информационный стресс. Он возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе, особенно при высокой степени ответственности за последствия этих решений. Разновидностью его является компьютерный стресс, вызванный широким внедрением на производстве и в быту компьютерной техники (в т.ч. Интернета, компьютерных игр, интеллектуальных роботов и электронных автоматов, имитирующих человеческое поведение). Все это в ряд случаев сопровождается повышением умственных нагрузок и рабочего напряжения, приводит к появлению жалобы на беспокойство, раздраженность, нервозность, снижение настроения и повышенную утомляемость. Имеются также данные о возможности возникновения у людей, подолгу работающих с компьютером, невротических реакций, реакций гнева, состояния тревоги, раздражительности подавленности. По некоторым данным, это наблюдается диапазоне от 25% до 75% пользователей ЭВМ [21, 34]. Длительная и напряженная работа таких людей может также отрицательно сказаться на их здоровье, вызывая информационные неврозы и психосоматические заболевания.
Помимо этого массовое внедрение компьютерной техники порождает такие достаточно сложные психологические феномены, как персонификация и бегство в виртуальный мир [21].
Персонификация (от лат. persona - лицо, личность и facere - делать) - олицетворение, одухотворение, очеловечивание сил природы, предметов и животных. Она проистекает от мистического представления первобытных народов, которые считали, что каждая вещь имеет свою душу (anima). Если раньше люди одухотворяли природу (анимизм), с которой они были слиты, то в век автоматизации человек при взаимодействии с машиной начинает одухотворять ее. Одна из причин персонификации заключается в следующем.
Как при общении с другим человеком, так и при взаимодействии с автоматом, мы не знаем, какие процессы протекают в мозгу человека и в конструкции машины. Мы наблюдаем лишь «поведенческие» реакции, которые как у машины, так и у человека порой бывают тождественны. Все это и обусловливает феномен персонификации машины. Поэтому поводу Н. Винер писал: «Заметна тенденция к «обожествлению» машины, к попытке приписать ей такие возможности, которыми она в действительности не обладает» [4]. Это аналогично тому, как слепая вера в идолов породила в древние века идолопоклонников, так и вера в «сверхчеловеческие» возможности машин породила, по выражению Н. Винера, «машинопоклонников». Причем наиболее склонными к персонификации ЭВМ оказываются интроверты [21].
высокие скорости переработки информации и появление самонастраивающихся и обучающихся машин, создание систем искусственного интеллекта и другие успехи в области компьютеризации создают у таких людей ложное представление о том, что машины вообще не имеют ограничений в своих интеллектуальных возможностях. И машины действительно могут многое, они решают такие задачи, которые раньше казались невозможными. Все это усиливает веру (зачастую вполне обоснованную) в практически неограниченные возможности ЭВМ. При работе такимимашинами человек испытывает чувство удовлетворенности и упоения работой, привыкает к мысли, что «машина может все». Однако машины иногда дают сбои» В этих условиях в случае очередной неудачи при работе ЭВМ у человека возникает чувство досады, растерянности, недоверия к машине. Наиболее отчетливо это проявляется при работе с электронными машинами, действующими в стационарном, а в поисковом или диалоговом режиме условиях, когда в них, казалось бы, беспричинно происходят отклонения в работе.
Такие ситуации известный психоневролог и специалист области экстремальной психологии В. И. Лебедев называет «умопомешательством робота» и приводит различные примеры появления при этом у человека психологической дискомфорта, невротических реакций и срывов. При этом, как и в борьбе с мистическими предрассудками, человеку необходимы знания о реальных связях, существующие между различными явлениями в природе и обществе; так и в борьбе с персонификацией автоматов необходимо, чтобы пользователь (оператор) не только знал, как эксплуатировать тот или иной прибор или ЭВМ, но и достаточно хорошо знал принципы его работы [21].
Массовое внедрение ЭВМ, появление системы Интернет и различных компьютерных игр порождает для человек особый параллельный мир, общение с которым может быть далеким от реальности. В связи с этим в настоящее время появился новый психологический феномен, получивший название «зависимость от виртуального мира», или «бегство в виртуальный мир». Основной симптом этого вида «компьютерной наркомании» - замена обычного общения человека с человеком общением с ЭВМ. В наибольшей степени это относится к Интернету и компьютерным играм [21].
Имитация общения в психологическом плане позволяет человеку реализовать следующее:
1) можно создать какой угодно образ самого себя, собрав, например, все то, что хотелось бы иметь в реальности;
2) можно обеспечить анонимность общения, которая, с одной стороны, дает чувство защищенности от разочарований, а с другой - позволяет безопасно экспериментировать со своим образом.
Основная особенность такого общения - его интерактивность, благодаря которой виртуальное общение позволяет создать иллюзию реального живого общения.
Основная причина «компьютерной наркомании» - недостаток человеческого общения, желание уединиться, чтобы избавиться от реальных житейских невзгод, чувство неудовлетворенности собой, окружающими и вообще жизнью. Наиболее сильно подвержены этому дети и подростки, особенно те, которые испытывают недостаток внимания со стороны родителей. Для таких людей компьютер становится единственным другом и собеседником. По данным специалистов число больных «компьютерной наркоманией» постоянно увеличивается, и только в России составляет уже несколько десятков тысяч человек [46].
С клинической точки зрения все патологические зависимости обусловлены стремлением справиться с тревожностью, депрессией и ощущением внутренней опустошенности, со стремлением уйти в мир фантазий и там скрываться от трудностей реальной жизни, с которыми человек сам не может справиться. Очень часто эти явления уходят корнями в детские годы и должны стать объектом психопрофилактической и психокоррекционной работы. Задача психоневрологов и психотерапевтов в этих условиях состоит в том, чтобы научить пользователей контролировать количество времени, проводимое в Интернете или за компьютером, как вовремя выключиться из сети или не приобретать сайты, из которых трудно выйти. Однако такое решение проблемы нельзя назвать кардинальным, поскольку это есть борьба со следствием, а не с причиной. Причины же заложены гораздо глубже, и некоторые из них были обозначены выше.