Изменения в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях

Отличительной особенностью поведения в экстремальных условиях является потеря его гибкости. Поведение утра­чивает пластичность, свойственную ему в нейтральной обстановке. Особенно сильно страдают сложные, координи­рованные движения. Напротив, стереотипные, шаблонные движения зачастую могут протекать быстрее и даже приоб­ретать тенденцию к автоматизму (но лишь до определенного уровня активации организма).

Одним из типичных показателей изменяемости поведе­ния человека в таких условиях является большой раз­брос данных, полученных при изучении сенсорных и моторных функций, например, времени реакции. Этот факт имеет большую диагностическую ценность для раз­граничения состояний утомления и напряженности. Для утомления характерным является увеличение среднего значения времени реакции, для напряженности - его ва­риативности, т.е. дисперсии. В этом случае имеют место как сверхбыстрые, импульсивные реакции, так и сильно заторможенные. Имеются данные, что в этих условиях уменьшается точность оценки временных интервалов. В целом же, самой общей характеристикой поведения в экстремальных условиях является нарушение структуры сложной деятельности, которая в обычных условиях про­текает согласованно.

На психологическом уровне отрицательные явления, наблюдаемые в экстремальных условиях, выражаются в общей дезорганизации поведения, торможении пре­жних навыков (тем сильнее, чем сложнее действие), неадекватных реакциях на резкие неожиданные раздра­жители, снижении работоспособности, затруднениях в распределении и переключении внимания, сужении его объема, ошибках восприятия, провалах памяти, появле­нии лишних, неоправданных и импульсивных действий, в чувстве растерянности и невозможности сосредоточить­ся на выполняемой деятельности, легкой отвлекаемости, снижении психоустойчивости, снижении продуктивного выполнения мыслительных операций и т. п.

Подытоживая сказанное, необходимо отметить, что способ­ность действовать без напряженности или, наоборот, пред­расположение к ней в условиях действия экстремальных (психогенных) факторов определяется уровнем соответс­твенно высокой или низкой эмоциональной устойчивости, которая является важнейшей личностной характеристикой в таких условиях.

В экстремальных условиях происходят и своеобразные из­менения в мышечно-двигательной системе человека. Они проявляются в нарушениях моторики, выражающихся в общей мышечной скованности, треморе, нарушенной коор­динации движений. Общее мышечное напряжение сказыва­ется в зажимах рукояток управления, в скованности поз и движений, т. е. в нарушении точности дозировки прилага­емых усилий. В некоторых случаях человек не застрахован и от явлений мышечной слабости («ватные» мышцы). Дру­гим, более тонким показателем мышечного напряжения является увеличение электрической активности мышц. Оно фиксируется с помощью записи электромиограммы (ЭМГ). Запись ЭМГ ведется обычно с неработающих мышц, обна­руживающих тем большую активность, чем выше напря­женность человека. Наиболее значимыми для состояния стресса являются потенциалы, отводимые от лестничных мышц шеи, лба и мышц предплечья. В некоторых случаях уровень напряженности сопровождается увеличением сум­марной электрической активности мышц [27].

В экстремальных условиях происходят и определенные сдвиги в вегетативной системе человека. Одним из самых простых и надежных показателей напряженности является частота сердечных сокращений (ЧСС), определяемая по частоте пульса. Установлено, что при ярко выраженной напряженности ЧСС достигает 150-180 ударов в минуту. Существенно увеличивается и ее вариативность. Тонким индикатором уровня напряженности являются характерис­тики дыхания. В эмоционально значимых, напряженных ситуациях частота дыхания увеличивается с 20 до 50-60 колебаний в минуту, превышая исходные данные в 2,5-3 раза. Учащение дыхания сопровождается обычно умень­шением его глубины, а также увеличением фазы выдоха относительно фазы вдоха. Подобно показателям пульса и дыхания хорошо отражает динамику напряженных состояний и кровяное давление - оно повышается с 90 до 180-190 мм рт. ст. Рассмотренные вегетативные сдвиги часто наблюдаются не только во время действия экстре­мальных факторов, но и в период ожидания критических событий, при возникновении чувства тревоги, повышен­ном внимании и т.п. Проявлением вегетативных сдвигов, вызванных состоянием напряженности (особенно эмоцио­нальной), является кожно-гальваническая реакция (КГР). Она представляет отличительный показатель состояния ВНД, так или иначе связанный с процессами внимания, настороженности и высокой активности любого происхож­дения. В этих ситуациях наблюдается увеличение числа спонтанных колебаний и уменьшение электрического со­противления кожи. В последнее время вместо термина КРГ все чаще используется термин электрическая активность кожи (ЭАК).

При оценке состояния напряженности большое значение имеют также и электроэнцефалографические (ЭЭГ) показа­тели. При их изучении обнаружена активация в этом состоя­нии медленных ритмов (гета-ритма или ритма напряжения) в сочетании с увеличением высокочастотной активности ЭЭГ (бета-ритма). Именно их одновременная активация является наиболее характерным ЭЭГ показателем стресса.

При стрессе происходят и определенные биохимические сдвиги в организме, например, увеличение лейкоцитов в крови, аскорбиновой кислоты и 17-кортикостероидов в моче. Однако эти показатели в наибольшей степени приме­нимы для характеристики длительных стрессовых состоя­ний, поскольку биохимические реакции характеризуются довольно высокой инерционностью. Для повышения на­дежности оценки рекомендуется применение полиэффекторного метода, предполагающего одновременный анализ определенной группы показателей [8,22].

Наши рекомендации