Ситуационный эксперимент и ситуационное моделирование
Как уже отмечалось, исследование реальной деятельности в экстремальных условиях не всегда возможно. Поэтому здесь на первый план выходят такие виды исследования, как ситуационный эксперимент и ситуационное моделирование.
Ситуационный эксперимент представляет собой разновидность естественного эксперимента, в ходе которого воспроизводятся те или иные ситуации. Наибольший интерес вызывают ситуации, которые ведут к стрессовым реакциям у человека. Практически лишь в таких условиях можно получить надежные характеристики эмоциональных и волевых качеств специалистов и оценить надежность их деятельности в усложненных условиях. Воспроизведение стрессовых условий в эксперименте должно отвечать условиям, описанным в гл. 3.
Основным из них является создание у испытуемых определенной мотивационной направленности. Основные виды мотиваций (в дополнение к рассмотренным ранее) и примеры возможных ситуаций сводятся к следующим:
1) самосохранение и ответственность за благополучие коллектива - имитация пожара, болевые электрические раздражения;
2) стремление к достижению поставленных целей - введение очень трудных или неразрешимых заданий, введение отказов рабочей аппаратуры;
3) самоутверждение - провоцирование конфликтов во взаимоотношениях с коллегами [27].
Чтобы эти ситуации воспринимались как реальные, их замысел и осуществление должны быть известны очень узкому кругу лиц. После проведения эксперимента также должна быть сохранена тайна. Для проведения каждого эксперимента необходимо придумывать новую форму моделирования ситуации.
В некоторых ситуациях целесообразно применение ситуационного моделирования. Оно является разновидностью физического моделирования, принимающего во внимание сравнительно небольшое число факторов деятельности, необходимых и достаточных для адекватного воспроизведения конкретной ситуации. Такое моделирование применяется в том случае, когда оказывается невозможным создание функционального макета, способного воспроизводить все режимы и условия протекания реальной ситуации (реального процесса).
В общем случае создание ситуационной модели процесса достижения цели сводится к разработке технических средств, обеспечивающих воспроизведение в реальном масштабе времени требуемой факторной ситуации. При этом структура и характер модели определяются видом подмножества факторов ситуации, закономерностями межструктурных переходов. Среди различных подмножеств ситуационных факторов, которые наиболее часто определяются направленностью исследуемых ситуаций деятельности, выделяют:
1) параметры рабочей среды, в которой осуществляется изучаемая деятельность;
2) параметры коммуникативных связей в коллективе;
3) пространственно-временные параметры используемых
источников информации;
4) условия протекания изучаемой деятельности и др.
Для создания модели в каждом конкретном случае выбирается подмножество факторов, определяющих исследуемую ситуацию деятельности человека (группы людей), и разрабатывается логико-временная схема варьирования факторных структур. Выбранная схема реализуется с помощью типовых или специально созданных технических или иных устройств, входящих в состав функционального макета исследуемой системы.
Примерами ситуационного моделирования являются:
1) командно-штабные учения, моделирующие ту или иную ситуацию ведения боевых действий;
2) противоаварийные тренировки, моделирующие действия специалистов по ликвидации аварии;
3) оперативные игры с персоналом энергосистем, моделирующие действия оперативного персонала по отработке определенной негативной ситуации и т. п.
Такое моделирование может производиться как в условиях, имитирующих реальные (например, военные учения), так и с помощью специально созданных имитирующих средств (тренажеры, учебно-тренировочные классы или лаборатории, функциональные макеты и т. п.). Необходимым условием построения модели является как можно более полное воспроизведение психологической сущности реальной деятельности и соблюдение рассмотренных выше требований, предъявляемых к проведению ситуационного эксперимента.
Следует отметить, что, несмотря на наличие общих черт, необходимо различать понятия ситуационного эксперимента и ситуационного моделирования. О первом речь идёт обычно при искусственном создании стрессовых ситуаций в реальной деятельности, причем испытуемый об этом зачастую может и не знать. Ситуационное моделирование обычно подразумевает воспроизведение нужных ситуаций в условиях лабораторного (полевого) эксперимента. Однако различие между этими понятиями Довольно условно.