Глава 10. Психогигиена и психопрофилактика стресса
10.1. Значение профилактических мероприятий в предупреждении стресса
10.2. Психопрофилактические мероприятия коллективного характера
10.3. Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера
10.4. Психологическая подготовка и тренировка
Заключение+
Методический инструментарий (тесты и упражнения)
1. Диагностика адаптивных возможностей человека
2. Диагностика склонности к стрессам
3. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко
4. Диагностика уровня невротизации
5. Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»
6. Методика диагностики самооценки психических состояний
7. Методика измерения ригидности
8. Вариант методики психорегулирующей тренировки
9. Опросник на «выгорание» (MBI)
10. Опросник НПН (признаки нервнопсихического напряжения)
11. Определение способности человека к преодолевающему поведению
12. Методика измерения уровня тревожности Тейлора
13. Опросник Ольшанниковой-Рабинович
14. Опросник Юнга
15. Шкала самооценки
16. Методика «Эмотивная самооценка эмоций»
17. Методика САН
18. Методика «Когнитивная самооценка эмоций»
19. Упражнения на релаксацию
Глоссарий
Литература
Предисловие
Усложнение современного производства, вызванное научно-технической революцией, постоянно увеличивающийся темп и ритм нашей жизни, постоянная насыщенность её разнообразной информацией, увеличение производственных и внепроизводственных контактов между людьми, различного рода стихийные и техногенные аварии и катастрофы, нестабильное социально-экономическое положение в стране зачастую порождают у людей психическую напряженность. Крайней формой ее проявления является стресс. Ситуации и факторы, приводящие к его возникновению, называют экстремальными.
Понятие «экстремальный» (от лат. extremum - крайний) употребляется для объединения понятий максимума и минимума. При употреблении понятия «экстремальный» речь идет не о нормальных, обычных условиях деятельности, а о существенно отличающихся от них обстоятельствах. Экстремальные условия могут создаваться не только максимизацией (перегрузкой, сверхвоздействием), но и минимизацией (недогрузкой: дефицитом информации, общения, движений и т. п.) действующих факторов. Поэтому эффект воздействия на деятельность и состояние человека в обоих случаях могут быть одни и те же.
В экстремальных условиях проходит деятельность работников многих профессий; летчиков, космонавтов, пожарных при тушении пожара, военнослужащих при выполнении боевых задач, работников правоохранительных органов при проведении спецопераций и т.д. Эти профессии изначально предполагают работу в экстремальных условиях. Однако в таких условиях работают и представители многих других профессий: водители, рабочие «горячих» цехов, рыбаки, верхолазы, диспетчеры на различных видах транспорта, специалисты, работа которых связана с токами высокого напряжения и взрывчатыми веществами, представители многих операторских профессий и др. Причем число таких профессий и людей, занятых в них, неуклонно возрастает.
В экстремальных условиях зачастую нарушается привычный режим труда и отдыха человека. В тяжелых экстремальных ситуациях психические и другие перегрузки достигают пределов, за которыми следуют переутомление, нервное истощение, срыв деятельности, аффективные реакции, психогении (патологические состояния). Экстремальные ситуации опасны для жизни, здоровья, благополучия людей [1].Экстремальные ситуации все чаще возникают в обычной производственной деятельности, следствием чего является так называемый профессиональный стресс [37]. Таким образом, экстремальные ситуации в нашей жизни неизбежны, поэтому психологи многих стран в последнее время усиленно изучают особенности поведения человека и закономерности его деятельности в экстремальных условиях. Это позволяет сделать практические выводы, касающиеся подготовки таких людей и организации их деятельности.
Все это привело к созданию нового научного направления, которому разными авторами в зависимости от конкретных обстоятельств были даны следующие названия: психология деятельности в экстремальных условиях, психология труда в особых условиях [31], экстремальная психология [21], экстремальная психопедагогика [43].
Диапазон ЗАДАЧ, решаемых в рамках этого направления, весьма широк и многогранен, рассмотреть их все в рамках одной, сравнительно небольшой по объему, книги практически невозможно.
Во-первых, в пособии речь идет о деятельности человека как об особой, имеющей чисто человеческую природу, форме активности, характеризующейся сознательностью и целеустремленностью. По этой причине другие формы активности, например, поведение людей в экстремальных условиях, вызванных стихийными бедствиями природного (пожар, наводнение) или техногенного характера (например, авария на Чернобыльской АЭС), ведением боевых действий и т. п., а также сопровождающие их массовые явления (паника, мародерство) здесь не рассматриваются. Достаточно подробную информацию по этим вопросам можно получить в специализированной литературе [44, 45].
Во-вторых, в этой книге под рассмотрение попадает не любая деятельность, а лишь профессиональная (прежде всего трудовая), т. е. выполнение которой определено соответствующими нормативными документами, регламентирующими нормы заданной деятельности. По этой причине формы непрофессиональной деятельности (например, деятельность садовода-любителя) здесь не рассматриваются.
В-третьих, здесь рассмотрена деятельность, пусть даже выполняемая с пониженным качеством, но не вызывающая профессиональной патологии (например, нанесение психической травмы) и не требующая специального лечения. Эти явления должны изучаться в таких дисциплинах, как медицинская психология, патопсихология, психология девиантного поведения и др. Здесь же рассматриваются лишь условия, которые могут привести к патологическим явлениям, и некоторые методы их психокоррекции.
В соответствии с вышесказанным, объектом изучения дисциплины «Основы психологии деятельности в экстремальных условиях» является человек, профессиональная деятельность которого протекает в особых (усложненных, непривычных) и экстремальных условиях окружающей его обстановки.
Предметом изучения дисциплины являются психологические закономерности деятельности человека, психические процессы, состояния и свойства личности в их взаимосвязи с предметами и средствами деятельности, с физической и социальной средой.
Общей задачей изучения дисциплины является обеспечение студентов знаниями о предмете и истории развития дисциплины, о структуре деятельности и ее специфике в особых и экстремальных условиях, о методологических, теоретических и методических основах проведения исследований в данной области знаний, о психических регуляторах профессиональной деятельности и их формировании, о функциональных состояниях человека в условиях действия экстремальных факторов.
Основной целью изучения дисциплины является формирование у студентов понятий и положений о социальных и профессиональных функциях и действиях психолога, занимающегося изучением, диагностикой, формированием и регуляцией поведения и деятельности человека, находящегося в условиях воздействия особых и экстремальных факторов.
Решение указанных задач и достижение поставленной цели данная дисциплина осуществляет в тесном взаимодействии с такими дисциплинами, как «Инженерная психология», «Психология труда», «Эргономика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Психодиагностика и тестология», «Авиационная и космическая психология», используя результаты, полученные в этих дисциплинах и дополняя их собственными результатами.