Заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка»

НОД по развитию речи в младшей группе. Заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка»

Цель: выучить стихотворение А. Барто «Лошадка»

Задачи:

учить детей внимательно слушать и понимать содержание стихотворения;

развивать у детей активную речь за счёт звукоподражания

расширять пассивный словарь детей;

развивать у детей мелкую моторику рук;

воспитывать у детей интерес к художественному творчеству.

Материал и оборудование: игрушка-лошадка, нарисованная лошадка, цветные карандаши

Ход НОД:

Сегодня мы с вами отправляемся в гости. Как нужно вести себя в гостях (ответы детей). А к кому мы отправимся в гости сейчас узнаем

"Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.

У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок. " Правильно лошадка.

Рассматривание лошадки. У лошадки длинная грива, длинный хвост. Лошадка поёт песенку: иго-го! Лошадка цокает копытами: цок-цок-цок.

Чтение стихотворения А. Барто «Лошадка».

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости!

Давайте попробуем запомнить это стихотворение вместе (проговаривание слов стихотворения и имитация действий)

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости!

Давайте еще раз повторить стихотворение.

А что наша лошадка любит кушать? (ответы детей) Наша лошадка любит травку. Лошадка вышла погулять в поле, а травки нет. Давайте нарисуем травку для лошадки.

Вы сегодня все молодцы. Лошадка говорит вам спасибо! Она хочет остаться в нашей группе! Вы ей очень понравились!

Подборка стихов для заучивания.

Первая младшая

«Сельская песенка»:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною,

В сени к нам летит.

«Слышит мишка косолапый…».

Текст стихотворения — картинка (зрительная опора)

Слышит мишка косолапый (медвежонок).

Близкой бури грозный свист (дующий ветер).

Он зовет на помощь папу (медведь).

Удержать последний лист (лист на ветке).

Папа шепчет: Это осень… (осень)

А осеннею порой

Расстается лес с листвой.

«весна»

Солнце, солнце высоко! (руки тянут вверх)

Нам от солнышка тепло. (поглаживание руками по лицу)

Тает снег от лучей (приседание,)

Звонко побежал ручей (показ руками в стороны перед собой,)

Вы за ручейком бегите (бег на месте,)

Лужи все перешагните (шагают на месте).

Средняя группа

Одуванчик Носит одуванчик Желтыйс сарафанчик. Подрастет – нарядится В беленькое платьице: Легкое, воздушное, Ветерку послушное.   Лесная фиалка Зимние метели Солнышко прогнало. Хрупкая фиалка Среди леса встала. К солнцу синий венчик Тянется упрямо – Первую фиалку Я сорву для мамы.   Ландыш Родился ландыш в майский день, И лес его хранит; Мне кажется, его задень – Он тихо зазвонит. И этот звон услышат луг, И птицы, и цветы... Давай послушаем, а вдруг Услышим, - я и ты?   Лесная фиалка Зимние метели Солнышко прогнало. Хрупкая фиалка Среди леса встала. К солнцу синий венчик Тянется упрямо – Первую фиалку Я сорву для мамы.



СТИХОТВОРЕНИЕ для заучивания наизусть

Подготовительная группа

А.С.Пушкин Уж небо осенью дышало... Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора М.Ивенсен   Падают листья Падают, падают листья – В нашем саду листопад... Желтые, красные листья По ветру вьются, летят. Птицы на юг улетают – Гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали.

СТИХОТВОРЕНИЕ

Старшая группа

Я.Аким Первый снег Утром кот принес на лапах Первый снег! Первый снег! Он имеет вкус и запах Первый снег! Первый снег! Он кружится легкий, новый, У ребят над головой, Он успел платок пуховый Расстелить на мостовой, Он белеет вдоль забора, Прикорнул на фонаре, – Значит скоро, очень скоро Полетят салазки с горок, Значит, можно будет снова Строить крепость во дворе!   Снежок Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня – посмотри! – Как розовые яблоки, На ветках снегири.   А.Плещеев Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.  



Методика работы по загадыванию

И разгадыванию загадок.

Очень важное место занимают занятия по обучению отгадывания загадок. Ценность этих занятий для решения задач словарной работы заключается не только в том, что на них осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря, но и в том, что они помогают ребенку проникнуть в образный строй русской речи. Каждая загадка представляет собой художественное, образное описание предметов, его характерных особенностей. При этом часто такое описание дается через другой предмет. Что бы ребенку было легче отгадать загадку, он должен иметь представление об особенности предметов, уметь сравнивать их, видеть в них что то общее. Именно по этому с начало проводятся занятия по ознакомлению детей с особенностями предметов, и только после этого занятие с загадками.

Очень важно, что бы загадки были знакомы по содержанию, т. е загадывались о знакомых предметах, характерные особенности должны быть знакомы детям. Наиболее доступными по форме являются загадки двух видов : построенные как прямое описание характерных особенностей предмета без его названия («Зимой и летом одним цветом») и метаморфические, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет («Под соснами, под елками бежит подушка с иголками»).

Далее, занятия должны преследовать цель научить ребенка видеть за образным описанием реальный предмет и его особенности, а не в коем случаи запоминание отгадки к загадкам. Необходимо:

1-присутствие наглядного материала ;

2- обучения соотнесению словесного образа с конкретными характерными особенностями предмета ;

3-ребенок должен мотивировать свои ответы, отгадки, включающая доказательства расшифровки образа.

Такие занятия состоят из двух частей:

1 часть – рассматривание предметов и выделять лишь тех их признаки, которые отражены в загадке. Используются элементы загадки для описания, обозначения характерных особенностей ;

2часть- отведена отгадыванию загадок и после отгадывания педагог спрашивает, как ребенок догадался.

Для начала такие занятия проводятся с предварительным рассматриванием предметов и описанием характерных признаков этих предмета, и только после этого, занятия усложняются. Так, после рассматривания предметы можно убирать, а предмет- отгадку показывать только при мотивировке ответа. Позже можно совсем отказаться от предварительного рассматривания и загадывать загадки о наглядно представленных предметах. Если ребенок испытывает затруднения в отгадывании, педагог обеспечивает рассматривание того предмета, загадка о котором оказалась не отгаданной. Усложнением является и загадывание новых загадок об известных предметах при показе их и без него. Во всех случаях обязательно нужно мотивировать отгадки. Так же на занятиях можно привлекать к загадыванию известных им загадок ; повторять старые загадки, но не демонстрируя наглядно.


Рекомендация по загадыванию

И разгадыванию загадок.

загадка- это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса»

Загадки разнообразны по своему содержанию. Часто они носят описательный характер, включающий свойственные данному предмету действия или главные качества. Например:

«Птица не может ни петь, ни летать, но бегает так, что ее не догнать.»

«Он большой, зубастый, злобный,

Бродит по лесу голодный.

Берегитесь все зверушки!

Серый хищник у опушки!»

Загадка может выглядеть как вопрос: «У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней?»

Любят дети отгадывать загадки и с рифмованной отгадкой:

«У колышка бродит весь день напролет,

Тихонечко блеет, травку жует.

Душистое сено с лугов привезу

И буду всю зиму кормить им …»

Дошкольники с системными нарушениями речи плохо понимают используемые в загадке метафоричные выражения, ориентируются, в основном, на прямой смысл слов. Поэтому в процессе обучения отгадыванию загадок необходимо учитывать ряд факторов:

• поэтапность работы;

• доступность лексического материала загадки;

• сформированность умения выделять существенные признаки, черты предмета или объекта и соотносить их с данными загадки,

• умение доказать свой ответ.

Большинство детей, поступающих в старшую логопедическую группу, не могут отгадать даже, на первый взгляд, простейшие, всем знакомые с малых лет загадки: «Что зимой и летом – одним цветом?», «Кто зимой – белый, а летом – серый?». Здесь сказывается небольшой запас знаний детей и неумение соотнести имеющиеся знания с текстом загадки.

Для этого необходимо, работать над уточнением и расширением словарного запаса дошкольников по всем лексическим темам, развивать и совершенствовать номинативный, предикативный и атрибутивный словарь. Совместно с логопедом закреплять полученные знания в процессе игровых действий с предметами, практических наблюдений за явлениями природы. Также активно привлекать к процессу обучения и родителей: им даются рекомендации, как заниматься с ребенком («Памятки для внимательных родителей», какие книги прочитать и обсудить вместе с ребенком, в выходные дни посетить зоопарк, понаблюдать за поведением того или иного животного и составить рассказ-загадку об этом животном по плану-схеме. Надо отметить, что взрослые с удовольствием включаются в работу и вносят свои предложения, дают советы, делятся впечатлениями.

Загадка-это ступень к метафорическому мышлению. Она предлагает отгадывание на основе имеющейся информации, остальное ребенок должен додумывать сам. Загадки делают мир ярче. В то же время они абсолютно доступны, достаточно хорошей памяти, ну, может быть, пары книжек.

Начинать можно с наиболее распространенных загадок-стихов.

Они нравятся детям, процент отгадывания здесь намного выше.

«Два брюшка, четыре ушка. Что это»? «Конечно, подушка»- подскажет кроха.

Загадки-обманкис виду похожи на загадки в стихах, но они сложнее, требуют внимания и сосредоточенности, т. к. рифма сбивает с толку:»Кукарекает спросонок милый, добрый…- поросенок? А правильно:- Петух»

Когда начать?

Приучать к загадкам можно с раннего детства. Первые загадки-загадки про животных и хорошо знакомые предметы. «Пушистая, с когтями, говорит «мяу» (кошка). «Живет в лесу, трусишка., Это кто?»(зайчишка).

Детям старшего возраста подойдут сложные загадки-метафоры:»«Зимой-звезда, весной-вода»(снежинка).

Загадки хороши к определенному случаю. На огороде-огородные:»Сто одежек и все без застежек», дома-хозяйственные: «Пыль увижу-заверчу, заверчу и проглочу» и т. д.

«Помогаем детям загадывать и отгадывать загадки»

В повседневном общении родители могут обогащать словарь ребенка. Без принуждения, ненавязчиво можно многому научить. Так, разговаривая с дочерью, мама может сказать: «У нас есть девочка, у нее светлые волосы, глаза голубые, одета в синее платье и красные туфельки. Кто же это?» Если дочка угадает, а она обязательно угадает и скажет «Это я», то предложите ей загадать свою загадку. Например, «Красный, круглый, большой. Им играют». А вы добавьте: «Упругий, резиновый, скачет по полу».

Загадки

Для младшей группы

Красный свет — Проезда нет. Желтый — будь готов к пути, А зеленый свет — кати! (Светофор)   Эти чудо – кирпичи Я в подарок получил. Что сложу из них – сломаю Всё сначала начинаю. (Кубики) Маленький, желтенький комок, Мама-курочка, А папа – петушок, Угадай-ка, кто, дружок! (Цыпленок) А вот кто-то важный На беленькой ножке Он с красной шляпкой На шляпке – горошки. (Мухомор) Живет под крылечком. Хвостик колечком. Громко лает, В дом не пускает. (Собака) Мама-утка у него, Плавает, кричит: Кря-кря, кря-кря, Где малыш у меня? (Утёнок)

Для средней группы

Что за чудо синий дом, Окна светлые кругом, Носит обувь из резины, а питается бензином? (Автобус)   Дом по улице идёт, На работу всех везёт. Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках. (Автобус)   Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука, Два блестящих огонька. (Автомобиль)   Маленькое, сдобное Колесо съедобное. Я одна тебя не съем, Разделю ребятам всем. (Бублик)   Надрывается, поёт, Спать засоням не даёт. (Будильник)   Прилетели галки в поле, И уселись на снегу… Стану я учиться в школе – Разобраться сам смогу! (Буквы)  

Для подготовительной

1.Если кнопочку нажать 4. Гладит платья и рубашки,

Будет музыка звучать. Отутюжит нам кармашки.

(Магнитофон) Он в хозяйстве верный друг -

2.Чудо-ящик – в нём окно. Имя у него……….

В том окошечке – кино! (утюг)

(Телевизор) 5.Полюбуйся, посмотри -

3.Пыль найдёт и вмиг проглотит Полюс северный внутри!

Чистоту для нас наводит. Там сверкает снег и лёд,

Длинный шланг, как хобот-нос, Там сама зима живёт.

Коврик чистит………. (холодильник)

(Пылесос)

Для старшей группы

Раскаленная стрела Дуб свалила у села. (Молния)   Его просят, его ждут, А как придет — Прятаться начнут. (Дождь)   Бах-тарарах Раскатился гром в горах. Молния сверкает, Дождик поливает. (Гроза)   Сад примерил белый цвет, Соловей поет сонет, В зелень наш оделся край — Нас теплом встречает... (Май) Новоселье у скворца Он ликует без конца. Чтоб у нас жил пересмешник, Смастерили мы... (Скворечник)

Наши рекомендации