Седьмой дом в Водолее, или на восходящем буддхиальном потоке

Нищета философии в том, что ее выводы общезначимы.

У этого человека тема идентификации в среде и противостояния ей возникает и решается на протяжении длительных временных промежутков — нередко долгих лет и даже десятилетий, и тесно связана с его душевной динамикой, то есть изменениях в ценностной картине мира и тех выводах, к которым он (сознательно или подсознательно) в результате приходит. Если идентификация в среде происходит неудачно и не соответствует потребностям среды и возможностям человека, то образующиеся у него метаценности не соответствуют и нередко отрицают имеющиеся (достигнутые и достигаемые) ценности, что не только сопровождается сильными деструктивными душевными процессами и негативными внешними действиями крупного (то есть буддхиального) значения, но и доставляет в атманическое тело (через канал Рыб) искаженную информацию о причинах его антагонизма со средой, а преодоление последнего смягчит и итоги ценностной динамики.

На низком уровне проработки аспекта человек пытается воевать со своим Главным Врагом на уровне жизненных позиций, причем эта война часто бывает подспудной и многолетней, а главная ее цель — создание Врагу такой ценностной динамики, чтобы его метаценности опровергли ценности, а затем отравили атманическую почву.

Седьмой дом в Рыбах, или на транзитном атманическом потоке

Иногда мы с Богом ссоримся, а потом вдвоем расхлебываем плоды раздора: я — на собственной шкуре, Он — глядя на это.

Тема идентификации в среде и оппозиции к ней имеет для этого человека глобальное и мистическое значение; она словно разлита по всей его жизни, но в то же время трудно указать конкретно, в чем же заключается это противостояние.

Тем не менее оно постепенно должно быть оформлено и разрешено, и по мере того, как это будет происходить, человек почувствует некоторое глобальное духовное просветление: для него отчасти прояснится его миссия и процесс смены идеалов станет более конструктивным, то есть новый идеал будет появляться вскоре после ослабления предыдущего и явится на его (и всей прошедшей и будущей жизни человека) отрицанием, а скорее легким сдвигом и уточнением, вызывающим к жизни новые интересы и ценности, но в то же время не требующим тотального уничтожения прежней экзистенциальной картины мира.

На низком уровне этот человек склонен бороться со своим Главным Врагом глобально, то есть отрицая его жизнь и миссию целиком, но не вдаваясь при этом в детали вроде конкретных ценностей или тем более поступков. Может ли носитель темной миссии обладать талантами и совершать добрые поступки? Конечно, но и то и другое лишний раз доказывает его злонамеренность и лицемерие.

Планеты в седьмом доме

Планеты, стоящие в седьмом доме, покажут, какие энергии и ситуации вызовут противостояние человека среде, вольное или невольное, осознанное или подсознательное. Эти же энергии дадут ему возможность правильно принять вызов среды, отделиться от нее и впоследствии выполнить свою задачу. Искушение седьмого дома — антагонизм, и человеку поначалу всегда кажется, что энергия планеты целиком находится в распоряжении среды или персонифицирующего ее Главного Врага — однако с их точки зрения все обстоит как раз наоборот.

Вообще дневные дома требуют некоторой жертвенности от человека и служения среде — и если в них стоят планеты, то, естественно, на энергии этих планет. Таким образом, планета в седьмом доме для проработки аспекта требует не столько обособления от среды, сколько конструктивного построения поляризации между ним и средой; энергия этой поляризации определяется видом планеты. Ею же определяется комплекс страха человека перед его Главным Врагом, пока аспект не проработан.

Солнце в седьмом доме

Принимая вызов, поклонись брошенной перчатке.

Выталкивание этого человека из среды и начало антагонизма с ней ощущается им всякий раз в ситуации принципиального выбора, независимо от того, касается он среды или же не имеет к ней, казалось бы, никакого отношения. Он может не замечать этого и, более того, очень удивится, если сказать ему, что каждое его решение типа "быть или не быть" воспринимается средой как вызов. С его точки зрения, он почему-то оказывается в центре внимания среды всякий раз, когда в ней созревает необходимость принципиального выбора, и почему-то именно он должен брать на себя эту ответственность, и попутно весь негатив, с нею связанный.

Этому человеку, как правило, кажется, что его Главный Враг сильнее его, во всяком случае, имеет над ним власть принимать принципиальные решения, которые ему часто не нравятся, и человек принимается отчаянно отстаивать свою независимость, не подозревая того, что для среды и Главного Врага он в этот момент смотрится как жестокий и эгоцентричный агрессор.

Проработка аспекта начинается с того, что человек всерьез задает себе вопрос: "Каких принципиальных решений на самом деле хочет от меня среда и в чем я должен от нее отделиться и определиться, чтобы их подготовить?" на низком уровне сама идея того, что среда хоть в какой-то мере зависит от принципиального выбора человека, для него невероятна и поразительна.

Комплекс страха перед Главным Врагом: он имеет полную власть над всеми моими выборами типа "быть или не быть", в том числе над моей жизнью и смертью.

Луна в седьмом доме

Каждая, понимаешь ли, кишка и то занимает особое место в организме; неужели же ты хуже нее?

Этот человек вольно или невольно становится в оппозицию к среде в ситуациях заботы; причем неважно, заботится ли он о ком-то или же, наоборот, становится объектом подобного внимания. Субъективно это может переживаться, например, так: "Для того, чтобы обеспечить своему ребенку надлежащий уход и присмотр, я должна забыть обо всех своих прочих связях с миром" (эта позиция молодой матери не обязательно осознается и формулируется ею); при этом как-то забывается, что "прочие связи" нужны не только человеку, но и миру, и подобное решение не является столь уж очевидно единственным и моральным способом поведения.

При пораженной Луне, особенно на низком уровне проработки, этот человек будет очень страдать, поскольку (в его восприятии) малейшая попытка позаботиться о себе будет встречать категорическое сопротивление среды, а она, в свою очередь, будет постоянно выделять его в качестве опекуна совершенно невозможных объектов, заботиться о которых для него сущее мучение. Вообще для этого аспекта характерен перенос на себя просьб среды о помощи, и проработка начинается с того, что человек, забывая о собственных нуждах, задает себе вопрос: чем я могу помочь своему Главному Врагу?

Комплекс страха перед средой может иметь различные формы, например: она хочет замучить меня своей неадекватной заботой (сильная Луна в седьмом доме), или: Главный Враг имеет власть над условиями моей жизни и не заботится о моих насущных нуждах (слабая Луна).

Меркурий в седьмом доме

Устанавливая законы собственной природы, не пытается ли человек стать тем самым выше нее?

Этому человеку часто кажется, что его жизнью в среде управляют совсем другие законы, чем те, которые регулируют существование остальных людей и существ. Во всяком случае, тема познания закона или проведения его в жизнь в ситуациях его выталкивания среды встает перед ним и требует раскрытия. Это не обязательно значит, что ему придется много судиться; данный аспект может дать исследователя природных законов — а именно, тех, исключением из которых он является или, более точно, которые в результате стечения обстоятельств не дадут ему успешно вписаться в окружающую среду, но, наоборот, вытолкнут из нее и поставят в центр ее внимания.

На низком уровне этот человек будет озабочен этой ситуацией преимущественно с эгоцентрической точки зрения; может быть, он и постигнет закон, поставивший его в оппозицию к среде, но приложить его постарается в личных целях, отчего конфликт со средой не уменьшится (хотя может модифицироваться). Проработка идет по линии рассмотрения антагонизма со средой как потенциально разрешимого ко взаимной пользе путем открытия и применения пока скрытого закона, создавшего ситуацию отторжения.

Комплекс страха перед Главным Врагом: он владеет законом и порядком, посредством которых может меня подчинить и даже уничтожить.

Венера в седьмом доме

От любви до ненависти один шаг плюс поворот на 180о.

Для этого человека весьма актуальным вопросом будет такой: любит ли меня мир? С одной стороны, любви в его жизни окажется скорее всего много (хотя он не всегда будет ее замечать); с другой стороны, всякая выраженная его любовь к кому-либо будет поначалу встречать если не оппозицию, то, по крайней мере, повышенно заинтересованное внимание окружающей среды, как будто он вместо избранного объекта должен любить всю Вселенную.

Пока аспект не проработан, для человека характерны резкие перепады от любви к ненависти и какое-то непоследовательное, странное отношение к объекту любви, который то обожествляется, то сравнивается с кучей грязи и беспощадно эксплуатируется. Проработка начинается с того, что человек осознает, что его оппозиция к миру вызвана потребностью мира в его любви, причем любви вполне определенного рода: он должен обособиться от среды и как отдельно стоящая единая фигура увидеть Бога, растворенного в ней и потому из нее не видимого. Так взрослые смотрят хорошие детские фильмы, испытывая чувства, совершенно непонятные их детям — сверстникам героев.

Комплекс страха перед Главным Врагом: он властен над моей любовью и ненавистью к нему; я боюсь увидеть темный лик любви как со своей, так и с его стороны.

Марс в седьмом доме

Служа Эврисфею, Геракл совершил двенадцать подвигов. Не каждый найдет себе такого работодателя.

Оппозиция этого человека к среде часто связана с его работой; среда, с одной стороны, заставляет его обособиться и работать на себя, а с другой — регулярно отвергает его усилия по созданию форм.

Искушением в данном случае будет попытка ведения инструментальных войн со средой, отгораживания от нее собственноручно выкладываемой кирпичной стеной или бомбардировки специально созданными бомбами, уничтожающими враждебное к себе отношение. Вообще это довольно сложный для проработки аспект, поскольку человек будет склонен профессионально воевать сам с собой (на материале Главного Врага) и любые попытки внешней помощи наткнутся на очень основательный отпор. Проработка часто начинается с того, что человек внезапно как бы входит в положение оппозиционной к нему среды, добровольно себя от нее изолирует и после этого оказывает ей нужную помощь, создавая или расчленяя необходимые ей формы.

На низком уровне человек склонен если не воевать, то торговаться со своим Главным Врагом на такую тему: кто на кого должен работать и как ставить условия приемки работы? Комплекс страха заключается в том, что человек ощущает Врага как более сильного и искусного и потому способного его сразить и уничтожить все его труды.

Юпитер в седьмом доме

Макрокосм, выделяя в Себе множество микрокосмов, не теряет Своего единства, даже если некоторые из них начинают Его отрицать.

Оппозиция этого человека со средой возникает при его попытках синтеза, то есть создания завершенного объекта, готового для функционирования в среде. Почему-то внешняя среда всячески капризничает и восстает против этого синтеза, как будто он имеет к ней гораздо более интимное отношение, чем кажется человеку.

Искушение в данном случае заключается в том, чтобы объявить среде войну, попытаться отгородить от нее объект синтеза (часто это сам человек или часть его внутреннего мира) и произвести синтез, так сказать, не смотря ни на что. Такая позиция ни к чему хорошему не приводит, но процесс войны со средой может человека многому научить (если он вообще склонен к обучению), поскольку среда окажет всестороннее и полное сопротивление, и он сможет увидеть некоторые свои упущения в синтезе.

Проработка, однако, требует взгляда на среду как отчаянно нуждающуюся в каком-то синтезе, и с этой целью выделяющую из себя данного человека как единственного, способного его увидеть и произвести; тогда антагонизм смягчается и становится конструктивной для обоих поляризаций.

На низком уровне проработки аспекта этот человек видит своего Главного Врага как могущественного синтезатора всевозможных козней, неприятностей и других враждебных действий; материал, на котором это происходит, определяется положением Юпитера и седьмого дома в Зодиаке.

Сатурн в седьмом доме

Где еще можно постичь свою индивидуальность, как не в рукопашной схватке с Господом?

Оппозиция этого человека среде обнаруживается всякий раз, когда он, пытаясь приобрести качественно новые умения и индивидуализироваться, оказывается в новом для себя положении, в незнакомой ситуации, которой он не владеет и вынужден приспосабливаться. Все это сначала может показаться очень страшным, поэтому человек чаще всего не склонен тут же объявлять среде ответную войну; если же он это все-таки сделает, вполне может быть, не сносить ему головы.

В действительности оппозиция среды в данном случае не столь агрессивна; она скорее обращает на него пристальное внимание и просит о чем-то, что вполне в его силах, по крайней мере, потенциально — и должен научиться этот потенциал высвобождать.

Искушением здесь будет попытка спрятаться в понятном, но неоправданном испуге, загородившись от агрессии среды крепко зажмуренными веками или начать глупо и отчаянно воевать с Главным Врагом, не распознав в нем скрытого лучшего друга и надежного помощника в трудном путешествии по заколдованному волшебному миру.

Комплекс страха перед Главным Врагом основан на его превосходящем знании неведомой для человека реальности окружающей среды, которое Враг может в любой момент использовать ему во вред.

Глава 8

ПЕРЕХОД ОТ АДЖНЫ К ВИШУДХЕ,

Или ДЕСЯТЫЙ ДОМ

"Как молод я был! Как летал я во сне!

В года эти нету возврата.

Какие способности спали во мне!

Проснулись и смылись куда-то."

(И. Губерман).

Ключевые слова : вариантный выбор; спецификация; приложение теории к практике; этическое акцентирование; реализация общего принципа.

Десятый дом является двойственным к третьему, но не нужно понимать это слишком прямолинейно, то есть как распадение единого объекта на составляющие его функциональные элементы. Смысл десятого дома заключается в определенной эксплуатации синтетического объекта, в ходе которой он теряет свою универсальность, трансформируясь в ту или другую вишудховскую (то есть законченную) форму, необходимую среде. Сама среда (так, как она развернута к объекту) при этом поднимается на аджновский уровень, то есть собирается из элементов и готовится к синтезу; одним из таких элементов, ключевых для будущего синтеза, может стать рассматриваемый объект, трансформируемый десятым домом.

Одним из наиболее частых признаков включения десятого дома является необходимость выбора одного из нескольких потенциально возможных вариантов рассмотрения или использования объекта с целью нахождения его более тесного соприкосновения со средой. Десятый дом отличается от второго в первую очередь жертвенностью объекта: здесь идет не адаптация его к среде как такового, с сохранением единства и универсальности (что типично для второго дома), а наоборот, резкое сокращение количества потенциальных возможностей, уровня внутреннего единства и цельности: объект становится в большой степени как бы функциональной частью среды, лишенной автономии, но зато обладающей отныне не отделимой от него функцией. Так, "абстрактный" или "свободный" аджновский кирпич, привезенный на стройку, выбирается строителем из штабеля, определенным образом ориентируется в пространстве, обмазывается раствором и укладывается на специальное место в пределах кладки, выполняя далее только ему одному (из всех кирпичей здания) свойственные задачи по удержанию весовой нагрузки (читатель, вероятно, понимает, что нагрузки на все элементы кладки различны, в частности, индивидуальны для каждого кирпича: один, находящийся на фундаменте, держит все здание, второй поддерживает угол стены на середине ее высоты и т. д.).

Для вариантного выбора десятого дома характерно резкое уменьшение числа потенциальных возможностей и степеней свободы объекта — но в то же время ему (добровольно или принудительно) предоставляется возможность жертвенным образом проявить заложенные в нем качества и показать, на что он способен. Жертвенность заключается в том, что в результате осуществления выбора объект навсегда прощается с остальными возможностями своего проявления — они оказываются несущественными и никому не нужными, а главное — далее принципиально нереализуемыми. Субъективно это может переживаться довольно тяжело, как воплощение ничтожной части громадного и широкого потенциала; тогда говорят: "гора родила мышь" или, в украинском варианте, "большая туча, да малый дождь" (украинская поговорка точнее отражает смысл непроработанного десятого дома, так как туча, пролившись большим или малым дождем, исчезает, как бы обращаясь в него, а гора, родив мышь, по идее может далее произвести на свет и что-то более крупное, скажем, слона).

Из сказанного ясно, что ситуация десятого дома должна переживаться человеком как ответственная — как по отношению к объекту, так, строго говоря, и к среде — ведь неправильный выбор приведет к тому, что трансформированный объект окажется для нее непригодным, не функциональным и резко понизит уровень синтеза. Эта ответственность далеко не всегда осознается человеком, но подсознательно, безусловно, ощущается и поэтому под сильным десятым домом человек обычно бывает серьезен, трезв и не склонен к юмору.

— Имейте в виду, брак — дело серьезное, — предупреждает молодых в загсе официальная дама, ведущая бракосочетание.

— Какие могут быть шутки, когда женишься в третий раз! — отвечает жених.

Видимый, отчетливый вариантный выбор — не единственно возможная манифестация десятого дома. Более тонкое его проявление, тоже по существу предполагающее выбор, но в не столь явной форме, это акцентуация , то есть внешнее приписывание одним граням или проявлениям объекта большее значение, а другим — меньшее. Это, так сказать, черно-белая или одномерная акцентуация; бывает и многоцветная (многомерная) акцентуация, напоминающая раскраску объекта различными цветами. Яркий пример акцентуации — наделение природы, вообще проявленного мира, моральными и эстетическими категориями, против чего (точнее, против злоупотребления чем) предостерегает восточная философия, например, Лао-цзы. Природа не знает уродства, поскольку ей неведома красота; в мире самом по себе нет зла, пока нет добра — а эти поляризации и раскраски вводятся в нее человеком, и совершенно неясно, имеются ли у него на это достаточные основания — так, или приблизительно так можно понимать посвященные этой теме афоризмы "Дао Дэ Цзина".

С точки зрения каббалистической диалектики, эти раскраски (с Божьей помощью) созданы человеком как средство для адекватного разрешения ситуаций десятого дома, часто слишком трудных для того, чтобы делать это "голыми руками", то есть без помощи технических средств. Конечно, эстетическое чувство само по себе гораздо шире, то есть его значение не сводится к роли средства, облегчающего выбор человека, но все же поляризация красивое-уродливое имеет эстетический оттенок (в том, например, смысле, что лучше поступать красиво, чем некрасиво), а этика в большой мере является, так сказать, теоретическим осмыслением проблематики десятого дома.

Распространенный вариант ситуации десятого дома — проблема приложения теории к практике. Чем универсальнее теория, тем слабее ее возможности — этот парадокс известен любому ученому; в пределе, как гласит научный фольклор, получается теория, настолько всеобъемлющая, что никакое ее частное применение невозможно (точнее, оно окажется бессодержательным). Поэтому проблема приложений для науки в целом достаточно актуальна (и не только потому, что от них в большой мере зависят субсидии на нее). А что такое приложение науки? Это применение универсального теоретически разработанного приема в конкретных условиях, и проблема заключается в том, какой прием и как именно применить, чтобы дать практике, то есть среде, требуемый или приближающийся к нему результат. При этом от самого универсального метода или приема часто мало что остается, но эта малость может делать всю погоду.

И, наконец, последний в списке, но совсем не наименее важный случай ситуации десятого дома это приведение примера. Когда автор той или иной универсальной концепции чувствует, что он несколько увлекается своими фантазиями и отрывается от земной почвы, в частности, теряет понимание своей аудитории, он может попытаться привести содержательный или показательный пример работы своей концепции, и удачный выбор и качество этого примера в большой степени определяет доверие к концепции, а часто и дальнейшую ее судьбу.

Трудности и препятствия . Первая трудность, характерная, впрочем, для всех домов без исключения, а не только для десятого, заключается в том, чтобы точно определить момент его включения и по возможности не перепутать его с другими. Существуют две почти не пересекающиеся категории людей: тех, которые предпочитают повременить с вариантным выбором, и тех, которые предпочитают осуществить его как можно раньше; есть, впрочем, и третья, особая категория, состоящая из людей, которые все выборы делают не вовремя, причем опаздывают с ними именно тогда, когда это совершенно недопустимо, и торопятся, когда ситуация безнадежно далека от созревания.

Все эти три категории страдают сами и портят жизнь своего окружения по одинаковой причине: им не нравится характерная тяжесть подготовки к совершению выбора и они так или иначе стремятся от нее избавиться, чаще всего косвенно перелагая выбор на плечи ближних и "судьбы", причем это слово в их понимании получает какое-то нехорошее, демагогически-паразитическое звучание. Действительно, совершение выбора это тяжелая и ответственная работа, определяющая дальнейшую жизнь человека и, в известной степени, всего мира, и человек вместе со свободой воли, то есть как раз вариантного выбора, получает от Бога энергию для его осуществления и как бы молчаливую просьбу сделать этот выбор так, чтобы привести в мир меньше зла и больше гармонии. Парадокс заключается в том, что переложить свой личный выбор обратно на Бога не удается; можно лишь вытеснить эту проблему в подсознание и осуществить выбор там — но понятно, что его качество при этом окажется не наивысшим.

Всем этим автор хочет сказать, что проблема определения включения десятого дома не столь сложна, как это может показаться, если только человек не стремится всеми правдами и неправдами от него уклониться. Главным индикатором включения десятого дома является характерное беспокойство и берущееся словно ниоткуда жертвенное настроение универсального объекта, который начинает приглядываться к среде, стремясь принять участие в ее проблемах подготовки синтеза путем той или иной реализации заложенных в нем возможностей. Когда этот момент наступает, нужно соотнести спектр возможностей объекта с потребностями среды и осуществить выбор, и здесь возникает классический философский вопрос: из каких соображений при этом следует исходить? Если воспринимать выбор абстрактно, то есть в отрыве от судьбы объекта и среды и притом в его ментальной проекции, то разумного ответа нет и быть не может. Однако проблему выбора всегда следует воспринимать в ее кармическом контексте, и тогда она становится вполне конструктивной.

В чем же трудность? В большой мере она заключается в том, что десятый дом требует разбирательства по существу двух вопросов: на что способен объект и что нужно среде, причем вначале желательно исследовать их независимо друг от друга, поскольку иначе как спектр возможностей объекта, так и спектр потребностей среды неизбежно сужаются и самое оригинальное, неожиданное и эффективное решение исчезает из поля зрения. Однако как только рассмотрение по существу заменяется изучением формальных признаков, шансы на удачный выбор резко падают: эволюция никогда не играет в кости, и "случайно" произойти от обезьяны человек ну никак не в состоянии — а вот заблудиться в лесу, неправильно сориентировавшись по звездам, может запросто.

Оценив спектры возможностей объекта и надобностей среды, человек (или коллектив) приступает к принятию решения, и перед ним встает вопрос о критерии выбора. Вообще говоря, от может быть любым, то есть не только ментальным, но и, например, буддхиальным, астральным или эфирным ("как моя левая нога захотела" — здесь явно имеется в виду эфирная нога) — главное, чтобы выбор попал в наиболее тонкое кармическое течение, которое унесет далее объект и среду, причинив миру в целом минимум зла и максимум гармонии; конечный же выбор как окончательного решения, так и критерия выбора лежит, разумеется, на самом человеке.

Говоря о крайностях десятого дома, нужно упомянуть выраженных "теоретиков" и "практиков", или "эмпириков". "Теоретики" любят аджновские объекты, например, теории, концепции, выставочные образцы; они считают десятый дом профанацией объекта и принципиально против него возражают, иногда придумывая причудливые обходные пути, как бы позволяющие его избежать или объявляя его откровенным злом, которого максимально следует избегать. "Искусство принадлежит самому себе и никому ничем не обязано; оно самосуще как Абсолют" — типичная позиция "теоретика"-искусствоведа. При этом, однако, упускается из виду, что непубликуемые рукописи и невыставляемые холсты висят на их авторе тяжелым грузом, который после публикации или вернисажа превращается в источник нового вдохновения.

"Практики", наоборот, недолюбливают аджновские объекты, ожидая от них скорейшего практического приложения и зачастую демонстрируют печальное непонимание сложностей эволюции аджновского уровня, долго и тщательно готовящего свои объекты для адекватного жертвенного опускания на вишудху. Сколько времени должен учиться врач или архитектор перед тем, как начинать лечить людей и строить города? А сколько колхозниц нужно собрать, чтобы они успешно руководили государством, и сколько молока и творога на душу населения это государство произведет? А?

* * *

Десятый дом в жизни пары возникает в ситуациях выбора, перед которым один из партнеров вольно или невольно ставит другого. Интересно, что природа этого выбора часто связана с ситуацией парного союза, когда другой из всего множества возможных претендентов отбирал себе пару, и остановился почему-то как раз на первом. Например, если мужчина выбирает себе жену по принципу красоты, то можно не сомневаться, что его ситуация десятого дома в лучшем случае будут связаны с выбором одежды и косметики ей в подарок, а в худшем — с размышлениями о том, как эффективнее оградить ее от излишнего (с его точки зрения) мужского внимания. Другой вариант десятого дома — ситуация выбора пары как единого целого, причем этот выбор может касаться как ее внутренней реальности (например, взаимоотношений), так и внешнего мира.

В парах, склонных к психологическим играм, нередки ложные ситуации выбора, когда оба партнера прекрасно знают, как развернутся события, но имитируют реальность десятого дома, делая вид, что предоставляют другому или сами принимают неочевидное решение. Довольно часто в парных союзах десятый дом имеет двухступенчатую структуру: фактически решение в ситуации выбора принимает один из партнеров, но молчит, предоставляя второму самому догадаться о своем выборе или косвенно его к нему подводя, и тогда формальную ответственность за выбор несет второй, а первый может при случае сыграть в игру "все плохое из-за тебя".

Фактически в любой ситуации десятого дома пары выбор предлагается парным эгрегором, причем его скрытая цель — манифестация и реализация своей программы, и продвинутая пара, совершая выбор, всегда стремится ее понять и по возможности исполнить.

Десятый дом в жизни семьи это в первую очередь ситуация важных для нее выборов, касающихся как внутренней, так и внешней реальности. Проблем в жизни большинства семей более, чем достаточно, но возможность их решить или хотя бы сдвинуть с мертвой точки представляется не так часто, и ее жалко упускать. Включение десятого дома как раз и означает предложение семейного эгрегора как бы сменить пластинку и начать делать что-то по-новому; важно, однако, научиться понимать его язык. Наиболее выразительно включение десятого дома происходит на транзитном потоке семейного организма, управляемого этим домом; при этом включаются энергии планет, стоящих в нем и его планеты-управителя. Например, десятый дом в Раке дает семью, где ситуация выбора, возникая, обостряет эмоциональные противоречия, и ключевой момент правильного выбора прямо или косвенно связан со сглаживанием или преодолением безысходного отчаяния, горя или неукротимого раздражения, повисающих над домом и находящих иначе разрешение только в крике, потасовках или последующих недомоганиях членов семьи. Конечно, выбор совершается на том плане, где возникла проблема, но астральный план в данном случае очень важен: он и подсказывает оптимальное решение, и очень быстро реагирует на него, являясь четким индикатором правильного выбора.

В жизни государства десятый дом представлен ситуациями, где правительство и прочие государственные структуры с одной стороны и население — с другой определяют свое поведение, а оно допускает варианты, и требуется выбор одного из них. В традиционной астрологии десятый дом символизирует начальника и казенный дом, и действительно, для государственного аппарата десятый дом представляет важную сферу деятельности — но не нужно думать, что народ при этом исключительно пассивен. В действительности этнический эгрегор имеет большую власть над государством (в частности, дает ему главный канал инвольтации) и все чиновники и руководители, совершая вариантный выбор, не свободны: они ощущают колоссальное давление со стороны этнического эгрегора (во всяком случае, когда пытаются идти против его воли). Таким образом, "народ" (то есть этнический эгрегор) постоянно совершает выбор, и притом самый существенный, определяющий его судьбу, а выбор государства в лучшем случае его поддерживает, а в худшем — пытается игнорировать или даже вести оппозиционную линию. Впрочем, и последний вариант (антинародные политические режимы) тоже по-видимому осуществляется если не с согласия, то при, так сказать, попустительстве этнического эгрегора — но об этом пусть судят метаисторики.

Десятый дом в жизни фирмы касается основных ситуаций ее выбора, а в первую очередь тех, которые связаны с развертыванием ее основной программы. Отличие фирмы от семьи и государства заключается в том, что ее эгрегор имеет гораздо более конкретную цель (помимо общегуманитарных, например, обучения сотрудников правилам групповой работы), хотя и не всегда сводящуюся к той, которую мыслит дирекция.

Типичная ситуация десятого дома на фирме — распределение текущих задач по подразделениям, а для каждого подразделения — освоение и интерпретация полученного (всегда несколько абстрактного) задания применительно к конкретным возможностям данного, скажем, отдела. При этом задание выступает как аджновский объект (то есть начальство не должно его чересчур специфицировать), а отдел — как среда, к которой нужно адаптировать задание. Среда при этом воспринимается как вишудховская, то есть как состоящая из отдельных квалифицированных специалистов, которые объединяются вместе для решения поставленной начальником конкретной задачи (в среде включается третий дом как двойственный десятому). Таким образом, задача начальника как агента десятого дома заключается в трансформации спущенного сверху (аджновского) задания в более конкретную вишудховскую задачу, понятную его коллективу.

Этика интерпретации задания очень непроста и неформальна, и во многих моментах определяется не декларируемым, но ясно ощутимым влиянием эгрегора фирмы, голос которого хороший начальник среднего звена обязательно слушает, не отождествляя с мнением и предпочтениями главы фирмы или его влиятельных заместителей. Материал, на котором особенно остро проявляются проблемы выбора фирмы и наиболее ощутимо этическое влияние ее эгрегора, покажет положение десятого дома в Зодиаке и планеты в этом доме.

Ситуация десятого дома в книге это прежде всего подготовка к тому или иному выбору героя, причем неважно, на каком плане он осуществляется и готовится. Вот Иван-царевич подъезжает к развилке дороги, а на указателе написано: направо пойдешь — коня потеряешь, налево — собственную голову. По смыслу выбор атманический, так как и голова и конь жизненно необходимы Ивану (конь, может быть, даже больше) для исполнения его миссии — и именно исходя из этого ("Зачем мне голова, если коня не будет", — думает Иван) он осуществляет выбор. Отрицательные же герои сказки (братья) опускают, то есть профанируют выбор до каузального уровня и быстро погибают.

Менее откровенный, но тоже выраженный вариант ситуации десятого дома — "обработка" ответственного лица с целью заставить его совершить определенный выбор, например:

"А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Обобрать гонца велят,

Допьяна его поят,

И в суму его пустую

Суют грамоту другую:

"Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку".

(А. Пушкин)

Десятый дом — очень ответственный момент повествования, когда достаточно общая авторская идея получает конкретное развитие, а все остальные возможности ее воплощения остаются за бортом — но читатель может на досуге поразмыслить о том, что бы случилось, если бы герой тогда сделал бы такой-то шаг; а героиня сказала бы то-то и то-то вместо того, что она предпочла сказать по воле автора книги (или его музы). Сам же писатель часто с удовольствием переходит ту обычно невидимую для читателя черту, когда герои выходят из подчинения его десятому дому и начинают прорабатывать свой собственный.

* * *

Сильный десятый дом даст человека, которому в своей жизни придется много и трудно работать, но тяжесть и ответственность его работы окажется очевидной не всем. На него постоянно будут обрушиваться проблемы (свои и чужие), требующие разрешения, и право (или обязанность) выбора окружающие с легкостью, а когда и с сожалением, но весьма часто будут передавать ему, захочет он того или нет.

В целом это боевой вариант судьбы: такой человек хорошо виден и со всех сторон на него оказывается давление — с конечной целью повлиять на его выбор, который часто оказывается важным не только для него. На низком уровне проработки вероятны злоупотребления своими возможностями выбора (вероятна иллюзия большой власти над миром), и в первую очередь вследствие недооценки сложности и ответственности его ситуаций, требующих принятия решения: слишком много аспектов и интересов они в себе заключают. Для проработки социального аспекта своей кармы этому человеку важно осознать и почувствовать два обстоятельства: во-первых, каждый выбор подготавливается и осуществляется на материале внутреннего мира и его пробл

Наши рекомендации