Переход от сахасрары к аджне
Или СЕДЬМОЙ ДОМ
"Узнаю этот ветер, налетающий на траву,
под него ложащуюся, как под татарву.
Узнаю этот лист, в придорожную грязь
падающий, как обагренный князь."
(И. Бродский)
Ключевые слова : идентификация в среде; принятие вызова; оппозиция; противостояние; диссидентство; Главный Враг или Оппонент.
Эта глава открывает вторую часть книги, посвященную дневным домам (с седьмого по двенадцатый), которые представляют диалектические переходы сверху вниз, то есть с данного уровня на нижележащий. При этом объект теряет набранный при восхождении по дневным (то есть первым шести) домам информационно-энергетический потенциал и передает его среде; проблема же заключается в том, чтобы сделать это адекватно, то есть в соответствии с ее потребностями и возможностями объекта.
Таким образом, объект (в нашем тексте это часто человек) в этих ситуациях предстает в жертвенной роли — но это вовсе не значит, что он несчастен (так же как включение дневного дома, то есть ситуация жертвенности среды, вовсе не гарантирует счастья); более того, потребность в самых различных видах делиться с окружающим миром имеющимся потенциалом присуща, по-видимому, всем объектам без исключения, хотя манифестируется ими не всегда и порой достаточно тонко. Адекватно проведенная ситуация дневного дома во многих случаях переживается человеком как блаженная пустота и глубокое чувство, что он реализовался, отдав среде то, что у него было, но ему на самом деле не принадлежало — и его дар был принят. Наоборот, плохая проработка дневного дома приводит человека к ощущению богача, близящегося к смерти, и не имеющего, кому передать свои сокровища. Он тщетно ищет ответа на вопрос: зачем у меня все это? — и не находит, и его богатство отравляет его.
Психологически дневные дома переживаются не то что легче, но как бы яснее ночных, да и с социальной точки зрения они гораздо виднее и значимее. Люди с преобладанием планет в ночной полусфере в этом воплощении набирают потенциал, тратить который будут другие — а сами они, может быть, родятся с сильными дневными домами в следующий раз, когда им хочется больше помогать среде, чем совершенствоваться за ее счет. Однако не будем забывать, что отдать можно лишь то, что имеешь, и сколь бы ни были значительны кармические наработки человека и как бы впечатляюще ни стояли планеты у него над горизонтом (автор не связывает напрямую первое и второе!), все равно, как и полагается микрокосму, на половине своих транзитных потоков человек будет набирать свой потенциал, и соответствующая проработка ему так же необходима, как и в случае радостного (или горестного) спуска по дневным домам.
* * *
Седьмой дом означает идентификацию объекта в среде. Раньше, то есть до включения дома, он был благополучно в ней релаксирован, растворен, включен в ее информационно-энергетический обмен и находился на своем месте — и вдруг что-то случилось: он ощутил себя в чем-то инородным, не таким, каким всегда предполагалось ему быть и существовать.
Итак, первое ощущение, свойственное седьмому дому, это отторжение объекта от среды и даже в известной степени противопоставление его ей. Объект под седьмым домом становится в известном смысле диссидентом, инакомыслящим, ею, так сказать, вскормленным и вдруг потерявшим чувство родства и дерзающим заявить свою независимость и особое мнение.
Так выглядит внешне негативный вариант включения седьмого дома. Внешне позитивная его разновидность выглядит как приглашение на подвиг: среда выделяет объект и предлагает ему решить ее проблему, которая в прежнем (сахасрарном) состоянии была бы для него неразрешимой. В качестве "помощи" среда предлагает по существу то же самое, то есть свое отторжение, но вместе с тем и возможность прояснения синтетический индивидуальности объекта.
Здесь нужно подчеркнуть различие между третьим и седьмым домами. Результатом обоих переходов является аджновское, отдельное бытие универсального объекта, но если в случае третьего дома этот объект создается заново (синтезируется), то в случае седьмого дома ничего не создается: объект лишь отделяется от среды и в противопоставлении ей обнаруживает свое уникальное и автономное бытие. Седьмой дом, таким образом, представляет собой процесс разрыва связей со средой и взятие на себя определенной роли, прямо связанной со способами идентификации. Например, поэт, восклицающий: "Вся современная мне поэзия — говно!" — безусловно выделяет себя из общего литературного процесса и среды, но одновременно как бы утверждает, что качество стихотворной продукции в его стране слишком низко и, главное, берется его радикально улучшить, показав на личном примере, как в действительности нужно писать стихи. Другими словами, указанный тезис вполне возможен (с диалектической точки зрения) в авторском предисловии к сборнику стихов, но совершенно неуместен, скажем, в профессиональном критическом разборе, имеющем цель прокомментировать, но не исправить, существующее в настоящий момент в поэзии положение вещей. Аналогично, великий философ Иммануил Кант в предисловии к одной из своих книг ("Пролегомены") без ложной скромности пишет, что до него метафизика стояла на голове, а он пришел, чтобы поставить ее, наконец, на ноги — типичная заявка по седьмому дому.
Итак, седьмой дом означает ситуацию вызова, который объект бросает среде или она — ему; при этом неважно, кто бросает перчатку, а существенно лишь, чтобы она была поднята и поляризация объект-среда обозначилась. При этом происходит, с одной стороны, идентификация и индивидуализация объекта, с другой — обозначается некоторое совершенство среды, которое она к окончанию седьмого дома благополучно разрешает, осуществляя двойственный переход от аджны к сахасраре, то есть реализуя второй дом. Другими словами, за счет того, что данный объект выделяется из среды, принимает вызов и идентифицируется, какой-то другой объект благополучно адаптируется к среде (порой занимая прежнее место первого или его часть).
На низком уровне проработки (а часто и на среднем и даже на высоком) включение седьмого дома воспринимается и человеком и средой как возникновение отчетливого антагонизма. Человек ощущает, что он больше так (то есть как всегда) жить не может, что среда его буквально выталкивает, что он не такой, как все, и не в состоянии больше влачить унылую лямку привычного существования и пора, наконец, бросить вызов — и бросает его, а среда принимает, хотя часто не совсем так (или совсем не так), как имел в виду человек.
Тонкость ситуации седьмого дома заключается в том, что этот антагонизм в большей мере создан самой средой, то есть не так уж волен человек в своем выборе бунтовать — не бунтовать, и далеко не в той степени зависит от него способ противопоставления себя к среде, как ему может вначале показаться. Другими словами, чаще всего среда (судьба, карма, Божий промысел) выбирает его как субъект бунта и подкладывает ему в подсознание специфику бунтарских идей, но понять это человек обычно в состоянии лишь много позже. Крупной иллюзией является его впечатление, что диссидентство и прямое противостояние может ему что-то дать: в действительности его деятельность окажется жертвенной в интересах среды, и лучше понимать это с самого начала. Среда, включая объекту седьмой дом, как бы ставит его на прорыв — и внешне отделяется от него, но на самом деле, конечно, составляет с ним одно целое, как едины в поляризации плюс и минус. Зато в рамках этой поляризации, разорвав многие связи со средой и лишившись в ней привычного, адекватного себе места, объект обретает синтетическое единство и независимость, находя в этом для себя новые прелести.
Опасности и препятствия . Как и любой другой, седьмой дом включается во вполне определенные моменты, которые очень важно не пропустить — и не спутать его с другими домами. Противоположная опасность заключается в имитации ситуаций седьмого дома, когда он еще не созрел — тогда вызов окажется ложным, преждевременным и неадекватным и либо не будет принят средой, либо принесет и ей, и человеку одни неприятности. Если же человек, наоборот, не замечает включение седьмого дома, он может пропустить наиболее удачный момент для провозглашения своего диссидентства, и его вызов и свершения в результате окажутся куда мельче, чем он мог рассчитывать.
Надо сказать (вот автор и говорит), что очень редко встречаются люди, точно фиксирующие включение седьмого дома. Основная масса делится на его, так сказать, энтузиастов, чей кумир — Пылкий Боец , и, наоборот, нелюбителей, покровительствуемых Годящей Тихоней .
Пылкий Боец (типичный паразит седьмого дома) делает все, чтобы не дать человеку очень серьезно включиться в проблемы среды, и заставляет его вставать к ней в оппозицию по самым поверхностным и несущественным для обоих поводам. Кроме того, он провоцирует в человеке неуважение и агрессию против среды, иногда прямо: "Посмотри, как она примитивна, груба, пошла и вообще не соответствует твоему уровню, а к тому же еще чего-то нагло требует и вымогает, как будто ты ей чем-нибудь обязан!" — а иногда косвенно, указывая на опасности, от нее исходящие (наполовину выдуманные), ее коварство, неискренность и т. п. В результате подобных провокаций человек, чувствуя себя совершенным героем, начинает преждевременно ломиться в открытые двери, которые никто от него и не думал затворять, вступает в сражение с ветряными мельницами, принимая их за огнедышащего дракона и вообще создает гораздо больше шуму, чем реального вреда или пользы для среды и тем более самого себя. А когда седьмой дом в самом деле включается, силы человека уже на исходе, а главное — он уже не сможет встать в ту оппозицию к среде, которую ему на самом деле стоило бы занять.
Наоборот, Годящая Тихоня стоит на позиции: "А куда торопиться?" — имея в виду, что освоенное бытие в среде надежно и испытанно, а засвечиваться и начинать воевать с ней — дело пустое, и лучше его по возможности отложить — авось пронесет. Именно по ее поводу была сложена поговорка: "гром не грянет — мужик не перекрестится", хотя современная Тихоня и в этом грозном случае креститься не посоветует — ведь молния уже позади… Результатом Годящей Тихони будет то, что человек пропустит не только начало, но и добрую половину седьмого дома, не заметит того, что указующий перст среды (и судьбы) давно направлен в его сторону и надо как-то определить свою позицию, хотя, конечно, ох как не хочется записываться ни в бунтари, ни в диссиденты. Когда же это случается, то происходит уже помимо воли и выбора самого человека, причем в довольно грубой форме, и он начинает буквально воевать со средой, ее ненавидеть и обвинять во всех мыслимых и немыслимых грехах — однако поляризация уже произошла, и изменить ее характер очень трудно, если вообще возможно.
Очень важно не путать ситуаций седьмого и первого дома; психологически человек бывает к этому склонен, особенно если между этими домами есть планетарная оппозиция (то есть в карте есть по планете в каждом из этих домов, и эти планеты стоят в аспекте оппозиции). Как же это возможно?
Занимая особую, выделяющую его в среде и даже выталкивающую его из среды позицию, человек остро ощущает свое "я", как оно освобождается из-под власти среды и проявляется при этом как единое целое. И стоит ему забыть (или с самого начала не подозревать), что внутренняя, глубинная цель его деятельности — забота о среде (пусть даже в форме жесткого ей противостояния) и что единство его "я" обусловлено в данном случае исключительно особым поведением среды, как откуда ни возьмись появляется паразит-искуситель, специфический для седьмого дома и занимающийся переключением внимания человека на как бы первый! Этот паразит (Диссидент Самовластный) превращает работу по уточнению диссидентской позиции человека в не омраченное заботами и вниманием к среде самовыражение, когда занятие особой позиции и противопоставление себя среде происходят не исходя из ее интересов и надобностей, а по принципу "как моя левая нога захотела". Вариант этого паразита — Диссидент-Любитель, подменяющий седьмой дом пятым, то есть непринужденной игрой с окружающей средой, которая в данном случае к играм не особенно склонна, и человек через некоторое время сможет в этом наглядно убедиться.
* * *
Теперь рассмотрим проявления седьмого дома в групповых ситуациях.
Седьмой дом в жизни пары возникает в следующих вариантах: один из партнеров занимает особую позицию и противопоставляет себя другому как среде; пара выделяется из внешней реальности и в чем-то противопоставляет себя ей; пара бросает вызов парному эгрегору, воспринимаемому ею как внутренняя среда обитания.
В парных отношениях часто проявляется эффект, вообще характерный для седьмого дома — персонификация среды в том или ином объекте, который воплощает для человека ее противостояние и таким образом становится на низком уровне его Главным Врагом, а после некоторой проработки — Основным Оппонентом. Вполне естественно, что в данных отношениях эту роль часто исполняет партнер, и здесь мне очень важно понять, какая часть моего особого, оппозиционного отношения связана с его личностью, а какая является переносом на него антагонизма между мной и средой или между мной и парным эгрегором.
Проработка ситуаций противоречия между партнерами укрепляет парный эгрегор и через некоторое время он создает потенциально конструктивную оппозицию между парой и внешним миром: например, молодые супруги решают рожать и воспитывать своих детей не так, как это делали их родители и деды. Начинается эгрегориальная война, которая чаще всего кончается отселением молодой пары и ее обособлением, которое со всех сторон обозначает ее новые позиции, и пока аджновский уровень не достигнут, то есть не происходит эгрегориального размежевания по всем позициям (как нравственным, так и материальным), существенным для парного эгрегора, эта война не кончается.
Седьмой дом в жизни семьи , так же как и в жизни пары, может проявляться трояко: один из членов семьи (или целая группа) встает в оппозицию к остальным; семья в целом занимает особую позицию в социальной среде; семья начинает воевать сама с собой, то есть своим эгрегором. Строго говоря, третья ситуация всегда первична и если ее не разрешить в главных чертах на тонком плане, она со временем материализуется в первую или вторую, причем весьма неприятную для участников типа, когда противостояние оказывается преимущественно деструктивным для всех участников.
Таким образом, если отец семейства начинает вызывающе часто отсутствовать дома по вечерам, ссылаясь на неведомые "совещания", или мать, вместо того чтобы готовить семье завтраки, обеды и ужины, обкладывается учебниками астрологии и картами Таро и беспрерывно учит своих подозрительных новых знакомых, как нужно правильно изживать свою карму, нимало не напрягаясь болезнями собственных детей, то можно быть уверенным, что он (она) бросили вызов семейному эгрегору и хотят перестроить с ним свои отношения — может быть, взяв на себя новые обязанности, но предварительно пересмотрев старые; остается лишь понять, чего хочет от них семейный эгрегор: как внутри семьи, так и за ее пределами.
В жизни государства седьмой дом используется для идентификации в жизни общества, то есть в ситуациях, когда не вполне понятно, зачем оно есть и что делает, или, наоборот, когда его не устраивает его роль в обществе.
Часто включение седьмого дома производится идентификацией врага общества — внешнего или внутреннего; важно лишь, чтобы он воспринимался как Главный Враг, на которого можно спроецировать все недовольство народа как среды своим государственным устройством и конкретной властью. Седьмой дом, однако, есть лишь подготовка к будущей войне, а не сама война: его задача — вычленить в среде "врага" и обрисовать со всех сторон его контуры. В странах низкого эволюционного уровня "врага народа" как бы назначают, не спрашивая его мнения на этот счет: это могут быть инородцы (евреи), носители чужой идеологии, этнические группы, исповедующие иные религии и т. п. В более культурных обществах роль носителей седьмого дома берут на себя более или менее добровольно различные диссиденты, оппозиционные блоки и фракции в парламенте, забастовочные комитеты и особенно крутые рок-группы.
Мудрые государственные деятели умеют правильно и вовремя увидеть возникающую в обществе поляризацию и, умело нейтрализуя ее, не то что укрепить свое государство, но сделать его более органичным для народа. Пути, на которых это удобнее и эффективнее делать, определятся положением седьмого дома в Зодиаке, его планетами и их аспектами.
Седьмой дом в деятельности фирмы проявляется в различных поляризациях типа "мы-они", и хорошо, если эти противопоставления не становятся антагонистическими.
Вообще включение седьмого дома часто означает, что у фирмы не все в порядке: нарушено ее нормальное функционирование во внутренней или внешней среде, возник какой-то прорыв и его необходимо как-то заткнуть. Иногда (в зависимости от традиций фирмы) при этом в первую очередь отыскивается виновник, который становится козлом отпущения или врагом фирмы номер один. Более культурный вариант заключается в поиске добровольцев, которые возьмут на себя тяжесть отыскания и заделывания пробоины в трюме.
Иногда седьмой дом проявляется изнутри в виде диссидентских настроений того или иного сотрудника или подразделения, имеющих свое мнение, резко отличающееся от общепринятого. Правильная реакция администрации заключается в том, чтобы дать бунтарям некоторую автономию и попутно переложить на них тяжесть эгрегориальной поляризации, вызвавшей к жизни их особую позицию.
Седьмой дом в книге несет зачастую ее основную энергетическую нагрузку — это поляризация или антагонизм между героем и его оппонентом, так или иначе представляющим оппозиционную реакцию среды. В психологических повестях и романах в качестве оппонента часто выступает незримый демон, внутренний враг или враждебная позиция судьбы, никак не дающая герою добиваться поставленных целей. Этот внутренний враг (или злая судьба) воплощается в образе того или иного текущего Главного Врага (иногда это близкий родственник: брат, отец, жена, ребенок), победив которого, человек быстро получает аналогичного — или убеждается в своем психологическом поражении. В сказках и приключенческих романах под седьмым домом идет выбор злом своей жертвы — ею чаще всего оказывается герой или лицо, им опекаемое, — или, наоборот, личный выбор героя в ситуациях типа "добровольцы, шаг вперед". Адекватное окончание ситуации седьмого дома — обособление героя от окружающей среды и переход его в особое собранное состояние готовности ответить на социальный вызов — конструктивно или деструктивно, в зависимости от положения и аспектов седьмого дома в гороскопе книги (и, в некоторой степени, ее автора).
* * *
Сильный седьмой дом дает человека, которому не приходится скучать в окружающей среде: то ли он ее будоражит, то ли она постоянно обращает на него пристальное и заинтересованное внимание — разобраться трудно и далеко не всегда возможно. Во всяком случае, прожить в замке из слоновой кости ему не удастся и скорее всего не захочется.
На низком уровне проработки он будет часто воевать — вернее, становиться в позицию воина (насколько она окажется последовательной, уже другой вопрос). Ему очень важно не вставать в оппозицию по мелким поводам и раньше времени, то есть пока он не ощутит конструктивность и важность своего особого мнения — в первую очередь для среды, и лишь во вторую — для своего самоопределения.
При слабом первом доме у этого человека будет соблазн недооценки своих сил как оппонента; ему будет постоянно казаться, что его Главный Враг гораздо интереснее и сильнее него, хотя в действительности он как основной противник будет почти всегда сильнее своего партнера. В начале проработки весьма возможны поражения при слишком грубо-прямолинейном понимании своего диссидентства, но это не значит, что его следует сворачивать и полностью мириться со средой: на самом деле она все равно не пойдет на это, и человеку придется так или иначе искать более тонкие и в то же время адекватные потребностям среды способы своего противостояния и идентификации в ней.
Слабый седьмой дом дает человека, который не склонен идти против среды и иметь в ней особое мнение; комфортно ему там или нет, но он предпочитает старое, знакомое зло той неизвестности, которая ждет его, если он в чем-то противопоставит себя среде и тем самым начнет с ней противостояние.
Со своей стороны, среда редко удостаивает его своим пристальным вниманием и чаще всего дает ему возможность в себе растворяться. При слабом втором доме это дает чувство как бы ее отсутствия — живет себе человек и не думает ни о приспособлении к среде, ни о ее проблемах, и она как правило его и не тревожит — вариант яркого индивидуализма, но не воинственного порядка, особенно при сильном первом доме, когда человек как бы говорит окружающим: вот он я, разнообразный и интересный, и кому нравится на меня смотреть — пожалуйста, а остальных я не держу — и действительно не держит.
Проблема человека со слабым седьмым домом — ему порой становится скучновато, так как не хватает сильного партнера, или начинает надоедать равнодушие среды. Это, однако, означает, что он пропускает тихие просьбы окружающего мира принять участие в его трудностях и частично взять их на себя, выработав оригинальный или по крайней мере не общепринятый подход; в какой сфере его лучше искать, покажет транзитный поток, управляемый седьмым домом.
Гармоничный седьмой дом даст человека, который умеет выбирать себе Главного Врага и становиться в оппозицию к среде: так, чтобы с одной стороны не скучно жилось, а с другой — чтобы оппозиция не становилась чересчур напряженной; вообще это мастер компромисса.
Отношения этого человека со средой представляют собой сюжет несколько мультипликационного или опереточного свойства: Главный Враг прекрасно поет и танцует, а стены тюрьмы, куда его (Врага) кознями герой ненадолго попадает, сделаны из папье-маше, и раскрашены театральным художником в самые яркие тона.
Певцом гармоничного седьмого дома был Лев Толстой; даже в описании таких трагических сюжетов как война 1812 года и судьба Анны Карениной он изображал рок, выбирающий свои жертвы в весьма пристойном и приглаженном виде, заботился о том, чтобы всесторонне оправдать его выбор нехорошим поведением самих героев или компенсировал их, так сказать, авансом (музыка небесных сфер, услышанная Петей Ростовым в ночь перед гибелью).
Пораженный седьмой дом дает крайне неуживчивого в среде человека; он постоянно воюет со всеми (включая самого себя), противопоставляет себя обществу и его отдельным представителям где надо и где не надо. Кроме того, среда постоянно использует его по принципу "всякой бочке затычка", причем он в качестве затычки, как правило, оказывается сильно не по размеру, а бочки чаще оказываются с дегтем, чем с медом.
Певцом пораженного седьмого дома был Федор Достоевский, во всяком случае, в своих романах, написанных после каторги. Его герои прочно не вписываются в окружающий мир, до такой степени, что более чем склонны к убийству и, особенно, самоубийству: тень того и другого буквально витает над его романами как воплощение низшей октавы пораженного седьмого дома.
Проработка идет через преодоление примитивного антагонизма со средой и взятие на себя части ее проблем — а в первую очередь ответственности за них. Пока этого не произошло и пока (в данном случае весьма болезненный) процесс отделения человека от среды в независимую диссидентскую фигуру не состоялся, надеяться на мирное или хотя бы конфликтное разрешение антагонизма с ней не приходится, а фигура Главного Врага видится беспощадной, непримиримой и всесильной, хотя в действительности по отношению к окружающим человек чаще всего выступает в этих ролях сам.
Седьмой дом в знаках
Положение седьмого дома в Зодиаке покажет транзитный поток, на котором особенно ярко отражается противопоставление человека окружающей его среде. К числу основных проблем проработки этого потока относится правильное выделение плодов или остатков медитации соответствующего тела как в известном смысле противопоставленных теме этой медитации, или по крайней мере акцентируемых в ней как в среде. Если у человека есть Главный Враг, символизирующий среду в ее противостоянии с человеком, то взаимодействия человека с ним непременно отзовутся на соответствующем транзитном потоке, и по тому, каким это влияние окажется для организма в целом, человек может судить о правильности его взаимоотношений со средой.