Второй дом в Водолее, или на восходящем буддхиальном потоке
Некоторым мудрецам удавалось расширить себе сознание больше, чем на 360о.
Для этого человека адаптация к среде требует в первую очередь душевных усилий, причем не простых, а в некотором смысле наитончайших — направленных на выращивание метаценностей, или итоговых ценностей, формирующихся как результат душевного развития в течение длительных периодов.
Вызов этого аспекта — успешное выращивание индивидуальных, то есть свойственных только данному человеку, метаценностей в буддхиальной среде, во многом занятой своими собственными процессами и зачастую очень мало помышляющей об атманическом и каузальном телах. Другими словами, буддхиальные медитации (тонкая карма) идут по своим законам, и пытаясь жить так, чтобы за уносящимися годами и десятилетиями оставался какой-то главный смысл, человеку нужно их учитывать, но, приспосабливаясь к ним, он в то же время должен стараться пронести и вырастить что-то очень свое, о чем можно будет поведать Богу (и только Ему), и Он внимательно, не отвлекаясь, выслушает и примет к Своему сведению исповедь человека.
Этика, которую человек должен выработать в течение жизни, относится в первую очередь к адаптации к его ценностным изменениям и усилиям по выращиванию тончайших плодов своей души — энергиям, становящимся духовной почвой, на которой растет цветок его миссии.
Второй дом в Рыбах, или на транзитном атманическом потоке
Как совместить жизнь в Боге с этикой человека?
Этот человек (кармически) должен научиться адаптироваться к своим духовным процессам, уловить аромат роста и цветения своей миссии и, приспосабливаясь к ней, в какой-то мере познать правила чередования духовных тупиков и идеалов, смены которых активизируют в нем новые ценности, таланты и добродетели.
Смена идеалов или временное их выключение заставляет человека изменить способ видения его предназначения и жизни в целом, и вот к этим-то (чаще всего нелегким) переменам и должен научиться приспосабливаться рыбий второй дом, и не только приспосабливаться, но делать это так, чтобы, с одной стороны, не нанести большого ущерба цветку миссии, а с другой — сделать так, чтобы его отсыхающие листочки имели подходящую для переработки каналом Овна кондицию. На содержательном языке это означает, что идеалы время от времени, конечно, меняются, как и способ видения человеком своей жизни в целом, но хотелось бы, чтобы это оборачивалось не катастрофической перестройкой, а более или менее подготовленной и плавной сменой ценностной картины мира. Соответствующая этика, то есть правила корректного практического обращения с атманическим телом и планом, частично открываются человеку при проработке аспекта, хотя ему чаще всего очень трудно сформировать их в словах.
Планеты во втором доме
Планеты, находящиеся во втором доме, покажут, какие энергии нужно будет мобилизовать и какие ситуации проработать для успешной адаптации в среде как его самого, так и различных внешних и внутренних объектов, к которым он имеет отношение. Второе значение аспекта — влияние второго дома на планету, принцип которой будет включаться в непременном сопровождении ею типических ситуаций, и, следовательно, ее проработка неизбежно пойдет под аккомпанемент той или иной обкатки или апробации соответствующих энергий.
Планета во втором доме покажет силы, которые человеку необходимо найти в себе и употребить для адаптации, но априори он совершенно не уверен в том, что из этого что-нибудь получится. И действительно, он должен найти вполне определенную этику, которой следует подчинить эти силы, чтобы адаптация прошла успешно, а иначе и объекту, и окружающей среде не сдобровать. Непроработанный аспект дает специфические грубость и неуверенность в ситуациях адаптации и страх агрессии со стороны среды на энергиях соответствующей планеты.
Солнце во втором доме
Правильное положение "я" это точка, из которой одинаково хорошо просматриваются внешний и внутренний мир.
Адаптация этого человека к новой для него среде потребует от него достаточно решительного поведения, в частности, осуществления принципиального выбора типа "быть или не быть". Его искушением при сильном Солнце будет грубое навязывание среде правил игры, а при слабом — чрезмерная пассивность в ситуациях адаптации и нежелание осуществить выбор тогда, когда это совершенно необходимо. Проработка аспекта начинается с того, что человек берет ответственность в ситуациях адаптации полностью на себя (в частности, перестает проецировать ее на среду), учится слышать голос гида и уважать внешнюю реальность как своего учителя.
Влияние второго дома на Солнце скажется в том, что всякая подготовка к принципиальному выбору будет у этого человека иметь оттенок апробации того или иного объекта внешнего или внутреннего мира и приобретет этическое звучание. Другими словами, всякий его выбор задевает не вполне исследованную часть внешней среды и потому должен производиться не просто так, а следуя определенным правилам, которые человек должен сам выработать в течение жизни (кое-что о них подскажут аспекты Солнца и положение второго дома в гороскопе).
Комплекс среды: она хочет уничтожить меня целиком или частично при первой же возможности.
Луна во втором доме
Далеко за пустыней Безразличия и хребтом Эгоизма лежит мой оазис Личной Жизни.
Адаптация этого человека к среде требует включения энергии заботы, однако ему не всегда сразу ясно, кто о ком должен заботиться: он о ней или же наоборот. Во всяком случае, при включении ситуации второго дома этому человеку делается неуютно и возникает (иногда смутное) ощущение, что надо навести уют, кого-то обогреть, накормить и т. д. На низком уровне проработки этим "кем-то" оказывается сам человек, который начинает интенсивно заботиться о себе за счет окружающей среды, и при гармоничной Луне это может у него долгое время неплохо получаться.
Проработка аспекта обнаруживает, однако, скорее противоположную этику адаптации: сначала человеку следует думать о насущных нуждах среды, и потом тоже, а уж она сама в некоторый момент позаботится о нем.
С другой стороны, любая ситуация заботы (независимо от того, проявляет ее человек или принимает) будет связана у него с непростым приспособлением к окружающей среде и потребует выработки специальной этики: кому можно помогать, когда, каким образом, при каких условиях и т. д.
Комплекс среды: изменения в окружающей обстановке лишат меня необходимой мне заботы; при частичной проработке аспекта комплекс модифицируется: мне не удастся справиться на практике с задачей помощи всем нуждающимся.
Меркурий во втором доме
Адам, конечно, ел плоды с дерева познания, но он хотя бы не опрыскивал его ядохимикатами!
Для успешной адаптации к среде этому человеку придется прибегнуть к, так сказать, научному способу ее постижения и налаживания с ней связей и отношений: он (добровольно или принудительно) пытается установить законы, которым она подчиняется, или же наоборот, подчинить ее (и себя) определенным правилам, облегчающим адаптацию.
Этот аспект опасен соблазном наложения на среду предвзятых о ней представлений, в частности, априорно предполагаемых законов, которым она по идее должна подчиняться, и структур, которые для нее идеально подходят. Конечно, некоторые априорные соображения такого рода у человека могут быть, но ему следует помнить, что смысл второго дома это эмпирическая проверка, и во всяком случае не настаивать на своем, когда практика адаптации оказывается неудовлетворительной.
Проработка аспекта дает человеку возможность принять участие в разработке такого важного вопроса, как этика эмпирической науки. Не нужно думать, что запретив вивисекцию и ядерные испытания, люди закроют эту тему. Изучение природы должно быть очень тактичным и в любом случае санкционированным Планетарным Логосом — иначе мы имеем шанс погибнуть от собственной черной магии (в облике, скажем, научно-технической революции), как это по преданию случилось с цивилизацией Атлантиды.
Комплекс среды: она слишком хаотична и непредсказуема, и потому угрожает разрушением порядка и закона моего личного существования.
Венера во втором доме
По-настоящему добрым может считаться лишь человек, умеющий переводить это качество из внутреннего мира во внешний.
Этому человеку для адаптации в среде нужно увидеть и ощутить в ней Божественное присутствие… однако это легче сказать, чем сделать. Смысл аспекта заключается в том, что любовь, заключенная в человеке, должна пройти испытание в условиях, близких к полевым, но все же под наблюдением гида, который в трудных случаях подскажет, какая часть окружающей среды нуждается в любовном внимании человека и каком именно.
Вообще второй дом символизирует последнюю фазу развития планетного принципа, когда ее энергии в человеке уже полностью синтезированы и остается лишь научиться использовать их на практике, — но это тоже оказывается совсем не просто и требует выработки специальной этики. В данном случае этика касается взаимодействия любящего Бога в человеке и внешней (по отношению к этому Богу) среды. Говоря более конкретно, человек должен понять, что именно в среде нуждается именно в его любви (а не, скажем, заботе (Луна) или деятельном участии (Марс)) и дождаться, пока это что-то его любви не попросит, и дать ровно столько и ровно такого качества, сколько потребуется — чтобы не плодить паразитов и не нарушать энергетический баланс проявленного мира.
На низком уровне проработки человек просто-напросто ждет, а не дождавшись — требует от среды любви (так, как он ее понимает), а когда недопонимает, очень обижается на всех, кроме себя.
Комплекс среды: вся ее любовь идет мимо меня или причиняет одни страдания.
Марс во втором доме
Формируя себе среду, старайся о ней не забывать.
Адаптация этого человека к среде потребует от него больших усилий и конкретной работы — в отличие от предыдущего аспекта, где при должной любви она происходит словно по волшебству, сама собой. Человеку может казаться, что его работа нужна среде — но это чаще всего заблуждение. Главная его задача заключается в тестировании своих трудовых навыков в условиях, приближающихся к полевым, выработке правильной этики обращения с обрабатываемыми материалами и формами и совершенствовании умения слушать голос гида в ситуациях работы в изменившейся внешней среде. Типичная ситуация для Марса во втором доме, например, такая. Семилетний мальчик предлагает, приехав в гости к бабушке, помочь ей по хозяйству. — А что ты можешь сделать? — Давай, почищу картошку. — А ты уже умеешь? — Да. И вот он сидит перед пятью картофелинами и медленно, неуклюже, грязно и трудолюбиво их чистит.
Это довольно сложный, или, во всяком случае, беспокойный для его обладателя аспект, поскольку каждое свое новое умение, навык, технику человек пытается тут же приложить практически, и сталкивается зачастую с сильным ее сопротивлением; при этом важно преодолеть искушение как грубого навязывания среде своих действий и форм, так и попыток обиженного ухода под лозунгом: "не хочешь — не надо". В действительности "надо", но не среде, а самому человеку: научиться работать тонко и адекватно ее потребностям.
Комплекс среды: она хочет меня повредить или вовсе расчленить.
Юпитер во втором доме
Познавая самого себя, ты быстро поймешь, что начинать лучше с других.
Этот человек для успешной адаптации к среде должен проявить такие качества, как широту и всесторонность охвата; попутно выяснится, насколько приложима практически его энергия синтеза.
Включение второго дома переживается им в некотором роде тотально: ему кажется, что если окружающая среда меняется, то она меняется целиком, то есть на место старой приходит новая, ни в чем на прежнюю не похожая и требующая адаптации по всем фронтам сразу: так бывает, когда человек одновременно меняет специальность, жену и страну обитания.
Если говорить о нуждах среды — так, как она повернута к человеку — то ему кажется, что он должен думать сразу обо всех ее проблемах, как это делают экологи и градостроители. С другой стороны, аспект дает человеку очень сильное ощущение всестороннего внимания к нему со стороны среды — но понять, чего именно она от него ждет (и что предлагает), не так-то просто.
На низком уровне этот человек может быть очень тщеславен и склонен использовать всякое изменение как в себе, так и в среде для сбора чужого внимания — а такие возможности у него найдутся. Проработка идет в направлении переноса внимания на среду и ее потребности синтеза, практикуясь в котором, человек может научиться слышать голос гида и формировать единые объекты как вовне, так и внутри себя в трудных, непривычных и даже незнакомых внешних условиях.
Комплекс среды: она хочет от меня слишком много и грозит мне утратой цельности.
Сатурн во втором доме
Насколько же легче с тобой миру, пока ты есть — никто, и звать тебя — никак.
Для этого человека адаптация к среде носит характер личного испытания, в ходе которого он должен обрести индивидуальность, расширить сознание и обрести качественно новые способности. Эта адаптация проходит в подчеркнуто полевых условиях, когда внешняя помощь и поддержка сведены к минимуму и единственное, на что остается надеяться, это голос гида, диктующий, как правило, очень тонкую и своеобразную этику.
Изменившаяся среда поворачивается к человеку в первую очередь своей непонятной, неизведанной стороной, с непонятными законами и отношением к нему самому, но он, тем не менее, должен найти в ней свое место и понять и научиться исполнять возложенные на него обязанности.
Этот аспект часто дает страх, но в то же время и тайное желание перемен в окружающей среде, без которых человеку через некоторое время становится скучно и он чувствует, что не двигается в своем развитии и перестает чем-либо отличаться от всех остальных людей.
Комплекс среды: я боюсь, что не смогу ей соответствовать, поскольку это потребует от меня умений и качеств, которыми я очевидно не обладаю.
Глава 7