Шестой дом в Водолее, или на восходящем буддхиальном потоке
Бытие определяет мое сознание, но сознание не сдается.
Этот человек должен научиться профессиональной технике в весьма тонкой области садоводства — той, которая выращивает метаценности, произрастающие на почве душевных сил человека. Сама по себе подобная постановка вопроса в современной культуре может показаться несколько подозрительной: человек (сам или по воле Божьей) определяет себе ценности, затем их осуществляет — казалось бы, чего еще? Однако каббалистическая концепция утверждает лишь относительную важность буддхиальных ценностей и достижений — для атманического тела важны итоги буддхиальной динамики, то есть буддхиальные плоды, поступающие в канал Рыб. Насколько они будут оформлены и станут впоследствии доброкачественной атманической почвой, зависит в данном случае от умения человека делать четкие ценностные и мировоззренческие выводы из происходящих в его душе процессов смены ценностей — не очень при этом ориентируясь на общесоциальнные оценки. Хорошо оформленные метаценности укрепляют человека в его главной вере и рассеивают духовные сомнения — а кроме того, неожиданно возрастает его мастерство в тех областях, где он считает себя профессионалом, причем это совсем не обязательно этика, религиозная философия или большая политика; впрочем, у него скорее всего обнаружится склонность к профессиональному подходу в этих областях.
Шестой дом в Рыбах, или на транзитном атманическом потоке
Ученик: Обладает ли собака природой Будды?
Учитель: Обладаешь ли ты, собака, природой Будды?!
(Дзэновский диалог)
Этому человеку предстоит обрести мастерство и выразить свою любовь в самых тонких из всех возможных видов форм: атманических. Это может быть, например, некоторое глобальное противоречие высшего порядка, которое будет мучить его всю жизнь, поглощая духовные силы и оформляясь в конечном счете в виде противоречащих друг другу ценностей, ни одну из которых не удается ликвидировать или подчинить другой.
На низком уровне проработки аспекта человеку может быть свойственна своеобразная духовная жесткость, следствием которой будет угловатая, уродливая и во многом вытесненная в подсознание экзистенциальная картина мира. Проработка дает умение оформлять духовное напряжение и противоречия так, что образующиеся под их влиянием жизненные ценности противоречат друг другу не антагонистическим образом, создавая конструктивно разрешаемое напряжение. Например, антагонизм добро-зло при его надлежащем атманическом оформлении может превратиться в эволюционную лестницу Иакова, ступени которой не установлены, конечно, ковровой дорожкой, но вполне преодолимы при соответствующей духовной устремленности человека.
Планеты в шестом доме
Планеты, стоящие в шестом доме, покажут, с какими характерными энергиями и ситуациями придется столкнуться человеку в его поисках профессионализма, а также какие энергии и ситуации ему придется, хочет он того или нет, прорабатывать профессионально, то есть используя различные техники и создавая определенные формы. Любая планета в шестом доме остро поставит проблему проявления любви — ее не удается выразить прямо и потому приходится с трудом искать адекватные формы, в которые она естественно отливается. Искушение шестого дома это грубость, и пока человек этого не поймет и не научится работать тонко (а если надо, то и виртуозно), его любовь будет порождать лишь устрашающих монстров и уродов.
Солнце в шестом доме
Мне надоело печатать на пишущей машинке. Хочу писать на печатающей.
Это профессиональный властитель, чье основное занятие — оформлять принципиальные решения; область, над которой он должен научиться властвовать, покажет положение Солнца в знаке и его аспекты. Этот человек осуществляет выборы типа "быть или не быть" из любви к объекту и, более того, именно в этих выборах его любовь находит свое выражение. Уровень проработки покажет, насколько тонко понимание человеком сути выбора и его последствий. На низком уровне царствует логика типа "кого люблю, того и бью", "люблю — значит мое" и т. п.; чаще всего здесь любовь проявляется в выборах, исходящих из примитивного представления об объекте и его нуждах, так что такое "любовное" управление переживается объектом как неприкрытое рабство. На высоком уровне проработки принципиальный выбор осуществляется человеком точно вовремя, после тщательной подготовки и всегда в пределах отпущенной ему кармой компетенции. Солнце в шестом доме — очень острый аспект: на высоком уровне он дает талантливого изобретателя, очень ответственного и творческого человека, на низком же характерен сильнейший комплекс тотальной профнепригодности (позиция: "инструменты принципиально не даются мне в руки; техники не желают, чтобы я их осваивал"). Действительно, профессиональные эгрегоры относятся к этому человеку настороженно, так как боятся, как бы он не наломал им дров; кроме того, принципиально новые техники и инструменты в известной мере обесценивают старые и заставляют перестраиваться весь эгрегор, чему тот, естественно, сопротивляется.
Луна в шестом доме
Читатель, может быть, думает, что я забочусь о самовыражении. Исключительно о тебе, дорогой.
Этот человек должен освоить заботу об объекте как профессиональное занятие: овладеть навыками, техниками, секретами мастерства ухода и обеспечения потребностей. В проработанном варианте этот аспект дает естественное воплощение любви к объекту в различных формах адекватной заботы — но проработка чаще всего окажется совсем не простой.
Специфическая для этого аспекта проблема — грубая и неадекватная забота — при том, что любви у человека может быть более чем достаточно. Эту ситуацию, однако, психологически очень трудно осознать как собственную проблему — гораздо естественнее идет проекция вины на объект: "Я так его люблю, забочусь о нем как могу — чего ему еще надо?!" В этой фразе ошибочные ключевые слова — "как могу": шестой дом требует длительных усилий, пока не появится должная техника, и фраза "я сделал все, что мог" в ситуациях шестого дома не служит оправданием. Другими словами, шестой дом это искусство донесения своей любви до адресата, и если избранные мною формы ее воплощения таковы, что адресата они устраивают, то виноват в этом я и никто другой.
Меркурий в шестом доме
Мир устроен очень сложно. Хуже того, он создан исключительно тонко.
Любовь в жизни этого человека хочет найти свое выражение в установлении порядка, частично постигая его как высший, а в какой-то мере формируя его по собственному усмотрению.
На низком уровне проработки это может означать стремление подчинить объект (для его же блага!) жесткому распорядку и резко ограничить его свободу, разрешив лишь строго контролируемые движения и проявления. Если такой человек начинает заниматься самосовершенствованием, он занимает точно те же позиции по отношению к самому себе, особенно на транзитном потоке, управляемым шестым домом.
Проработка идет в направлении более точного поиска и адекватного применения знаков, так что объект воспринимает их не как тягостное ярмо, но скорее как и надежный скелет, на котором удобно располагается прочее его "мясо". И здесь человек не может ограничиваться любительским уровнем, ему понадобится освоить тонкие инструменты и техники и стать профессиональным "инженером" в той области, на которую укажет положение шестого дома и Меркурия в гороскопе.
Венера в шестом доме
Любовь кончилась, а мы так и не успели ни о чем договориться.
Этот аспект в некотором смысле парадоксальный, и, как часто бывает с шестым домом, его проявления на высоком и низком уровнях проработки более чем противоположны.
Здесь в качестве инструмента выражения любви служит как бы она сама — что же это может значить? На высоком уровне проработки аспекта технические и профессиональные приемы осваиваются человеком в результате прозрения им Божественной любви в соответствующем материале и эгрегоре; у окружающих при этом возникает ощущение чуда, а самому человеку кажется, что он всегда владел этой техникой, а сейчас просто вспоминает слегка забытое. Однако в начале проработки препятствия к ней могут быть огромными, а главное — не преодолимыми никакими стандартными способами. Типичная ситуация такова: любви у человека очень много, но все попытки выразить ее в формах терпят крах, так как материал необъяснимо сопротивляется и кажется бесконечно грубым и в принципе неадекватным для воплощения замысла. Возможный путь к проработке заключается в том, чтобы перенести часть своей невыраженной любви на материал и увидеть в нем Божественное начало, пусть даже не имеющее отношения к той любви, которая ждет выражения. Лишь после этого становится возможным диалог Бога, находящегося в сердце человека, и Божественной сущности, проявленной в материале. И только если человек сумеет провести этот диалог (что потребует от него большой тонкости и, возможно, самопожертвования), станет возможным явление миру оформленного чуда любви — и как раз в этом заключается кармическая задача этого аспекта.
Марс в шестом доме
Перед тем, как разрабатывать тему, нужно ее заработать.
Этот аспект кажется на первый взгляд естественным, но его проработка может потребовать от человека значительно больших усилий, терпения и тонкости, чем это кажется в начале. Здесь профессионализация идет с подчеркнутым акцентом на творение форм, и трудности связаны в первую очередь с сопротивлением материала, ключи к преодолению которого человеку нужно искать. Если при Венере в шестом доме материал (объект) нужно в первую очередь научиться любить, то Марс в шестом доме требует освоения искусства инструментального обращения с ним.
Проработка аспекта дает высокое профессиональное мастерство, которое человек зарабатывает не иначе как честным добровольным трудом, заключающимся в разнообразной формовке объекта (материала), пока он не станет послушным тончайшим движениям мастера — только тогда его любовь сможет быть выражена удовлетворительным для него образом. Вообще этот аспект означает жизнь труженика: чем бы человек ни занимался, он должен освоить мастерство до филигранного уровня, а иначе его работа будет казаться (по крайней мере, ему самому, если он внутренне честен) безнадежно грубой и профанирующей то Божественное ощущение, которое хочет воплотиться в его трудах.
Юпитер в шестом доме
Что такое рост религиозного самосознания? Это последовательная смена жизненных позиций: я сам; я "сам"; "я" сам; "я" "сам".
Этот человек профессионализируется в трудной области синтеза создания универсальных объектов и всесторонних рассмотрений. Если он любит, то стремится выразить свои чувства всесторонне, то есть сделать для объекта все, что тому необходимо и желательно. На низком уровне проработки аспекта это может быть крайне хлопотно для человека и утомительно (и неэффективно) для объекта, который порой чувствует себя так, словно его засовывают в очень тесный мешок, оставляя снаружи только голову, и в заключение спрашивают: "Ну, теперь ты чувствуешь себя единым целым?"
Шестой дом требует тонкости, и в случае юпитерианской энергии в особенности, ибо синтез всегда предполагает переход на качественно более высокий уровень организации объекта, и достижение такого единства, которого не было раньше. Какими инструментами при этом следует пользоваться; как совмещать, казалось бы, принципиально несовместимые его грани и качества — вот вопросы, которые должен научиться решать человек, особенно в областях, на которые покажет положение шестого дома и Юпитера в карте. А пока аспект не проработан, весьма вероятны различные претензии на вышеописанные умения, склонность к дешевой философии вместо того, чтобы разбираться в существе дела, и универсальная профанация своей и чужой любви.
Сатурн в шестом доме
Не зови будущее и не печалься о прошлом — иначе ты рискуешь, что они поменяются местами.
Этот человек ищет и находит формы для выражения своей любви в полевых — для себя — условиях, когда обстоятельства внешней (и внутренней) жизни сильнее него, а главное — непонятны и не исследованы. Ему скучно преподносить цветы ко дню рождения — так его любовь почему-то не хочет оформляться; вот потащить возлюбленную в кругосветное путешествие на двухместной яхте и там научиться в шторм одной рукой поддерживать курс, а другой — размешивать овсяную кашу, предназначенную подруге на завтрак — это он понимает, в этой ситуации происходит его индивидуализация.
Вообще это довольно жесткий аспект, так как здесь профессионализация и овладение новыми техниками происходит только в "поле" или, по крайней мере, с отчетливым его субъективным включением, то есть при потере человеком ощущения обычной, устойчивой и надежной реальности. Ему всегда немного страшно выражать свою любовь в формах, учиться новым техникам, потому что они требуют уж очень сущностного включения — но зато и жить становится до такой степени не скучно, что даже окружающие могут позавидовать. На низком уровне проработки аспект может дать глубокий страх и тотальное нежелание выразить свою любовь хоть в каких-то формах и осваивать самые простые техники. Учителю очень важно не ломать такого ученика, не вести его насильно через страх неизвестного, а показать, сколь интересна и увлекательна эта неизведанная им реальность и как она нуждается в его любви, тонкости и профессиональных умениях.
Глава 5
ПЕРЕХОД ОТ ВИШУДХИ к АДЖНЕ,
Или ТРЕТИЙ ДОМ
"Архитектура Осени. Расположенье в ней
Воздушного пространства, рощи, речки,
Расположение животных и людей,
Когда летят по воздуху колечки
И завитушки листьев, и особый свет -
Вот то, что выберем среди других примет".
(Н. Заболоцкий)
Ключевые слова : сборка; стыковка; согласование; установление связей; отбор.
Третий дом это подготовка к синтезу: сборка деталей будущего универсального (аджновского) объекта, причем каждая деталь рассматривается как находящаяся на вишудховской фазе, то есть в своем роде совершенная и не требующая каких-либо доделок или переделок.
Третий дом это центральная забота Главного Конструктора, который собирает свое Изделие из деталей и узлов, изготавливаемых различными заводами, чаще всего не слишком обеспокоенными дальнейшей конкретной судьбой своей продукции. Например, завод шариковых подшипников делает их так, чтобы они не снашивались раньше какого-то времени при определенных правилах эксплуатации — а на каком конкретно валу какой машины они будут стоять, это уже дело потребителя, и подшипниковый завод об этом не думает. Это Главный Конструктор должен предусмотреть, чтобы вал, на котором будет располагаться подшипник, был соответствующего диаметра, обеспечить своевременную смазку (или подвести маслонасос), позаботиться, чтобы нагрузка не превышала максимально допустимую и т. д.
Однако самые остроумные и сложные инженерно-технические решения не идут в сравнение с природными — тонкость и изящество естественных и особенно биологических объектов поражает воображение любого исследователя. Головокружительные, как тогда казалось, темпы развития техники и технологии в XIX–XX веках загипнотизировали человечество настолько, что персональный компьютер стал казаться большим чудом, чем лист обычной крапивы, хотя взгляд в микроскоп с очевидностью опровергает это впечатление. Сейчас, с кризисом техногенной цивилизации, внимание общественности постепенно поворачивается в сторону окружающей среды и человека как ее части; царицей наук вместо математики станет, будем надеяться, экология.
Замечательные успехи аналитического метода за последние два-три столетия довольно основательно закрыли от многих проницательных умов то, в общем-то, очевидное обстоятельство, что сборка, как правило, сложнее разработки, и тот факт, что мы разберем мироздание по кирпичику и тщательно изучим каждый из них, вовсе не дает гарантии, что мы хоть что-то в нем (мироздании) поймем, а главное — будем в состоянии собрать его обратно! И одной из причин подобного скепсиса является разрыв многих тонких связей при попытке обратного механического соединения частей эти связи сами по себе не восстановятся.
В связи с этим автор подчеркивает, что сборка по третьему дому всегда предполагает некоторый объект-прототип, заранее существующий в тонком (относительно данного объекта) плане, который и определяет (в целом) результат сборки и в какой-то мере ее последовательность и правила отбора элементов и деталей. В случае инженерного изделия его объект-прототип символизируется техническим проектом и прочей документацией, при сборке растения или человеческого коллектива участвуют другие объекты тонкого мира: духи, стихиали, ангелы, эгрегоры.
Другое ключевое понятие третьего дома — установление связей между по-видимому изолированными объектами и согласование их воздействий на третий объект. Установление связи не есть нейтральное действие: оно уже само по себе делает объекты взаимозависимыми и косвенно заставляет (иногда лучше сказать, побуждает) их к взаимному согласованию и тем самым готовит в будущем к синтезу в рамках сложной единой системы. Аналогичная косвенность характера и для взаимного согласования воздействия двух объектов на третий: формально говоря, они продолжают оставаться независимыми друг от друга, но фактически некоторая тонкая зависимость образуется и заставляет их пойти на определенные шаги по взаимному согласию. Так, например, воспитанием и изучением школьника занимаются как его семья, так и педагогический коллектив, и по идее они делают это независимо, но фактически можно наблюдать и регулярно возникающие прямые взаимные влияния: мама пишет в школу записку с просьбой освободить сына от последнего урока, так как ему нужно успеть на занятия музыкой, а учитель, не в силах воспитать в ученике достаточную аккуратность, дисциплину и концентрацию внимания, ставит двойки, пишет замечания в дневник или вызывает родителей в школу. Родительские комитеты, распространенные одно время в нашей стране, и аналогичные им по смыслу "Ассоциации родителей и учителей" в США преследуют цели оформления и материализации этой принципиально тонкой связи между плохо сочетающимися объектами, связанными лишь косвенно — через общий объект воздействия.
* * *
Этот трактат (то есть все четыре части "Каббалистической астрологии") посвящен почти исключительно законам жизни естественных систем, творцом и инициатором развития которых является преимущественно природа и лишь в незначительной степени — сознательная воля и усилия человека. Поэтому все описания диалектических переходов даются через более или менее тонкие признаки, по которым можно догадаться, что данный переход начался; при этом когда и чем он закончится, можно лишь предполагать, ибо подробное сознательное понимание, точное предвидение и тем более существенный контроль за столь тонкими и деликатными объектами, как тонкие тела человека или коллектива, находятся далеко за пределами возможностей современной науки. Тем не менее, даже такая, казалось бы, мелочь, как отнесение явно неравновесного состояния объекта к одному из двенадцати типов дает в действительности очень много, не только существенно (приблизительно в двенадцать раз) сокращая пространство возможных исходов процесса, но и давая заинтересованному исследователю очень содержательные намеки на оптимальные (и тактичные) способы влияния на объект. Но конечно, принцип "без труда не выловишь и рыбки из пруда" действует всегда; приблизительно к рассматриваемому случаю его можно переформулировать так: чем лучше мы знаем объект и чем тоньше, косвеннее и деликатнее за ним наблюдаем, тем точнее оказываемся в состоянии идентифицировать его диалектический переход и предсказать и скорректировать его финал, и тогда каббалистические схемы могут оказаться серьезным и действительным инструментом; если же знания об объекте приблизительны, а методы наблюдения за ним грубы, то идентифицировать диалектические переходы довольно трудно и почти бессмысленно, так как скорее всего исследователь просто-напросто насильственно перенесет на объект собственное состояние организма, то есть фактически будет изучать последний на материале первого.
Чем выше мы поднимаемся по диаграмме диалектических переходов, тем тоньше становятся эффекты и признаки соответствующих процессов — но это не значит, что их результаты менее существенны и очевидны.
Когда включается третий дом в естественных условиях и самой природой (если хотите, Мировым Разумом) начинается сборка и установление связей между отдельными частями, которые через некоторое время составят новый универсальный единый объект, то вокруг этих частей возникает очень своеобразное напряжение, эпицентр которого вначале зачастую неочевиден, однако чувствуется: что-то происходит, идет процесс образования чего-то, объединяющего дотоле разрозненные частицы, элементы и детали, и они как по волшебству оказываются в пределах досягаемости, чудесным образом сочетаются друг с другом, быстро находят общий язык и учатся обмениваться взаимно необходимой информацией. Однако это еще не все: у всех действующих лиц возникает ощущение материализации единого замысла, собирающего все эти части и элементы и заранее их подготовившего к встрече между собой, а затем участию в едином проекте, который еще предстоит окончательно оформить и претворить в жизнь. И отбор нужных частей, и отсев случайных происходит не только в процессе взаимного согласования, но и под влиянием притяжения и, соответственно, отталкивания поля упомянутого единого замысла: так идет гонка сперматозоидов за яйцеклеткой, так подбираются этнические группы, объединяющиеся в определенный эгрегором момент в единый этнос.
* * *
Опасности и препятствия . Как и в случае шестого дома, большую опасность для ситуаций третьего представляет грубость действий; в последнем случае требуется даже еще большая тонкость, так как процесс стыковки должен быть проведен так, чтобы не нарушить стыкуемые части и узлы, а с каждым из них необходимо достаточно аккуратное и, главное, соответствующее его природе обращение. То же относится и к процессу установления связей: последний не должен сколько-нибудь существенно разрушать связуемые элементы, хотя каналы связи могут быть достаточно мощными и потому потенциально опасными для элементов. Например, каждый объект имеет свои естественные ритмы, и если сеансы связи плохо в них вписываются, возможны сначала тонкие, а затем и серьезные нарушения в объекте, что в ситуации третьего дома представляет большую проблему: здесь не место и не время заниматься ремонтом отдельных частей, а представится ли возможность полностью заменить вышедшую из строя — неизвестно, и если нет, то поврежденная деталь так и войдет в состав будущего единого объекта с непредсказуемыми последствиями для него.
Включение третьего дома это всегда сигнал готовности к глобальной сборке: он означает, что вся подготовительная работа над отдельными частями лучше ли, хуже ли, но закончена и теперь пора соединять их друг с другом, что само по себе является серьезным экзаменом для каждой детали и к тому же резкой переменой отношения к ней. Все это вместе приводит к тому, что начинается некая лихорадка, которую система (например, человек) может переживать по-разному. Как обычно, большой ошибкой будет как игнорирование включения третьего дома, так и подмена его другим, например, шестым — под тем, например, предлогом, что сборка еще преждевременна, нужно еще основательно поработать над отдельными частями или концепцией самого единого объекта. Однако в действительности третий дом, включаясь, практически исключает шестой (и все остальные), так что хвататься за голову и кричать: "Ах, эта деталь технически несовершенна, а в той не хватает любви", — поздно, даже если речь идет о столь сложном и ответственном процессе, как сборка крупной программы подсознания или даже психики (буддхиального тела) в целом. В ситуации третьего дома любая деятельность, в том числе как бы подразумевающая другие дома, все равно быстро обернется (то есть ситуативно получит смысл) трехдомной — рано или поздно человек обнаружит, что так или иначе он фактически занимается стыковкой будущих частей единого объекта или системы, организацией связей между ее элементами и т. п. — но, конечно, лучше заниматься этим, понимая скрытый смысл своих действий, чем быть ведомым вслепую.
Следующей важной ошибкой, типичной для ситуаций третьего дома, является неправильное и, чаще всего, чересчур плоское и примитивное понимание будущего единого объекта и, как правило, сопутствующая этому недооценка его управляющей сборкой роли. Вообще любой из первых шести домов (то есть переходы, повышающие уровень) означает качественные изменения в объекте; говоря на обычном языке, с ним происходит такое, что нельзя было себе представить, нечто, совершенно не вытекающее из наших прежних представлений о нем. В случае третьего дома этот эффект иногда называют холистическим: целое не сводится к сумме своих частей, но является чем-то большим. Отсюда следует интересный вывод: рассматривая изолированно друг от друга объединяемые и связываемые части будущего единого объекта, мы в принципе не в состоянии получить о нем представление, пользуясь одними лишь линейными методами, экстраполяцией на основе прошлого развития и т. п. Такой соблазн, однако, бывает весьма силен, причем не только у профессиональных футурологов, и каждый раз, реализуясь, он ставит большие препятствия к правильному проведению третьего дома, поскольку ложный, профанированный образ будущего объекта, накладываясь на истинный, неизбежно его искажает, что иногда ведет к созданию ("с лучшими намерениями") совершенных монстров. "Плоское" понимание будущего единого объекта часто ведет к переоценке видимых связей и попыткам наложения на них слишком большой нагрузки по поддержанию его целостности; при этом более тонкие связи часто упускаются из виду. Однако естественный синтез создает объекты универсальные и потому достаточно свободные; чересчур жесткие связи для них нетипичны. Человек, например, по своему анатомическому строению существенно отличается от паровоза: многочисленные суставные хрящи и губы превращают костяк в некое подобие пружины; если бы инженеры-конструкторы рельсового транспорта пошли по этому пути, вероятно, можно было бы обойтись без стольких мостов, так как электрички смогли бы запросто перепрыгивать через небольшие речки.
Приведенные выше опасности и препятствия третьего дома не исчерпывают, разумеется, всего списка; автор, однако, здесь останавливается, упоминая еще лишь об одном ответственном моменте — окончания третьего дома, когда сборка, хуже или лучше, уже осуществлена, новый единый объект готов и начинает существовать как единое универсальное целое. Понятно, что в этой ситуации не следует делать вид, что третий дом еще продолжается, можно заменить негодную деталь, добавить новую связь, что-то согласовать и т. п. Пирог уложен на противень и засунут в печь, и менять его мясную начинку на капустную поздно.
Теперь рассмотрим проявления третьего дома в гороскопах различных коллективов.
В гороскопе пары третий дом покажет наиболее характерные обстоятельства, при которых происходит установление новых связей между партнерами и парой в целом — с внешним миром. Третий дом может означать подготовку к локальному или глобальному синтезу, то есть будущему объединению лишь некоторых или вообще всех программ партнеров, но в любом случае он переживается парой как волнующий момент (или период) интенсивного взаимного тяготения, укрепления связи с парным эгрегором и усиления последнего как такового.
Вообще говоря, третий дом, всегда сопровождаясь определенным тонким напряжением, вовсе не обязательно означает неприятности и увлечение тяжести жизни — но, предоставляя партнерам возможности взаимного согласования вначале, так сказать, бесплатно, парный эгрегор ждет от них соответствующих усилий, и если партнеры игнорируют его тонкие намеки, создает все более тяжелые ситуации, буквально вынуждающие пару к объединению и согласованию. Эволюционный уровень пары хорошо проявляется при ответе на вопрос: при каких обстоятельствах вы чувствуете наибольшую потребность в единстве и согласии? Ответы могут быть, например, такими: общая угроза; угроза существованию пары; угроза одному из партнеров; необходимость общего взаимодействия с внешней средой; необходимость в глубоком взаимопонимании; потребность в существовании общего внутреннего пространства.
В жизни семьи третий дом означает подготовку к ее объединению на более глубоком уровне. Эта подготовка ведется семейным эгрегором и обычно хорошо ощущается членами семьи, хотя они далеко не всегда осознают свои ощущения. Третий дом может переживаться как повышенное чувство своей ответственности перед семьей, уточнение своих семейных обязанностей, обострение чувствительности к обстоятельствам жизни прочих членов семьи, внезапный интерес и желание принять участие в семейных программах, прежде оставлявших человека равнодушным, появление "чувства локтя" вместо бессмысленного застарелого антагонизма — это, так сказать, активный вариант включения третьего дома. Пассивный вариант заключается в том, что человек, его обстоятельства и жизненные программы вдруг оказываются предметом внезапно возросшего интереса со стороны семьи, и ему приходится согласовывать с ней даже то, что он раньше считал своей неприкосновенной личной собственностью — это может касаться как внешнего мира, так и внутреннего. "Да какое вам дело до беспорядка в моей комнате!?" — хочет и не может воскликнуть великовозрастная дочь-бездельница, смутно чувствуя, что сейчас улизнуть от ответственности перед семьей за свои лень и неряшество почему-то не удается.
В жизни государства третий дом очень важен; это естественные периоды, когда оно консолидируется и может, при правильной стратегии, обрести некоторое неформальное единство с народом: не слишком интимное, но все же достаточное для исполнения своих кармических обязанностей.
Часто это волна подъема патриотизма, причем формально вызывающая идея его может быть любой: страх перед внутренним врагом или иноземным завоевателем, торжество этнической миссии, религиозное оживление, политическая экспансия (мирная или военная) и т. д. Внешним носителем третьего дома служат пресса, радио и телевидение, вообще все информационные средства, рассчитанные на самую широкую аудиторию и имеющие в конечном счете назначение не столько ее информировать, сколько определенным образом воспитывать, объединяя под тем или иным политическим соусом или направлением. Как пелось в популярной некогда частушке:
"Рыбка плавает в томате,
Ей в томате хорошо;
Ну а я… матерь,
Места в жизни не нашел!"
Положение третьего дома в Зодиаке покажет наиболее естественные для государства формы объединения, а также стиль и методы пропаганды; планеты в третьем доме покажут энергии, к которым придется апеллировать и, наоборот, преодолевать их сопротивление.
В жизни фирмы третий дом обозначит всевозможные согласования, обмен служебной (и внеслужебной) информацией и другие взаимодействия между подразделениями и отдельными сотрудниками, глубинной целью которых является более тесное объединение фирмы — в первую очередь с точки зрения ее эгрегора. Поэтому наряду с правильным разделением фирмы на отделы, подотделы и грамотным распределением обязанностей между ними, созданием эффективных информационных служб и тому подобными административными решениями большую роль в решении проблем третьего дома играют как бы вспомогательные гуманитарные службы и мероприятия (питание, детские сады, воскресные загородные экскурсии и т. п.) — здесь эгрегор фирмы проявляет себя иногда не менее ярко, чем на совете директоров, обозначая неформальных лидеров и действительные, а не директивные пути объединения коллектива.
Фирма отличается от государства тем, что ее кармическая задача гораздо менее очевидна и зачастую совсем не прямо связана с той, которая обозначена на ее вывеске; в частности, ее важная роль заключается в создании условий для обучения сотрудников групповой работе, и материал, на котором она происходит, может иметь, с точки зрения кармы, вторичное значение, и это обстоятельство при интенсивном включении третьего дома порой проявляется очень отчетливо.
В развертывании сюжета книги третий дом наиболее ярко манифестирует себя в тех сценах, где ощущается приближение кульминации, соединяющей всех героев и линии повествования воедино, и происходят как бы предварительные репетиции, или ставятся этюды, где фигуры героев уже оформлены и в различных сочетаниях пробуют войти во взаимодействие друг с другом. Для автора это, быть может, один из трудных, но одновременно и захватывающих моментов, ибо здесь герои уже вполне живы, а линии повествования оформлены, но главный замысел еще только начинает проявляться, и по тому, как складываются отношения между героями и словно сами по себе переплетаются сюжетные линии, можно видеть, как они все вместе направляются к невидимому ими или пока лишь воображаемому центру.
Для литературоведа третий дом представляет сущий клад, ибо здесь в концентрированном виде предстают наиболее характерные для героев обертоны: черты характера, особенности поведения и даже одежды; все это приобретает высший, пока неясный, но ощутимый глубинный смысл объединения, как будто старого знакомства и общности судьбы: прошлой, настоящей и будущей.
"Председатель Совнаркома, Наркомпроса, Мининдела!
Эта местность мне знакома, как окраина Китая.
Эта личность мне знакома: знак допроса вместо тела,
многоточие шинели; вместо мозга — запятая".
(И. Бродский)
* * *
Сильный третий дом часто дает человека с неугомонным характером: он постоянно что-то с чем-то связывает, стыкует, согласует, но материал, на котором это происходит, и где он в действительности готовит будущий синтез, может быть самым разным: при третьем доме в Овне это будет область достаточно абстрактных идей и генеральных (буддхиальных) программ, а если его вершина стоит во Льве, то это будет сфера эфирных вибраций, которой занимаются агроном или повар.
Обстоятельство, которое очень важно иметь в виду, заключается в том, что этот человек чаще всего склонен воспринимать согласуемые им объекты (как тонкого, так и плотного мира) как законченные и не требующие какой-либо доработки, что может вызвать у окружающих упреки во всеядности, недостаточной чистоплотности, халтуре и т. д. Однако какой-то отбор, иногда весьма жесткий, этот человек ведет постоянно, и здесь ему очень важно научиться не совершать ошибок, ибо часто они сказываются, когда исправить их (в рамках готового объекта) уже невозможно.
В жизни этого человека много неясного: он постоянно чувствует, что его деятельность имеет скрытый смысл будущего синтеза, но каков он будет и что за объект он на самом деле готовит, человек часто лишь смутно догадывается — однако эти догадки для него очень важны, так как проливают тонкий свет, подсказывающий решение актуальных проблем подбора, согласования и сборки.
Слабый третий дом часто дает челов<