Переход от манипуры к анахате

Или ПЯТЫЙ ДОМ

"Все предрассудки прочь отбросив,

но чтоб от Бога по секрету,

свинину ест мудрец Иосиф

и громко хвалит рыбу эту".

(И. Губерман)

Ключевые слова : игра; освоение роли; самовыражение на материале; первичное освобождение.

— Есть ли жизнь после смерти?

— Тоже нет.

Последняя реплика явно принадлежит человеку с непроработанным пятым домом, то есть не сумевшим релаксироваться в тех ограничениях, которые поставила ему жизнь, и почувствовать себя в них хотя бы отчасти свободно и непринужденно.

Ситуациям пятого дома противопоказан вопрос: "Зачем?", ибо единственный правильный ответ: "Дабы стяжать Божественную любовь", — в наше атеистическое время всерьез как-то не звучит, а главное — человек под пятым домом именно тем и занят, что предается принципиально бесцельным занятиям.

Серьезному и ответственному человеку трудно принять важность и ответственность диалектического перехода пятого дома, хотя в жизни он играет принципиальную роль, то есть его нельзя заменить никаким другим. Само понятие пятого дома содержит в себе логический парадокс, который хорошо иллюстрируется трудностью понимания пути к нирване. "Там, где начинается цель, кончается дзен", — утверждают источники, и это надо понять. Нельзя сказать: "Я достиг нирваны", — так как в этом состоянии нет никакого "я". Известный современный буддист Калу Ринпоче сравнивает достижение нирваны с путешествием в Индию. Пока вы готовитесь к этому путешествию, акцент стоит на "я": я оформляю визу, я покупаю билеты и т. п. Когда вы сели в самолет, ваше "я" частично успокаивается, вы поглядываете по сторонам и "я" фигурирует в гораздо менее акцентированном виде в мысли: "Скоро я буду в Индии". Когда же самолет приземляется в Дели и вы спускаетесь по трапу, то Индия окружает вас со всех сторон и ваше "я" на мгновение исчезает, растворяясь в ней.

Что-то похожее происходит при активизации пятого дома, тогда манипурный объект как бы освобождается от внешних обязательств и ему предлагается пожить в свое удовольствие, оставаясь в то же время в рамках своих структур и ограничений. Другими словами, ему дается возможность исследовать на практике свои степени свободы и ощутить свою структуру как естественно-поддерживающую, но нисколько не ограничивающую; при окончании перехода эта структура вовсе перестает чувствоваться: ее жесткость как бы высветляется Божественной любовью. С объектом при этом происходит естественное изменение: он получает качество, которое лучше всего описывается словом "благодатный"; на уровне обыденного сознания это называется "настоящая жизнь".

В жизни человека пятый дом означает самовыражение на конкретном материале, который вначале воспринимается как жестко регулирующий и ограничивающий, но постепенно, по мере его освоения превращается в естественную опору творчества, о которой не думаешь, а она послушно делает все необходимое. Индусы говорят, что феноменальный мир есть не что иное как Божественная игра иллюзий; человек, который полностью ее осваивает — мастер (буддийской) тантры, и для него нет разницы между нирваной и сансарой, медитацией и ее отсутствием (см. Чогьям Трунгпа, "Миф свободы").

Слово "игра" не должно вводить читателя в заблуждение: взрослые игры бывают и мрачными, и тяжелыми, и разрушительными. Момент включения пятого дома совсем не всегда сопровождается радостью освобождения: коньки жмут как кандалы, а лед слишком уж скользок и тверд. Еще менее очевидна "цель" пятого дома: ее никогда нельзя сформулировать в четких понятиях и выражениях, и потому человек часто не умеет вовремя остановиться и ощутить, что действие пятого дома кончилось и объект уже перешел в анахату.

Весьма распространенное непонимание пятого дома связано с подменой его первым. Первый дом это ничем не ограниченное самовыражение, полностью обеспечиваемое и поддерживаемое средой; если это и игра, то для объекта она совершенно без правил, то есть ограничений — но зато ему есть что показать миру непосредственно из себя самого. Пятый дом предполагает самовыражение в рамках определенных структур — так сказать, несущих, и их разрушение вовсе не подразумевается; соответственно и жертвенность окружающей среды носит в данном случае более ограниченный характер — двенадцатый дом это не восьмой. Таким образом, в "задачи" пятого дома входит непринужденное освоение жестким объектом собственных структур, обнаружение люфтов свободы в царстве кажущейся необходимости и, в конечном счете, высветление, то есть восприятие объектом Божественной любви и преображение в ней его структур, так что они начинают вписываться в него настолько органично, словно их и вовсе нет. Если же человек (или иной объект, скажем, государство) в ситуации пятого дома пытается игнорировать имеющиеся структуры, он больно об них бьется, а иногда и частично разрушает, отчего его ограничения становятся еще более жесткими.

Итак, пятый дом это обучение игре по правилам, которые объекту известны — зато совершенно неведомы возможности, предоставляемые в пределах этих правил. Что можно нарисовать, имея цветные карандаши? Или акварельные краски, или просто белый лист и древесный уголь? Для пятилетнего ребенка правила использования карандашей и красок одни (например, карандаш должен быть хоть как-то отточен; кисточка должна быть мокрой), для взрослого художника другие, гораздо более строгие, назначаемые им самим или извне (жанр, школа), но при включении пятого дома у обоих возникает своеобразное игровое ощущение и желание испытать себя: что я могу сделать, как выражу себя, подчинившись этим правилам, но ничему более? Как только в воздухе повисает любого сорта внешнее "надо" (например: "А теперь, дорогие дети, окунем кисточки в стаканчики и нарисуем этот натюрморт") — пятый дом немедленно исчезает. То же относится и к внутреннему целевому "надо" — оно моментально выключает пятый дом, заменяя его, например, шестым.

Пятый дом это освоение материала, проба пера — но когда материал освоен и перо испробовано, то есть соответствующие трудности преодолены, то пятый дом заканчивается. Радостное анахатное бытие это конечный результат усилий пятого дома — не имеющих конкретной цели, но от этого не становящихся менее напряженными. Пятый дом это процесс освоения на любительском уровне, но не следует думать, что он всегда легче профессионального освоения (шестого дома) — субъективная разница определяется не существом дела, а аспектами этих домов в гороскопе.

Если четвертый дом означает поиски скрытой структуры, то пятый включается тогда, когда эта структура уже полностью освоена объектом, он ей отчасти утомляется, и возникают вопросы, ставящие ее в какой-то мере под сомнение; в объекте возникает беспокойство, связанное с его чрезмерной жесткостью, и желание ее преодолеть — но в то же время не разрушая его структуры, а оставаясь в ее рамках. Так в цивилизованных странах считается юридически разрешенным все, что не запрещено законодательством, и включение пятого дома побуждает гражданина начать освоение этого свободного пространства, скажем, провести демонстрацию в поддержку президента, организовать союз вольных каменщиков или общество друзей загробных душ "Некрополь". Деятельность под пятым домом всегда носит несколько неопределенный с точки зрения конкретной цели характер, а ее общий смысл — оживление закостеневшего объекта, как бы подача к нему кислорода и смазки в ранее неподвижные суставы — но и то, и другое возникает как бы ниоткуда в результате начавшегося внутреннего шевеления объекта. Иногда после этого объект полностью оживает и исполняет очаровательный, хотя и несовершенный танец; а иногда окончание пятого дома не столь выразительно, но тем не менее участникам становится ясно, что больше жизни и любви в этом объекте обнаружить не удается и испытания/игры с ним пора заканчивать: мама зовет детей со двора обедать.

* * *

Ситуация пятого дома в жизни пары часто возникает, когда стереотипные жесткие сюжеты происходящих событий партнерам надоедают и они пытаются выйти за их рамки, не разрушая в то же время базисных структур своих отношений. Событие, открывающее пятый дом, часто переживается как сюрприз — для одного из партнеров, а иногда и для обоих; характерная реакция на включение пятого дома — удивление в сочетании с чувством открывающейся свободы там, где она ранее не предполагалась. Успешно проходящий пятый дом дарит партнерам живую радость и чувство, что любви между ними гораздо больше, чем они думали раньше; уходит ощущение взаимной несвободы, жестких и ненужных ограничений. Особенно это касается ревности — проработанный пятый дом трансформирует ее в преданность и желание максимально отпустить партнера, как только мое общество и внимание начинают его сковывать.

Пара с сильным, но не проработанным пятым домом склонна к энергичным, но мрачным и совершенно стереотипным играм с минимальной свободой действий партнеров, причем реализация этой свободы одним из них вызывает чрезвычайную злобу другого: "Я точно знал, что ты сделаешь этот ход, и так оно и случилось!" Проработка здесь идет в направлении преодоления стереотипа (в первую очередь — внутреннего, то есть стереотипа восприятия себя и партнера) и осознании того, что смысл пятого дома — в обретении взаимной любви без кардинальной перестройки обоих партнеров и сложившихся между ними отношений.

Пятый дом в гороскопе семьи определит характер и особенности развития ситуаций, когда семейный эгрегор как бы "отпускает гайки", сохраняя при этом основные структуры на месте. Члены семьи начинают резвиться (каждый по-своему), расслабляются и ощущают себя непринужденно — если только не выходят существенно за рамки неписаных семейных законов.

Естественное окончание пятого дома — хорошее настроение и улыбки на лицах домочадцев, радость и ощущение дружбы и жизни в доме, несмотря на все трудности, ограничения и обязательства; семья чувствует свою благодатность, или, другими словами, Божественную санкцию на свое существование в мире.

Довольно часто пятый дом имеет своего лидера в семье — всеобщего любимчика, которому "можно" гораздо больше, чем всем остальным, и который видимым образом узурпирует право на непринужденное поведение за счет других. Иногда это не любимчик, а наоборот, "позор" семьи, этакий анекдотический хулиган Вовочка, чьи действия дружно порицаются, а на него сыплются всевозможные упреки и наказания — столь же разнообразные, сколь неэффективные. Фактически же на его безобразиях (находящихся вполне в рамках, установленных семейным эгрегором) развлекается и самовыражается вся семья:

— Дед, скажи своему внуку, чтобы он меня не передразнивал!

— Вовочка, перестань корчить из себя идиота!

Положение пятого дома в гороскопе государства определит особенности его "законного" самовыражения — на материале как чиновников и государственных служб, так и населения — народа, как предпочитают говорить политические лидеры. При этом рамки законов понимаются не формально, а так, как все действующие лица их на самом деле воспринимают. Типичный момент активизации пятого дома наступает после принятия конституции, смены законодательства и т. п.: государственный аппарат и все социальные прослойки присматриваются к решению властей и смотрят, какую реальную свободу и возможности они теперь получают. Талантливые правитель и законодатель умеют подобрать свод законов и организовать систему государственного регулирования так, что страна словно получает доступ к кислороду: оживляются ремесла, процветают науки и культура, народ богатеет, но не бесчинствует. Наоборот, диктатор, имеющий цели узурпировать власть, создает систему правил (у автора не поворачивается язык назвать их законами — скорее можно говорить о регулируемом беззаконии), в рамках которой вся Божественная любовь (в ее государственном понимании) направляется на военно-промышленный комплекс, пенитенциарную систему и т. п. Положительный для этноса вариант пятого дома обычно называют ренессансом или оттепелью, отрицательный — реакцией или удушением.

Пятый дом в гороскопе фирмы покажет способы проникновения живой жизни в основные структуры, ее организующие. Как и чем заполняют сотрудники рабочие перерывы; где начальство дает им наибольшую свободу в исполнении распоряжений; и какие, в свою очередь, оно само допускает вольности в интерпретации требований эгрегора фирмы — все это в большой мере определяется положением пятого дома и его аспектами. Например, сильный пятый дом означает большое игровое начало в коллективе — но, вопреки мнению поверхностного наблюдателя, не в ущерб дисциплине. Секретарша начальника в такой фирме может быть хорошенькой кокетливой барышней, охотно болтающей с посетителями на любые темы — но это вовсе не значит, что она будет путать деловые бумаги.

Пятый дом в фирме покажет стиль дозволенных эгрегором легких интриг и способов получать премиальные (но не повышение по службе), а также считающееся приличным чувство юмора в отношении главных фирменных принципов и догматов, и если сотрудник превысит эти границы, ему лучше не рассчитывать на любовь коллектива и начальства.

В гороскопе книги пятый дом покажет стиль и обстоятельства, в которых уже намеченные образы героев и сюжета как бы проявляются, становятся объемными, цветными и жизненными — именно на этой фазе повествования определяется, полюбит ли читатель героев и книгу в целом или нет, станут ли для него ее образы частью внутреннего мира, похожей на образы настоящих людей (или даже еще более яркими) или останутся чем-то вроде восковых фигур с заданным выражением лица и шаблонными репликами.

Качество книги (и вообще произведения искусства) с точки зрения широкой публики во многом определяется именно проработкой пятого дома — совершенство техники (шестой дом) волнует больше глубоких знатоков, ценителей и критиков. Самые яркие "пятидомные" места автор интуитивно выбирает для чтения при встрече со своими поклонниками из самых широких кругов (скажем, при выступлении по телевизору). Часто это места, где текст приобретает наибольшую выразительность, и если при пятом доме во Льве это момент, когда герой, отчаявшись, пускается в загул, то при пятом доме в Водолее это, наоборот, описание его душевных мучений по выходе оттуда.

Опасности и препятствия . Совсем не всегда включение пятого дома воспринимается как повод для веселья; часто, наоборот, будущее видится в довольно мрачном свете, поскольку тяжелая непросветленная структура объекта (скажем, программы подсознания человека или коллектива) приводит исключительно в уныние и, кажется, не внушает никаких надежд. Однако, как было замечено очень давно, дух дышит, где хочет, и зачастую берется переводить на анахату, казалось бы, абсолютно косные объекты. В таких случаях главное — не терять надежды, ибо луч Божественной любви способен отогреть вечную мерзлоту и смазать по виду безнадежно проржавевшие валы и шестерни, так что они как ни в чем не бывало начнут вращаться. Так родители говорят ребенку: тебе скучно, возьми эту вот коробочку, посмотри, что внутри нее — и если их импульс достаточно энергичен, дитя, скорчив брезгливую гримасу, все же берется за сборку априорно скучной составной картинки, и через десять минут надолго забывает весь остальной мир.

К сожалению, к религиозному чувству человека часто нет иного способа апелляции, чем погружение его в ситуацию полной богооставленности. Сама по себе идея структуры, порядка, жесткого управления очень привлекательна для эго, ибо создает ему иллюзию возможности полновластного, безопасного и самодостаточного существования в изоляции от остального мира. В действительности эта изоляция всегда иллюзорна, ибо мир чрезвычайно связен — до такой степени, что в каждом объекте отражается весь целиком. Однако это становится видно не сразу, а если объект находится на манипурном уровне, то проблема осознания его связей с окружающим миром часто начинает решаться как раз после включения пятого дома. Например, новые связи манипурной личности с миром (решение проблемы одиночества) часто возникают лишь после того, как человек в самом деле начинает искать любовь в мире, а главное — в своем сердце, не меняя существенно ни внешних, ни внутренних обстоятельств. Прорабатывая пятый дом, очень важно понять, что первые проблески любви в тяжелых манипурных объектах (в том числе и частях психики) это всегда нечто незначительное, первый проблеск голубого неба в сплошной облачной завесе, а полное преображение может наступить нескоро, и главное — оно будет совсем не таким, как думает человек, измученный манипурной "неволей", а на самом деле — безблагодатностью. Пятый дом дает — с манипурной точки зрения — совсем чуть-чуть, но это чуть-чуть имеет качественное, а не количественное значение.

О чем мечтает нищий студент, спящий на голых досках? Какое чудо может явить ему Божественная любовь? Превратить эти доски в мягкий диван? Для пятого дома это нетипично — скорее он пошлет ему тонкое одеяльце, подстелив которое под себя, студент уснет совершенно райским сном, и наутро вообще забудет о том, что у него были какие-то проблемы с ложем.

О чем мечтает народ, измученный жесткой административной системой? Чтобы ему дали хотя бы немного воли: участок земли, на котором он мог бы распоряжаться по своему усмотрению, и рынок, где бы он продавал товары, произведенные собственным трудом. Много это или мало? Очень много, и проработка пятого дома в первую очередь означает пробуждение соборной души народа, восстановление ее связи с ним и пусть смутное, но императивное ощущение народом своей миссии, ради которой на самом деле фермеры возделывают поля, а женщины рожают и воспитывают детей.

Гнет структуры при включении пятого дома может быть столь силен, что у человека возникает соблазн обрести свободу путем ее слома. Это, однако, совершенно иной диалектический переход — с манипуры на свадхистхану, соответствующий девятому дому, а подмена одного дома другим ни к чему хорошему не приводит — Мировой Разум обмануть невозможно (как говорил Кришна в Бхагавад-Гите: "Я — хитрость хитрецов"), и если уж Он включает объекту пятый дом, то хочешь-не хочешь, нужно искать пути высветления структур, а не их слома. Девиз пятого дома — ограниченная свобода, которая не идет ни в какое сравнение с полной свободой первого дома, но при правильном к себе отношении дает, как ни странно, гораздо больше — однако часто нужна большая мудрость, чтобы это увидеть и понять в конкретной ситуации. Главное, что нужно помнить любителям свободы — пока стоит пятый дом, структура объекта несокрушима : об нее можно разбить лоб, можно сильно потрепать сам объект, но она устоит против любого жесткого нападения — и, наоборот, станет надежной и упругой основой, идеально приспособленной к нуждам объекта, если найти к ней правильный подход…

Не особенно приятное, но распространенное проявление пятого дома это нетяжелая болезнь, или, в инженерной терминологии, штатное нарушение режима существования объекта. Ребенок, живущий в семье, всегда знает, что ему нельзя, так сказать, слегка, а что — категорически: за какие-то вещи его пристыдят, слегка обругают, шлепнут по попке или прочитают небольшую нотацию, он попросит прощения и на том инцидент будет исчерпан, но есть и границы, которые он обычно не переступает, ибо это уже чрезвычайное происшествие с тяжелой реакцией родителей, действительно неприятными наказаниями и т. п. Ребенок, который всегда слушается родителей и никогда не шалит, вызывает у психолога тревогу: это неестественно. Пятый дом предполагает легкое сотрясение структуры, имеющее, кроме всего прочего, познавательное значение: где-то у нее есть люфты, небольшие степени свободы, сквозь которые может блеснуть искра любви, а где-то она тверда, и это значит, что здесь на нее можно надежно опереться — если найти удобное для себя положение.

Легкие болезни жесткого объекта имеют похожую функцию: они демонстрируют слабости конструкции и неблагополучные места, где скорее всего объекту необходима любовь. Поэтому для "пятидомных" болезней нет панацеи и ее принципиально не следует искать, а еще менее того следует прибегать к операциям, травить недуг антибиотиками или сокрушать гормональными препаратами. Причиной хронического плохого самочувствия и многих более конкретных болезней является недостаток Божественной любви (в областях, на которые укажет пятый дом и его аспекты), и ничем другим ее заменить не удается.

Сильный пятый дом дает в жизни человека много "игровых" ситуаций, где правила поведения ему в общем известны, но не слишком сковывают. Судьба ждет от него непринужденного самовыражения в рамках этих ограничений и, более того, освоения их в качестве материала. В его жизни будет много любви, но он далеко не всегда будет это ценить или воспринимать хоть сколько-нибудь всерьез. Проработка может дать способность нести ощущение Божественного присутствия (и соответствующей трансформации, то есть преображения) многим людям и большим коллективам, без каких-то существенных изменений их структуры.

Со стороны этот человек может показаться чересчур легкомысленным; однако он видит мир гораздо более свободным, чем другие, и смысл его существования в большой мере заключается в испытании этой свободы и обретении Божественной благодати — она, кстати говоря, защитит его от многих неприятностей, которые в его положении немедленно обрушились бы на голову человека со слабым или непроработанным пятым домом; как сказал современный Омар Хайям:

"В лета, когда упруг и крепок,

исполнен силы и кудрей —

грешнейший грех — не дергать репок

из грядок и оранжерей".

(И. Губерман)

Слабый пятый дом дает серьезного человека, для которого слова "свободная игра" и даже само понятие свободы представляются легкомысленными или не особенно существенными — во всяком случае, для него лично. Тяжелый структурный объект его порабощает и вызывает стремление отойти подальше; самая мысль о его возможном высветлении и появлении в нем живой жизни кажется невероятной.

В то же время какая-то степень самовыражения на материале и какое-то количество Божьей благодати нужны и при слабом пятом доме; особенно это касается транзитного потока, им управляемого, и если человек не старается хотя бы немного раскрепоститься и поиграть в соответствующей области, ему со временем может стать тоскливо во всех жизненных проявлениях. Слабый пятый дом снимает массу соблазнов; такой ребенок очень удобен для своих родителей, но он играет со своими игрушками как-то маловыразительно — отсюда, впрочем, не следует, что он в них не нуждается вовсе.

Гармоничный пятый дом дает человека, для которого игра — естественное состояние, и о правилах он как-то не задумывается; может быть, потому, что они его не особенно обременяют.

Чувство, которое его крайне редко посещает — это недостаточная свобода. В тоталитарном государстве, где нет свободы слова и собраний, все необходимые ему слова он произносит, а собрания посещает или, если надо, организует. Для него характерно ощущение общей одаренности, особенно в областях, на которые укажет положение пятого дома в гороскопе, и Божественная любовь идет к нему, кажется, сама собой, на каком бы материале он ни начинал выражать себя. Кармическая задача этого человека, однако, скорее противоположна — не столько самому греться в лучах любви, сколько нести ее в различные жесткие структуры. Поэтому главный соблазн здесь — забыть, что когда ребенок вырастает во взрослого дядю, песочные куличи, колдунчики и дочки-матери должны сменяться чуть более ответственными играми; в частности, борьба с собственными низшими программами подсознания и их высветление часто идут в игровой форме, что совсем не гарантирует ее безболезненности. Гармоничный пятый дом — чрезвычайно соблазнительный для его обладателя аспект, ибо с пятым домом вообще связаны самые светлые места общественного подсознания: это свобода, праздник, веселье, развлечения и т. д. Все это в жизни такого человека будет, возможно, в большем количестве, чем у среднестатистического индивида, но жизнь требует реализации и проработки по всем домам без исключения, и читатель прекрасно понимает, каково живется человеку, который замечательно отдыхает, но очень не любит серьезно работать… Проработка же любого дома достаточно трудна, и гармоничного пятого в том числе; читатель может обратиться за подтверждением к любой звезде экрана или эстрады.

Пораженный пятый дом означает, что человек в своей жизни будет осваивать скорее тяжелые трагедийные, нежели легкомысленно-комические роли. Разница между пораженным и гармоничным пятым домом это разница между жизненными сюжетами Золушки и ее сводных сестер. В сказке плохо отражен, однако, существенный момент: смиренные поиски любви и узеньких щелок в жестких структурах (трудные домашние обязанности) могут занять довольно много времени и потребовать от человека с пораженным пятым домом гораздо больше хитроумия и находчивости, чем демонстрирует Золушка: видимо, у нее имеются, кроме напряженных, еще и очень сильные гармоничные аспекты двенадцатого дома, Юпитера и т. п.

Этот человек самой судьбой предназначен для того, чтобы искать свободу в таких условиях и осваивать при самовыражении такой материал, который на первый (и второй) взгляд покажутся абсолютно для этого не приспособленными. Главный его соблазн — попытка играть, игнорируя всегда достаточно жесткие правила, которые наложены на него с самого рождения. Здесь рассуждения о "справедливости" в социальном ее понимании не проходят, но вовремя понять это и смириться человеку часто бывает трудно. Другой соблазн здесь заключается в попытках переноса своих кармических обязанностях на других людей и внешний мир, то есть вместо того, чтобы искать люфты, жизнь и любовь в собственных жестких структурах, проецировать нерешенные проблемы на окружающих и обстоятельства, которые в этом случае обязательно окажутся невыносимо удушающими всякую свободу и самовыражение на любом материале. Любители тяжелого рока и украшений из легированной стали, на сцену!

Пятый дом в знаках

Положение пятого дома в Зодиаке покажет материал, на котором идут излюбленные игры человека, где он должен найти свое самовыражение и обрести Божественную любовь. Здесь ему нужно ощутить свободу, но это дается не сразу, и если человек этого не делает, у него вырабатывается характерный "пятидомный" комплекс несвободы. При непроработанном гармоничном пятом доме этот комплекс обычно смазан и вытеснен в подсознание, при пораженном же манифестирует себя очень ярко. Пятый дом дает чувство радости от овладения материалом — и глубокого огорчения, когда тот оказывается упорное сопротивление и никак не оживляется. Здесь человек в конечном счете ищет Бога и для успеха поисков нужно добровольное согласие обоих.

Наши рекомендации