Экзамен 3го и 5го в 9:00. Подробнее на ящике.
Тема:« Экзистенциализм»
Основная проблема – проблема человека.
План:
1. Введение
2. Язык
3. Форма
4. Анализ идей
Зарождается в начале 20го века. Два пункта распространения. Первый из них – первая мировая война (Германия; Представители – Ясперс, Хайдегер). Европа была шокирована и старые идеи перестали работать. Какие это были идеи:
· Идея разумности мира
· Идея существования силы, ответственной за порядок (Бог, Абсолютный разум…)
· Человек – существо разумное. Разум не является определяющим фактором
· Человек может познать мир
· Прогрессивное развитие мира
Экзистенционалисты говорят о том, что мир абсурден. Отказ от определяющей роли разума человека. Невозможность познать мир.
Второе потрясение – Вторая Мировая Война. Центр во Франции. Представители - Сартр, Камю. Позже идет распространение в страны Латинской Америки и Японии. Накладывается еще одна идея: Экзистенциализм ложится в основу культуры (кинематограф, литература, ). Левиафан – типично экзистенционалистский фильм.
Языковые особенности
1.Отказ от традиционной философской терминологии; (Сартр - Тошнота)
2. Отказ от традиционной философской формы изложения в пользу эссе, романов, памфлетов, зарисовок, набросков и так далее.
Содержание:
Сформируем тематический круг
Существование (изменяемо, вторично) значимее сущности (неизменно, первично, объясняет существование). Пример лука и капусты. Лук – существование в понимании экзистенциализма, так как нет сердцевины. Через это они вышли на повседневность, где человек определяется своим поведением.
Индивидуальность выбора означает, что за каждый свой выбор человек несёт ответственность.
Термин «пограничная ситуация» введён Ясперсом. Пограничная ситуация показывает, каков человек есть на самом деле.
В 60е годы 20го века экзистенциализм сменился хиппизмом.
Экзистенциализм – цель: нравственность, личность. Состав: интеллектуалы и философы. Форма – интеллектуальные разговоры. Отношение властей – негативное.
Хиппизм – цель: радость, удовлетворение, праздник. Состав: золотая молодежь и позже низшие слои. Форма – образ жизни. Отношений властей – лояльное, но иногда двойственное в случаях попытки захвата кварталов.
Мишель Фуко.
Экзистенционалстские темы поднимаются в теме Власть, а точнее в репрессивных формах власти. Основная идея Фуко: современный мир напоминает паноптикум (каждый находящийся в паноптикуме в каждый момент может быть проконтролирован идея тюремного заключения).
4 Основных института реализации репрессивных практик:
1. Тюрьма;
2. Школа;
3. Больницы;
4. Производства
Всё современное общество направлено против индивидуализации человека. Средним человеком проще управлять с точки зрения власти. Второе – власть информации.
Визуальный контакт | Санкции | Поощрения | |
Тюрьма | Паноптикум, глазки | Временное ограничение качества жизни, карцеры… | УДО |
Школа | Учитель: | Оценки, балирование, жалобы | Стипендии, оценки, грамоты, похвальные листы |
Больницы | Посты медсестер | Исключение | Стимуляция ускоренного выздоровления |
Производство | Паноптикум | Увольнение, снижение бонусов, зарплат… | Премии, стенгазеты… |
19 мая Лекция № 19
Доклады:
Русская философия, тема: «Проблема человека в русской философии»
Петр Туев: «Характерные черты русской философии»
Проблематика: нравственный аспект, социальная проблематика, интерес к личности.
Особенности: религиозность (связь с православием); всеобщность философии (попытка охватить весь спектр проблем); не изучает некоторые традиционные темы (онтологию, гносеологию…); форма – изложения без трактатов: зарисовки, эссе.
Проблема: Космизм, мораль и нравственность, место России в мире, развитие в будущем.
Этапы:
1. предфилософия (10-16й век): основывается на византийских и греческих источниках. Русская философия направлена на понимание простыми людьми
2. Просвещение (с петровских времен до советского периода) – М. В. Ломоносов,
3. Советский – единственно верная философия – марксизм
4. Современность – изучение наработок западных коллег.