Тема: «Человек в модусе этничности (национальности)»
План:
1. Понятийный анализ;
2. Разбор основных теорий этничности;
3. Маркеры, этническо-культурные критерии;
Понятийный анализ
В СССР отличалось понимание терминов от общемировой.
Национальность – в общемировом понимании, гражданская принадлежность
Этничность (ethnicity) - совокупность объективных и субъективных признаков (маркеров) на основе которых человек относится к социальной группе.
Признаки: язык, родственники, ?физиологические признаки, культура (духовная(литература, музыка), бытовая(кухня, элементы одежды)), история своей этнической группы (главное её принимать несмотря на достоверность), собственная территория.
Некоторые признаки могут отсутствовать. Практически не знать кухни. Но существует еще субъективный фактор этнического самоопределения. Также еще есть понятие гражданской этничности. Когда наступает кризис и рушатся остальные виды идентичности, то остается именно этническая идентичность (так как человеку нужно за что-то цепляться)
В последние 10 лет начали пытаться отказаться от термина расы из-за всеобщего смешения
Теории этничности:
Вопрос о происхождении и обосновании ставится в начале 19го века.
Первая теория, которая существует и в современности – теория примордиализма.Два варианта: биологический и культурный
Согласно ней, этничность – базовая, врожденная характеристика человека.
Биологический: каждый, получил этничность по факту своего рождения от родителей.
(Голос крови, «Мы с тобой одной крови»)
А дальше два варианта: если человек жил в этнической группе, то этничнсоть усиливается, а если он взрослеет в иноэтнической группе, то она присутствует в зажатом состоянии (как бессознательное по Фрейду). Этничность не классифицируется, но по её проявлениям говорится, что она присутствует.
Социал-дарвинизм. Родился из естественного отбора.
Культурный: тоже этничность присутствует всегда, но в смысловой и в четко не фиксируемых инстанциях сознания, души. Связан с понятием «душа народа».
Гердер (начальник географического детерминизма) (Гумилев тоже был географическим детерминистом).
Стали добавлять различные факторы: географический, экономический, социальные события.
Дух народа – нечто иррациональное.
Следующая теория появляется в 20-е годы 20-го века. Теория конструктивизма
Этничность очень четко собирается, как из кубиков, к 25-30 годам. К этому возрасту она четко складывается или не складывается.
Этничность – подвижное нечто, изменяется в процессе жизни. Она может усиливаться, может уменьшаться.
Теория, появившаяся в 50е годы 20-го века инструментализм
Этничности не существует. Да, её можно сконструировать, но это возможно, когда это нужно элитам для достижения собственных целей. Тогда предпринимается ряд шагов, которые активизируют механизмы этничности. Инструменты – пропаганда, манипуляция сознания и так далее.
Пример: Тобольск – позиционирование сибирских татар. Памятник Ермаку.
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ МАРКЕРЫ
Власть:
1) Восточное. Иерархия старший-младший, слово старшего - закон, мораль.
2) Западное. Существует иерархия, но она более сглажена, нет явного иерархического поведения.
Время:
1) Восточное: время бесконечно, спокойное отношение к задержкам, опозданиям, нарушение регламентов.
2) Западное: Время – это ресурс, за который можно сделать деньги. Временные сроки очень жесткие. Нет реестра уважительных причин. Это связано с Возрождением и его культивацией личностных достижений.
Пространство:
1) Закрыто. Негативное отношение к краундингу (мой дом – моя крепость), запад
2) Открытое Позитивное отношение к краудингу
Смысловое пространство:
1) Закрытое: темы, которых лучше не задавать (личное, финансы, здоровье, политика). Вопрос «Как дела?» подразумевает краткий ответ.
2) Открытое: открытый разговор на любые темы
Феминность/Маскулинность:
1) Феминность: психологический комфорт, налаженные коммуникации, стабильность.
2) Маскулинность: социальный успех, индивидуальные достижения, агрессивность.
Коллективизм/Индивидуализм:
1) Коллективизм: коллектив всегда прав
2) Индивидуализм: культивируются интересы личности, индивидуальные достижения
Маркер информационного контекста:
1) Открытый (прямой): верят официальным источникам, а те, в свою очередь это ценят.
2) Закрытый (опосредованный): не принято говорить прямо о чем-либо, недоверие к официальным источникам.
Домашнее задание: доразобрать теорию; какую-то этничность проанализировать за сторонников двух теорий.
12 мая лекция № 12