Доклад Кирилла Ершова: «Интериоризация»
Как передается опыт: из уст в уста, например. Но опыт может быть передан через предмет.
Предмет может иметь специфическую форму.
Процессы приспособления и присвоения.
Интерироризацией называют переход, в результате которого внешние по своей форме процессы взаимодействия с внешними же вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане.
Внешние процессы сокращаются и, переходя во внутрь себя, формируют лучшее понимание. В отличие от памяти и восприятия, интериоризация агрегирует исторический опыт.
Авторы, развивавшие эту теорию: М. Бахтин, Выгодский, Рубинштейн, Леонтьев
Писать за ним довольно тяжко.
Внутренняя речь. Разговоры вслух, эгоцентрическая речь.
Смысловые установки. Перевод внешней цели во внутренний план. Пример: сначала человека заставили выбрать определённый факультет, потом человеку и самому понравилось.
14 апреля лекция № 9
Лекцию читал Борисов И. В.
Как может элитаризм проистекать из философии?
Джаз? С. А. Беличенко
Квазиискусство (неразрывно с психологией, политикой, физиологией и так далее)
Джон Фогерти
Джаз не может воспроизводиться коммерчески. Как спасать? Связать несколько нитей: площадка, реклама, фотографы, место в эфире и так далее…
Кто на это даст деньги?
Общественность: поддержка общественности.
21 апреля лекция № 10
Меня не было на этой паре. Лекцию писал Михаил Ремнев
Герменевтика
Герменевтика (греч.) — «искусство толкования».
Три основных вида герменевтики:
- Методология интерпретации текста в какой-либо узко заданной области. (Особо часто используется в политологии и рекламе для составления обращения к публике. Примечательно, как специалисты формируют речь президента таким образом, чтобы каждый слой населения услышал именно то, что ему хочется.) (Также используется в теологии)
- Общая методология интерпретации любого текста. В более широком смысле текст сейчас понимается как любое информационное послание (в том числе и невербальная коммуникация).
- Узкофилософское направление, в котором информационное сообщение является основным модусом коммуникации человека.
Таблица «Основные этапы развития герменевтики»
Этапы развития герменевтики | Что исследуется | Цель | Почему (причины) | Методы | Вид герменевтики | Доп. инфомация |
древнегреческая, гомеровская | Иллиада и Одиссея (И и О) | Перевод И и О на «современный» греческий язык | И и О — основной элемент греческой образованности. Их нужно было знать и понимать. | Парафраз с сохранением смысла | Сейчас парафраз используется в художественных произведениях. | |
древнегреческая, софистическая | Любой разговор | Победа в дискуссиях | · демократия · прямая судебная система · культ образованности | логика, красноречие, силлогистика, дедукция | ||
Победа любой ценой («чёрная риторика») | +некорректные приёмы спора | |||||
средневнековая (теологическая) (с III в.) | Библия (Б), исповеди | Перевод Б на родные языки | · тотальная безграмотность · необходимость знать основы Б · греческий и латынь почти никто не знал | · аналогия · сокращение культурной дистанции · аллегории, метафоры · поиск скрытого смысла | Библия очень сложна для перевода. Так, слово «логос» очень многозначно. Плюс к тому, необходимо «переводить» некоторые понятия (к примеру, африканцы не могут представить, что такое агнец). | |
юридическая (с XIII в.) | Юридические документы, которые не соответствуют друг другу или противоречат | Принятие решения | · Отсутствие формального права в средние века · большое количество претендентов на один объект собственности | Химический анализ формально-логические методы сравнительный анализ документальный, лексический, пунктуационный, стилистический анализы дополнительные артефакты (свидетельства, географические карты) | Юридическая герменевтика вырабатывает методы и критерии принятия решений. | |
историческая | Исторические документы | Максимально объективная интерпретация истории | Несоответствие, противоречивость исторических свидетельств | Те же; добавляются · фактор иррационального/бессознательного · анализ фигуры автора: факторы личностного становления: образование, деятельность, место проживания, семейное воспитание, религия, гендер, отношения с пенитенциарной системой и силовыми структурами | Также к методам добавляются объективные факторы: экономические, политические, социально-идеологические. В современности учитывается не только автор, но и читатель. | |
Исторические свидетельства (не только текст) |
28 апреля лекция № 11