Социально-исторические условия древней греции
1) ПРЯМАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА; (уникальная, не существовала института представителей (адвокатов, прокуроров))
В суде каждый человек представлял себя сам. Отсутствовали институты представителей: адвокатов, прокуроров.
Чтобы хорошо выступить в суде, необходимо быть образованным человеком. Для греков суд был видом интеллектуального досуга.
2) РАЗВИТОСТЬ РИТОРИЧЕСКИХ УСЛУГ (ЛОГИКА, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АРГУМЕНТАЦИИ, РИТОРИКА, ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И Т.Д...)
3) ДЕМОКРАТИЯ (в хорошем смысле, в полисный период) — право каждого свободного грека публично высказать собственное мнение. (на центральных площадах в полисах)
4) РАБЫ — создавали экономическую основу древне-греческой цивилизации. Они не обладали политическми правами. Рабом очень долгое время мог быть ТОЛЬКО не-грек.
5) ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ
почему это важно? Аристотель говорил о том, что это кардинально меняет менталитет. Его начинает заботить вопрос юридического процесса передачи собственности наследникам. Поэтому правовой взлёт во многом связан именно с данным фактором.
6) ОТКРЫТОСТЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Активно взаимодействовала с другими культурами. Они аккумулировали все достижения других культур.
СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1) СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР (СВЯЗАНО С ПРЕОБЛАДАНИЕМ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ НАУКИ)
вместо мироздания использовалось слово "космос" (пер. порядок); задача мудреца - созерцать.
Истина "алет" - открытость. Греки впервые поставили фундаментальный вопрос: "Как устроен мир?" (который не возник на Востоке)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
2) КУЛЬТ ОБРАЗОВАННОСТИ И ГАРМОНИИ
В греческой культуре образ идеального человека воплощался в гармонии: а) тела, б) души, в) интеллекта. Они воспитывали это. Первый, кто создал теорию государства — Платон (Государство), утопия. перекликание с Платоном (нельзя смеяться над богами) Умберто Эко "имя розы". Идея Платона о государственной лжи. Создана первая теория воспитания.
3) ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
Создание принципиально нового (в значении социально-значимое). Сознание Др. Гр. культивировало новизну, самостоятельность и поиск.
4) ДВОЙНАЯ ОКРЫТОСТЬ:
На уровне материальности они разделяли свой/чужой.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1) КОРПОРАТИВНОСТЬ
Общество очень сильно выстроено по корпорациям и профессиональным цехам. Переход между корпорациями невозможен. Судьба определена.
2) ПРИВЯЗАННОСТЬ КРЕСТЬЯН К МЕСТУ ПРОЖИВАНИЯ
Смысловой горизонт был полностью закрыт, не было потока информации. Феномен: странники-рассказчики, распространяющие истории о мифических существах (обитающих вне деревни слушателей).
3) ТОТАЛЬНАЯ НЕОБРАЗОВАННОСТЬ
Элементарно грамотных было не более 3% (неизвестно, как получили это число)
4) МОНАСТЫРСКАЯ УЧЕНОСТЬ
Знания сосредотачивались в монастырях, но всё знание существовало на латыни. Высшим знанием считалась теология. Средневековое знание было прагматичным и случайным. Созданы прекрасные атласы по ботанике. Интерес: добавки к пище, яды, лекарства. Случайные открытия связаны с алхимией. Алхимики искали философский камень. Написан самый монументальный графологический труд.
5) ОТСУТСТВИЕ ФОРМАЛЬНОГО ПРАВА
Отношения решались за счет личной зависимости и личных договоренностей. Не было формализации
6) ЗАКРЫТОСТЬ
ОСОБЕННОСТИ СОЗНАНИЯ
1) ПОЛЯРНОСТЬ (деление Бог/Дьявол, Хорошо/Плохо, Душа/Тело, Лето Весна/ Осень Зима). Никаких полутонов.
2) НОРМИРОВАННОСТЬ
Ограниченность сознания, достигающаяся
· Исповедями. Грехом считается даже помысел. Среди самых страшных грехов уныние и зависть, — потому что это грехи человека, недовольного местом, на которое его назначил бог.
· Ритуальностью — проходили по церковным ритуалам. Жизнь человека была во всем и всегда ограничена (как и духовность, так и соц. практики.)
3) ОТСУТСТВИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ДОГМАТИЗМ И АВТОРИТАРИЗМ
Сознание догматично в теологическом смысле. Догматы являлись основанием для любых рассуждений. Принятый догмат не обсуждается. (догмат, о необходимости посещения лона святой церкви). Высшим авторитетом является Библия - книга Бога.
4) АВТОРИТАРИЗМ
5) ЛАБИЛЬНОСТЬ (от лат. labilis — скользящий; неустойчивый)
Для подавляющего большинства населения характерны повышенные эмоциональные реакции (из-за частых жизненных потрясений и легковерности).
6) НЕ СУЩЕСТВОВАЛО ОБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ
Время было событийным; привязка к событиям. Два временных круга: малый круг времени - время по суткам, разделялось молитвами; большой круг времени - года, выстраивались по религиозным праздникам.
Отсутствие объективности связано с 6)
7) ИЕРАРХИЧНОСТЬ
присутствовала в сознании. она бралась из четко выстроенной иерархии миропонимания.
8) «МАГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА»
Люди средневековья считали, что поступки, слова, мысли и символы напрямую взаимосвязаны.
В следующей серии. Пишем таблицу сравнения. Будем сбивать воедино. На семинарах задания. Сквозная тема "Справедливость"
10 марта лекция №4
На этой лекции мы составляли и заполняли таблицу
Древняя Греция | Средневековье | Возрождение | |
Идеал человека | Гармония: физическая, нравственная и интеллектуальная | Человек в земной жизни готовится к «небесному плану существования» | Личность, творец |
Идеал человеческой красоты | Определяется по математическим канонам | Главное – красота души | Природная красота, земная красота |
Массовые зрелища | Театр, цирк | Всё запрещено. «Театр – грех», литургия (в театре примеряются чужие личины, не данные человеку Богом) | Театр, цирк, карнавалы |
Литературные жанры | Трагедия, Комедия | Комментарии к Библии, исповеди, жития, откровения | Рыцарский роман, дамский роман, автобиография, любовная поэзия |
Изображения человека | Преимущественно в скульптуре | Иконы, акцент на глаза | Портреты |
Храмы | Основной критерий – то, как храм вписывается в окружающую природу/ландшафт (в соответствии с идеей Космоса) | Обязательно должна вести долгая дорога (чтобы человек настроился), готическая архитектура, ни один дом не может быть выше храма | Ратуши начали делать выше храмов, церковь стала восприниматься как место праздника |
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Считается, что именно в эпоху Ренессанса произошло расхождение между европейским и российским менталитетом.