Психология в эпоху возрождения
·
·
·
·
Это возрождение западноевропейской культуры, которая в Средние века была подчинена религиозному мировоззрению. Характерная черта психологии в эпоху возрождения — возникновение движения гуманизма, пришедшего на смену религиозным взглядам, по которым сущностью человека является бестелесная душа. Идеи гуманизма выражаются в признании человека как естественного природного существа со своими слабостями и достоинствами.
В произведениях Леонардо да Винчи (1452-1519) воплотились основные идеи гуманизма, в них чувственное созерцание и практическое действие сливаются воедино. Слово «живопись» означало для Леонардо не только работу и творение художника, но и все созерцаемое человеком благодаря союзу кисти и руки. С древних времен на лидирующую роль претендовала философия. Леонардо передает эту роль «божественной науке живописи». Живопись должна быть не простым копированием того, что видится, а исследованием мира с воссозданием его картины. Посредником между сознанием и реальностью выступают не слова, как это было в эпоху античности и Средние века, а творения живописи, построенные на основе подражания природе, способные воспроизвести все неисчерпаемое богатство действительности. Они служат и орудием познания самого человека, не только внешнего, чувственно воспринимаемого, но и его внутренней сущности. Пытаясь проникнуть в механизмы человеческого поведения, Леонардо изучает структуру четырех «всеобщих человеческих состояний» — радости, плача, распри и физического усилия.
Уделяется особое внимание и феноменам зрительного восприятия человека. Разработки Леонардо да Винчи в этой области имели определенное значение для развития психофизиологии, он оказался у истоков рефлекторной концепции. Об этом говорит один из фрагментов его трудов: «природа пришла на помощь зрительной способности, которая, будучи поражаема чрезмерным светом, имеет возможность сокращать зрачок глаза и, поражаемая различной темнотой, шире раскрывать это светлое отверстие... И природа прибегает здесь к постоянному выравниванию, увеличивая и уменьшая зрачок соразмерно градациям ... света и темноты, непрестанно перед ним возникающим». Однако этот фрагмент нельзя оценить как точное описание зрачкового рефлекса. Правда, Леонардо говорит о «зрительной способности». Способность же мыслилась не только в его времена, но и много позже, как принадлежность души. Но в приведенном описании душа никакой роли не играет: зрачок изменяется в силу того, что «так устроена природа». Первопричина телесных изменений — действующий извне свет — физический раздражитель, вызывающий ответную реакцию мышц глаза, которые автоматически настраиваются на выгодный организму режим. Леонардо стремился к возможно более детальному описанию феноменов зрительного восприятия человека во всей их полноте и подлинности. В его «Трактате о живописи» содержится множество положений, принятых современной психофизиологией. Так, например, он характеризует зависимость восприятия величины предмета от расстояния, освещенности, плотности среды.
Интересны разработки Леонардо да Винчи в области практической психологии. Он разработал правила тренировки воображения, указывая, что даже пятна на старых стенах позволяют художнику разглядеть контуры будущего произведения. В силу своей неопределенности эти пятна дают толчок самостоятельной творческой работе души, не привязывая ее к конкретным вещам. Со времен Аристотеля понятие «фантазия» содержало в себе негативный оттенок, считалось «дурным» проявлением человека. Полагали, что появляющиеся в фантазии образы приобретают ценность лишь благодаря мышлению, источником которого считался «божественный разум». Теперь же высшая ценность признавалась за теми созданиями человека, которые построены им самим на основе подражания природе. Здесь уже речь шла не только о воображении как одной из психических способностей, но о новой концепции субъекта в целом. В противоположность чистой христианской духовности, субъект стал трактоваться как центр направленных вот:не духовных сил, воплощающихся в реальные чувственные ценности, Но предметом психологического изучения человека в эту эпоху остается душа, хотя ее осмысление по сравнению с предыдущими эпохами все же несколько изменяется. Под влиянием гуманизма душа уже мыслится как субстанция не исключительно внутренняя, замкнутая в себе, а направленная во внешний мир и активно с ним взаимодействующая. Внешний мир становится источником душевной жизни. В природе возникает вдохновение, рождающиеся при этом чувства приобретают самостоятельную ценность.
Психологические идеи эпохи Возрождения Искателем новых путей в науке, предтечей эпохи Возрождения был Роджер Бэкон (1214— 1292). В спорах со схоластами он провозгласил значение опытов и наблюдения в познании. Однако опыт, по Бэкону, дает возможность познавать тело, но он бессилен познать душу. Для познания души нужно нечто другое, особый род вдохновения, некое внутреннее просветление, позволяющее постигать то, чего не может открыть чувственное восприятие. У Бэкона дается большой материал о зрительных нервах и зрительном восприятии, которое он объясняет из общих законов распространения, преломления и отражения света. Естественно-научное направление, развиваемое Роджером Бэконом и некоторыми другими учеными, было важной линией развития материалистических идей средневековой философии. В XIV в. в Италии начинается новая эпоха — эпоха Возрождения, ознаменовавшая в дальнейшем великий расцвет цивилизации во всей Европе. При переходе средневекового феодального общества в новую фазу его развития, для которой характерно появление элементов новых для того времени отношений — раннекапиталистических, вновь проявилось влияние Античности. К XIV в. относится деятельность величайших гуманистов — А. Данте (1265 - 1321), Ф. Петрарки (1304 - 1374), Д. Боккаччо (1313 — 1375). Большой интерес к человеку, к его переживаниям и проблемам существования отличает все их произведения. По словам историка культуры Я. Буркхардта (1818 — 1897), в эту эпоху происходит «открытие человека». Колюччо Салютати (1331 — 1406) и Леонардо Бруни (1369 — 1444), последователи Петрарки, пустили в ход слово humanitas (человечность) как свойство человека, которое определяет его человеческое достоинство и влечет к знанию. В их совершенных творениях искусство еще не освобождается от религиозного содержания: мирское и церковное сливаются в единство. По существу, это поэтическое изображение идей. Данте в «Божественной комедии», Боккаччо в новеллах, Петрарка в сонетах и канцонах обрушиваются с сокрушительной критикой на алхимию, астрологию, магию, мистику и аскетизм. Важнейшее изобретение XV в.— книгопечатание (1436 г., И. Гутенберг, Германия) — сделало реальной выполнение гуманизмом своей просветительской задачи. Гуманисты занимаются изданием классической античной литературы. Гуманизм стал важнейшим явлением духовной жизни западноевропейских стран, в том числе в Нидерландах и Германии. Выдающимся гуманистом был Эразм, родившийся в Роттердаме, и потому известный как Эразм Роттердамский (1469 — 1536). Автор известной сатиры «Похвала глупости» в своих философских произведениях изложил систему правил по укреплению духа. Недостаточно одного только желания освободиться от того или иного порока. «...Следует постоянно и всегда помнить, что человеческая жизнь ...не что иное, как непрерывная борьба ...с великой армией пороков...». В борьбе с ними дух должен быть вооружен. Есть два вида оружия: молитва и знание, прежде всего Священного Писания и мудрости древних. Чем богаче эти орудия, тем более человек вооружен. «Начало... мудрости в познании самого себя». Оружием человека — христианского воина, по терминологии Эразма, являются средства, направленные на овладение собственными движениями души. Эти мысли перекликаются с идеями Л.С. Выготского об опосредствованной природе психических процессов человека. В трудах деятелей эпохи Возрождения складывается гуманистическая концепция человека. Ее основы заложил великий Данте. Воплощением высоких представлений о человеке является образ Улисса (Одиссея) — смелого первооткрывателя, героя, человека доблестного, умного. Его устами Данте провозгласил новый взгляд на человека. «О братья... Тот малый срок, пока еще не спят Земные чувства — их остаток скудный Отдайте постиженью новизны... Вы созданы не для животной доли, Но к доблести и к знанью рождены». Свобода и личная ответственность, благородство, способность к подвигу, к исполнению земного предназначения, которым является деятельность,— важнейшие черты человека. В концепции гуманистов содержится новое понимание соотношения божественного и природного начал: они должны находиться в единстве. Человек — существо творческое. Его достоинство заключается в возможности возвышаться над животным состоянием: истинно человеческое в нем — от культуры. Гуманистический взгляд на человека порывает с аскетизмом, провозглашает право человека на полноту физического и духовного бытия, максимальное развитие лучших человеческих качеств. Леонардо да Винчи (1452 — 1519) раскрыл противоречивость человека. Человек — это великолепное орудие природы, земной бог, но он и жесток и часто ничтожен в своих помыслах и поступках. Новый аспект в понимании человека раскрывается в творчестве выдающегося итальянского государственного деятеля и политического философа Николо Макиавелли (1487 — 1527). Согласно Макиавелли, политическое действие требует от человека прежде всего учета объективных обстоятельств, воли, энергии и силы политика — доблести (virtu). Во имя достижения поставленной цели политик не должен считаться с моральными и религиозными оценками. Политика и мораль автономны. Моральные соображения подчинены целям политики. Только государственный интерес, т. е. интерес национальный, интерес отечества, движет поступками государственного деятеля. Итогом этих рассуждений стал вывод: цель оправдывает средства. В современной психологии существует понятие «макиавеллизм». Им обозначается склонность человека манипулировать другими людьми. Разработана методика выявления макиавеллизма как характеристики личности. Глубокий психологический анализ человека содержится в произведении французского философа М. Монтеня (1533 — 1592) «Опыты». Большое внимание уделяется самопознанию. Человек, по Монтеню, не центр вселенной, а ее часть. «Когда я играю с кошкой, кто знает, не забавляется ли скорее она со мною, нежели я ею?» — вопрошает он. Скептицизм Монтеня, его мысли о достоинствах простого человека, критика нравов и лицемерия высшего света получили продолжение в науке Нового времени. Важнейшей особенностью эпохи Возрождения является возрождение естественно-научного направления, развитие науки и рост знаний. Возникает натурфилософия, свободная от непосредственного подчинения религии (Дж. Бруно, Б. Телезио, П. Помпонацци). В этот период наука рождается не в стенах университетов, а в мастерских художников, скульптуров, граверов, архитекторов, которые были также инженерами, математиками, техниками. Эти мастерские стали настоящими экспериментальными лабораториями. Здесь соединялись теоретическая работа и опыт. Именно деятельность художников положила начало новым проблемам механики, оптики, анатомии и других наук. В условиях социальных требований к художникам того времени они должны были знать все эти отрасли искусства, должны иметь знания по сооружению больших конструкций. Для осуществления задачи реалистического изображения было необходимо установление правил перспективы и колорита в живописи. Возникла необходимость в научном объяснении, а не только в наблюдательности, опытности и одаренности, в привлечении на помощь искусству оптики и механики, математики, анатомии. Эта необходимость отыскания правил для художника перерастает в работу по открытию законов природы. XVI в. — время великих открытий в области механики, астрономии, математики. Н. Коперник (1473 — 1543), И. Кеплер (1571 - 1630), Дж. Бруно (1548 - 1600), Г. Галилей (1564 — 1642) стоят у истоков классической науки Нового времени. Их значение состоит в том, что они доказали: необходимо анализировать действительные явления, процессы и вскрывать законы, руководствуясь предположением, что природа повинуется самым простым правилам. Необходимо изгнать анимистические представления из понятий о движении и силе. Начинается систематическая работа теоретического научного мышления. Великие географические открытия XV — XVI вв. (открытие Америки Х. Колумбом, первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана и др.) расширяли представления о мире, утверждали примат опытного знания над книжным. Постепенно складывается новая научная методология. Средневековая методология имела преимущественно дедуктивно-силлогистический характер: она была приспособлена лишь к отысканию внутренних взаимоотношений между готовыми положениями и аргументами и не могла служить для отыскания новых истин, не вытекавших из старых авторитетов (Священного Писания, творений отцов церкви, трудов Аристотеля и др.). Гениальные замечания Леонардо да Винчи, тщетные попытки создать новую методологию трагически погибшего в Варфоломеевскую ночь Петра Рамуса (1515 — 1572), позже Кеплер и Галилей протрубили миру о новой методологии. Вместе с Ф. Бэконом прояснялись некоторые стороны нового научного метода. Период, охватывающий XVI и XVII вв. (со времени публикации «Об обращении небесных сфер» Коперника — 1543, и до выхода в свет «Математических начал натуральной философии» Ньютона — 1687), означал решающий поворотный этап в мышлении западной цивилизации, подорвавший авторитет средневековой науки. Он вошел в историю под названием «научной революции». В то же время выдающийся историк естествознания П. Дюгем в начале XX в. «открыл» средневековых предшественников галилеевской физики. Это наводит на мысль, что рождение современной науки произошло в XIII в. Исследователь склоняется к идее непрерывности перехода от схоластического мышления Средних веков к науке XVII в. Из всех областей естественно-научного направления в связи с их значением для психологии следует особо отметить развитие в разных странах медицины, анатомии и физиологии человека. Т. Парацельс (1493 — 1541) выступил с новой теорией о природе человеческого организма, причинах и методах лечения болезней. В анатомии Андрей Везалий (1514 — 1564) выпустил фундаментальный труд «О строении человеческого тела» (1543). Книга пришла на смену анатомии Галена, в которой было много ошибок, ибо он судил о строении тела человека на основании данных, которые черпал при анатомировании обезьян и собак. Непрерывно росло число вновь открываемых частей тела. Итальянские современники Везалия — Г. Фаллопий, Б. Евстахий, И. Фабриций из Аквапенденте и др. — делают ряд открытий, которые навсегда вошли в анатомию под их именами. Важное значение имели работы врача и мыслителя Мигеля Сервета (1509/1511 — 1553), его идеи о малом круге кровообращения (1553). Новая эпоха в анатомии, физиологии и эмбриологии началась работами М. Мальпиги (1628 — 1694) и исследованиями по экспериментальной физиологии. В. Гарвей в 1628 г. решил проблему кровообращения. Так постепенно складывалось познание путем опыта, которое приходило на смену догмам и схоластике. Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин «психология» (1590). До этого Филипп Меланхтон (1497 — 1560) — немецкий гуманист, друг Лютера, воспитанный под влиянием Эразма, в своем «Комментарии о душе» отвел ей почетное место. Он почитался авторитетом в области преподавания психологии и господствовал в некоторых немецких университетах до середины XVIII в. Испанский гуманист, друг Эразма Роттердамского Хуан Луис Вивес (1492 — 1542) в книге «О душе и жизни» (1538) утверждал: главный вопрос не в том, что такое душа, а в том, каковы ее проявления и их связь. Это указывает на возросший интерес к психологическим вопросам и позволяет понять успехи психологического анализа в XVII в. у Ф. Бэкона и Р. Декарта. (источник: http://www.psychol-ok.ru/lib/intpsy/intpsy2007/intpsy270707.html )
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Современная философия - категория науки, которая возникла в Западной Европе в 17 веке, и постепенно распространилась по всему миру. Это не конкретное учение или школа, это общее название для направлений целой эпохи. С 17-го и примерно по начало 20-го века начало и конец современной философии. Если любые взгляды эпохи Ренессанса является предметами для споров, так взгляды этого периода постоянно поддавались критике. Философия нового времени сменилась на философию постмодерна.
Современники этого направления обращались к философии эпохи Возрождения и к Рене Декарту как к основателю "ранней современной философии". Может быть поэтому, так много общего таят в себе предыдущие философские положения. Декарт был во многом прав, пытаясь найти в них что-то общее. Основными фигурами в философии сознания, гносеологии и метафизики в течение семнадцатого и восемнадцатого веков были представители двух основных групп: «рационалисты», в основном философы Франции и Германии, которые утверждали, что все знания должны начинаться с определенной «врожденной идеи» порождённой разумом, в этом и была философия нового времени. Декарт, Спиноза, Лейбниц, и Николя Мальбранш были основными рационалистами. «Эмпирики», напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Основными приверженцами этой мысли были Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм.
В конце восемнадцатого века Эммануил Кант изложил идеи новаторской философской системы, в которой утверждал, что должно существовать единство рационализма и эмпиризма. Так или иначе, он был прав.
Идеи Канта вызвали бурю эмоций среди философов в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма. Характерные идеи идеализма состоят в том, что мир и разум в равной степени должны быть рассмотрены как похожие категории, идеи нашли своё завершение в работе Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который среди многих других вещей сказал, что «действительное разумно, разумное действительно». В этом также были особенности философии нового времени. Философские идеи Гегеля имели во многих своих направлениях последователей, но при этом поддавались критике.
Шло время, наука развивалась. Серен Кьеркегор отклонил все идеи и положения систематической философии, рассматривая её как недостаточное руководство для жизни, которое теряет смысл. Для Кьеркегора, жизнь должна быть прожита, и тайна жизни должна быть решена. Артур Шопенгауэр теорию идеализма и сделал вывод, что в мире нет ничего не нужного, но бесполезно бесконечное взаимодействие образов и желаний. Он выступал в роли атеиста и пессимизма. Идеи Шопенгауэра были приняты и преобразованы Ницше, который ухватился за их различия и провозгласил на весь мир, что "Бог умер" и начал отвергать все идеи систематической философии. Ницше нашел в новых идеях не повод для пессимизма, а возможность нового вида свободы.
Философия нового временитрадиционно начинается с Рене Декарта и его изречения " Я думаю, следовательно, я существую ". В начале семнадцатого века в основной части философии доминировала схоластика, написанная богословами, а также рисунки Платона, Аристотеля. Опираясь на догмы, которые прописала философия нового времени, Декарт утверждал, что многие преобладающие в схоластике метафизической доктрины были бессмысленны или ложны. Иначе говоря, он предложил начать философию с нуля. В своей наиболее важной работе, «Размышления о первой философии», он пытается объяснить это, в шести кратких эссе. В них скрыта философия нового времени, Декарт тем не менее считал, что он не может сомневаться, так как почти все объяснимо: реальность физических объектов, Бог, воспоминания, истории, наука, даже математика, но он не может сомневаться в том, что он, по сути, сомневается. Декарт считает, что он думает, даже если это не так, и он знает, что он постоянно думает об этом. На этой основе он строит свои знания резервного копирования действительности.
Многие считают, что основоположником и учредителем идей, которым подчинялась философия нового времени был Бэкон. Философа считают основоположником философской методологии экспериментального естествознания. Бэкон же указал на значимость жизненного опыта в постижении истины. Он считал, что философия должна носить преимущественно практический характер, и высшей целью науки является господство всесильного человека над матушкой-природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам».
Декарт (1596-1650)
"Правила для руководства ума", "Рассуждения о методе"
Основные идеи:
1. Создание дедуктивного метода познания (от общего к частному)
Структура метода:
- очевидность - признание истинным только того, что познается с предельной ясностью и не требует доказательств (мышление)
- Выделение в познание максимальных простых элементов
- Восхождение в познании от простого к сложному
- Отсутствие пропусков при изучении частей того или иного знания.
2. теория врожденных идей - то знание, которое обладает человека в момент его рождения:
1) Идея Бога
2) Добра и зла
3) Математики
4) Существования/не существования (одни и та же вещь в одно и тоже время не может существовать и не существовать)
Критерием истинности врожденных идей является их очевидность для человека.
3. Дуалистическое учение о мире: мир образован 2 не зависимыми друг от друга началами духовностью (мышление) и материальностью (протяженность)
Такой вид учения называется дуализм.
Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период также называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени, полностью или частично, включают философию XIX века.
Ключевые фигуры в философии разума, эпистемологии и метафизике семнадцатого и восемнадцатого столетий разделяются на две основные группы. Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме. Главными представителями этого направления были Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николай Мальбранш. Эмпиристы, напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления — Френсис Бэкон, Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. (Сами понятия рационализма и эмпиризма возникли позже, в основном благодаря Канту, но они достаточно точны.) Этика и политическая философия обычно не рассматриваются через эти понятия, хотя все эти философы решали этические вопросы в свойственных им стилях. Среди других важных фигур в политической философии были Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо.
В конце восемнадцатого столетия Иммануил Кант создал принципиально новую философскую систему, претендовавшую на то, что она объединила рационализм и эмпиризм. Кант стимулировал бурное развитие философской мысли в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма. Характерной чертой идеализма была мысль о том, что мир и разум должны быть поняты, исходя из одних и тех же категорий; эта идея достигла кульминации в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который среди прочего сказал, что действительное разумно, разумное действительно.
Рационализм Эмпиризм
└──────────┬────────────────────────────────────┤
│ │
Кантианство Позитивизм
┌─────────────┴──────────────────┬─────────────────┤
│ │ │
Гегельянство Философия жизни Эмпириокритицизм
│
Марксизм
Рене Декарт[править | править вики-текст]
Основная статья: Рене Декарт
Рене Декарт (1596—1650) — французский математик и философ. Если Френсис Бэкон рассматривал опыт как основную отправную точку исследования, а Т. Гоббс привнес в эту логику математику, то Декарт ставил во главу всего разум, а опыт считал лишь инструментом, подтверждающим выводы разума. Декарт придерживался рационализма. Впервые ввел идеи эволюции, но доказывал их исходя исключительно из механистических представлений.
Основной отправной точкой его философии является понятие субстанции, здесь он сближается с античными философами. В этом вопросе он придерживается дуализма, разделяя субстанцию на два вида: материальную, бесконечно делимую, которую можно описать механическими представлениями, и неделимую духовную, постижимую только человеком, поскольку лишь у него есть бессмертная душа. Субстанции обладают двумя главными атрибутами: протяженностью, для материальной, и мышлением, для духовной (идеальной). Духовный мир человека есть нечто врожденное. К врожденным идеям Декарт относит идею Бога и основы математики и логики («две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего ничего не происходит»). Считает, что все сущее создал Бог, но после создания он не вмешивается в естественный ход истории.
Одно из центральных мест его философии занимает проблема поиска истины и метода, с помощью которого возможно получение достоверного знания. В этом вопросе он преодолел философский скептицизм. Широко известно его знаменитое рассуждение по этому вопросу, завершающееся знаменитым высказыванием: «Я мыслю, следовательно, я существую».
«Если мы станем отвергать все то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать все это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую, — есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке.» |
Метод научного познания, используемый Декартом, можно назвать аналитическими или рационалистическим. Рене Декарт занимался изучением многих наук, в том числе, анатомией. В своих трудах он описал психофизиологические основы деятельности мозга (души), доказав фактически рефлекторную суть психики. За это И. П. Павлов воздвиг в своё время памятник Декарту под Санкт-Петербургом.
ДЕКАРТ (Descartes), Рене
31 марта 1596 г. – 11 февраля 1650 г.
Французский философ, физик, математик и физиолог Рене Декарт (латинизированное имя – Картезий; Cartesius) родился в Лаэ близ Тура в знатной, но небогатой семье. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу (окончил в 1614 г.) и в университете в Пуатье (1616). В 1617 г. (в начале Тридцатилетней войны) поступил на военную службу, которую оставил в 1621 г.; после нескольких лет путешествий переселился в Нидерланды (1629), где провёл двадцать лет в уединённых научных занятиях. Здесь вышли его главные сочинения – «Рассуждение о методе...» (1637, рус. пер. 1953), «Размышления о первой философии...» (1641, рус. пер. 1950), «Начала философии» (1644, рус. пер. 1950). В 1649 г. по приглашению шведской королевы Кристины переселился в Стокгольм, где вскоре умер.
В математике Декарт первым ввел понятие переменной и функции, заложил основы аналитической геометрии, которые были представлены в его работе «Геометрия» (1637). Переменная величина у Декарта выступала в двойной форме: как отрезок переменной длины и постоянного направления – текущая координата точки, описывающей своим движением кривую, и как непрерывная числовая переменная, пробегающая совокупность чисел, выражающих этот отрезок. Двоякий образ переменной обусловил взаимопроникновение геометрии и алгебры. У Декарта действительное число трактовалось как отношение любого отрезка к единичному, хотя сформулировал такое определение лишь И. Ньютон; отрицательные числа получили у Декарта реальное истолкование в виде направленных ординат. Декарт значительно улучшил систему обозначений, введя общепринятые знаки для переменных величин (x, у, z,...) и коэффициентов (a, b, с,...), а также обозначения степеней (х4, a5,...). Запись формул у Декарта почти ничем не отличается от современной. Декарт положил начало ряду исследований свойств уравнений: сформулировал правило знаков для определения числа положительных и отрицательных корней, поставил вопрос о границах действительных корней и выдвинул проблему приводимости (представления целой рациональной функции с рациональными коэффициентами в виде произведения двух функций такого же рода), указал, что уравнение 3-й степени разрешимо в квадратных радикалах и решается с помощью циркуля и линейки, когда оно приводимо. В аналитической геометрии, которую одновременно с ним разрабатывал П. Ферма, основным достижением Декарта явился созданный им метод координат. В область изучения геометрии Декарт включил «геометрические» линии (названные позднее Г. Лейбницем алгебраическими), которые можно описать движениями шарнирных механизмов. В «Геометрии» Декарт изложил способ построения нормалей и касательных к плоским кривым (в связи с исследованиями линз) и применил его, в частности, к некоторым кривым 4-го порядка, т. н. овалам Декарта. Заложив основы аналитической геометрии, сам Декарт продвинулся в этой области недалеко – не рассматривались отрицательные абсциссы, не затронуты вопросы аналитической геометрии трёхмерного пространства. Тем не менее его «Геометрия» оказала огромное влияние на развитие математики. В переписке Декарта содержатся и др. его открытия: вычисление площади циклоиды, проведение касательных к циклоиде, определение свойств логарифмической спирали. Из рукописей Декарта видно, что он знал (открытое позднее Л. Эйлером) соотношение между числами граней, вершин и рёбер выпуклых многогранников.
Физические работы Декарта относятся к области механики, оптики и строения Вселенной. Декарт ввёл понятия количества движения, сформулировал закон его сохранения (но без учета того, что скорость – вектор). Он стремился построить общую картину природы, в которой все явления объяснялись бы как результат движения больших и малых частиц, образованных из единой материи. В своих физических работах Декарт порой злоупотреблял гипотетическими построениями, не имея достаточной экспериментальной основы. По Декарту, физика должна иметь цель сделать людей «господами и хозяевами природы». В отличие от Галилея, полагавшего, что физика должна исследовать, как происходят явления, Декарт считал, что физика должна отвечать на вопрос, почему происходят явления. Декарт поставил задачу математизации физики по типу эвклидовой геометрии: небольшое количество очевидных аксиом, на которые опирается упорядоченная последовательность выводов. Развитие физики в целом показало несостоятельность этих рассуждений Декарта, но ряд положений сыграл положительную роль в развитии науки, в частности, принцип причинности в общей механике.
Основная черта философского мировоззрения Декарта – дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Отождествляя материю с протяжением, Декарт понимает её не столько как вещество физики, сколько как пространство стереометрии. В противоположность средневековым представлениям о конечности мира и качественном разнообразии природных явлений Декарт утверждает, что мировая материя (пространство) беспредельна и однородна; она не имеет пустот и делима до беспредельности (это противоречило идеям возрожденной во времена Декарта античной атомистики, которая мыслила мир состоящим из неделимых частиц, разделённых пустотами). Каждую частицу материи Декарт рассматривал как инертную и пассивную массу. Движение, которое Декарт сводил к перемещению тел, возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу др. телом. Общей же причиной движения в дуалистической концепции Декарта является бог, который сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет их.
Учение Декарта о человеке также дуалистично. Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Взаимодействие между телом и душой совершается, по предположению Декарта, посредством особого органа – т. н. шишковидной железы. Из всех способностей человеческой души Декарт на первое место выдвигал волю. Главное действие аффектов, или страстей, состоит, по Декарту, в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. Сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных. Наличие сознания у животных Декарт отрицал. Будучи автоматами, лишёнными души, животные не могут думать. Тело человека (как и тело животных) представляет собой, согласно Декарту, всего лишь сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный, в силу механического воздействия на него окружающих предметов, совершать сложные движения.
Декарт исследовал строение различных органов животных, а также строение их зародышей на различных стадиях развития. Физиологические работы Декарта основаны на учении У. Гарвея о кровообращении. Он впервые попытался выяснить сущность «непроизвольных» и «произвольных» движений и описал схему рефлекторных реакций, в которой представлены центростремительная и центробежная части рефлекторной дуги. Декарт считал рефлекторными не только сокращения скелетной мускулатуры, но и многие вегетативные акты.
В круге вопросов философии, которые разрабатывал Декарт, первостепенное значение имел вопрос о методе познания. Как и Ф. Бэкон, Декарт видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека. Декарт ищет безусловно достоверное исходное основоположение для всего знания и метод, посредством которого возможно, опираясь на это основоположение, построить столь же достоверное здание всей науки. Ни этого основоположения, ни этого метода он не находит в схоластике. Поэтому исходный пункт философских рассуждений Декарта – сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающее все виды знания. Однако, как и у Бэкона, сомнение, с которого начинал Декарт, есть не убеждение агностика, а только предварительный методический приём. Можно сомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует ли моё тело. Но само моё сомнение во всяком случае существует. Сомнение же есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если, т. о., сомнение – достоверный факт, то оно существует лишь поскольку существует мышление, поскольку существую я сам в качестве мыслящего: «...Я мыслю, следовательно я существую...» (Cogito, ergo sum).
Идеализм Декарта связан с религиозными предпосылками его системы. Для доказательства реального существования мира, по Декарту, необходимо предварительно доказать существование бога. Это доказательство Декарт строил по образцу онтологического доказательства бога Ансельма Кентерберийского. Но если бог существует, то в силу его совершенства исключается возможность того, чтобы он нас обманывал. Поэтому существование объективного мира также достоверно.
В учении о познании Декарт был родоначальником рационализма, который сложился в результате наблюдений над логическим характером математического знания. Математические истины, по Декарту, совершенно достоверны, обладают всеобщностью и необходимостью, вытекающими из природы самого интеллекта. Поэтому Декарт отвёл исключительную роль в процессе познания дедукции, под которой он понимал рассуждение, опирающееся