Периодизации истории психологии
Периодизации истории психологии
В истории психологии можно выделить два периода ее существования: когда психология была частью философии и когда она стала самостоятельной наукой. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н. э.— середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй — чуть больше столетия (середина XIX в.— настоящее время). В связи с этим Ждан А.Н. разбивает эти периоды на этапы, характеризующие взгляды на природу психического. Она предлагает представленную периодизацию истории психологии лишь как один из возможных ее вариантов.
Схема периодизации истории психологии по А.Н.Ждан.
Развитие психологии в рамках философии
VI. в. до н.э. - V в. н.э.
Возникновение первых научных представлений о психике и их первоначальное развитие
Выделение науки о душе и формирование двух направлений материализма и идеализма; формирование первых эмпирических знаний о психических процессах — ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле; выделение проблемы соотношения души и тела; указание на внутреннее чувство как способ познания
Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний
Формирование томистской психологии; начало опытной методологии исследования
Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомо-физиологических знаний и великих открытий XIV—XVI вв.
Отказ от понимания души как объекта исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений; введение термина «психология»
XVII - середина XIX вв.
Выделение сознания в качестве предмета исследования и формирование теоретических основ психологии
Формирование эмпирической интроспективной и ассоциативной психологии; возникновение психофизической и психофизиологической проблем; понятие о бессознательном
Развитие психологии как самостоятельной науки
Начало XIX - 60-е гг. XIX в.
Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки
Экспериментальные методы исследования деятельности нервной системы и органов чувств; формирование психофизики; формирование психометрии; теории ощущений и восприятия
60-е гг. XIX - конец XIX в.
Возникновение и первоначальное развитие психологии как самостоятельной науки
Проникновение экспериментальных методов в психологию; формирование теоретических программ психологии; возникновение прикладных исследований в психологии; возникновение новых областей психологии
10-е - середина 30-х гг. XX в.
Открытый кризис в психологии
Возникновение школ в зарубежной психологии: бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, французской социологической школы, понимающей психологии, индивидуальной психологии, аналитической психологии и др. Возникновение советской психологии
Становление советской психологии
Создание теоретических основ психологии на основах марксистской философии: теории установки, культурно-исторической теории, теории деятельности и др.; развитие прикладных областей в отечественной психологии - психотехники и педологии; развитие естественнонаучных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов
Конец 30-х - 50-е гг.
Затухание кризиса в зарубежной психологии. Развитие советской психологии в области теории
Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др. Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельности в советской психологии. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина
60-е гг.- настоящее время
Поиски новых теоретических подходов в современной зарубежной и отечественной психологии
Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология. Дискуссии в отечественной психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.
Выделение этапов развития психологии может быть связано со сменой предмета психологии. Многие отечественные ученые разделяли исторический путь психологии именно с данных позиций (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин и др.).
За всю историю психологии было предложено лишь три основных понимания ее предмета: душа, явления сознания, поведение. Другие предметы рассматривались отдельными школами и направлениями и не признавались как основные.
Душа, как отмечал П.Я.Гальперин, признавалась всеми до начала XVIII века, задолго до того, как сложились основные представления. Душа признавалась особой причиной - первопричиной движений процессов в человеке. Все воздействие на тело были для души лишь поводами, на которых она могла отвечать «как хотела», все зависит только от ее природы, и не подлежало объяснению. Г.П.Щедровицкий считал, что начатки психологии возникают именно в теологии, где вопрос о душе являлся важным, и уже оттуда проникают затем в философию, начинают мыслиться философски.
В истории психологии прогресс в познании психического был достигнут, когда термин "душа" уступил место термину "сознание". Как отметил М.Г.Ярошевский, это оказалось не простой заменой слов, но настоящей революцией в понимании предмета психологии. Рене Декарт закладывает то понятие «сознание», которое становится центральным понятием психологии последующих столетий. Джон Локк сводит представления о сознании как о фактически данных идеях, которые можно самонаблюдать. Сознание выступало одновременно и как предмет изучения, и как объяснительный принцип. Такое понимание сознания стало основанием сомнений в его научной состоятельности. Роковым оказался вопрос о возможности объективного исследования явлений сознания. Попытки разбивались о невозможность объективно установить исходные данные: четко разграничить явления сознания выделить их компоненты, определить их интенсивность, взаимодействие представлений и т.п.
Развитие физиологии, новые представления, в которых сознание соотносилось с работой мозга, необходимость применения объективного метода привели к включению в круг явлений, подлежащих ведению психического, той формы жизни, которой дали имя "поведение". Психология как наука о поведении была направлена на преодоление субъективизма психологии сознания и вышла на пути объективного исследования.
Несостоятельность его как предмета обнаружилось по двум направлениям: несмотря на то, что поведение нечто объективное, его психологическое содержание оказалось таким недоступным объективной регистрации, как и явления сознания. Изучение поведения без явления сознания приводило либо к физиологических механизмов поведения, либо изучать механизмы поведения без физиологии, что было сделано бихевиористами в схеме соотношения стимула и реакции.
Утрата самого объекта изучения психики и сознания привел к новым попыткам построения предмета психологии. В настоящий момент вопрос о предмете психологии является вопросом, связанным с методологией различных направлений. Предмет представлен каждый раз по-разному, в нем столько системных связей, что никогда невозможно выделить того минимума, который нужно учесть, чтобы понять это явление (П.Г.Щедровицкий). В связи с этим в психологии, начиная сначала XX в. – периода так называемого «открытого» кризиса, представлены разные предметы психического как объекта.
Это задает необходимость изучения развития становления психологических школ и направлений, которые выделяют различные стороны психического и его изучением. В связи с этим может быть намечена еще одна периодизация развития психологических представлений на основе анализа развития и становления научных школ. Различных направлений понимания психического.
Под научной школой рассматривается исследовательская группа или направление изучения явления. В истории психологи первой школой принято выделять ассоциативную психологию, возникшую в XVII в. которая начала обсуждать психическое с определенной точки зрения и определенными методами. Кризис данного направления привел к появлению новых научных школ: физиологическая психология, структурная психология, психология актов, функциональная психология, описательная психология, рефлексология (XIX в.). Дальнейшие попытки построения объективной психологи, понимания предмета психического, психологическая практика привели к появлению новых школ: психоанализ, бихевиоризм, французская социологическая школа, вюрцбургская школа, гештальтпсихология, культурно-историческая психология, психология деятельности и др. С появлением категории «личности» как предмета психологии можно выделить разные теории личности. Выделение из психологии различных сторон изучения психического приводит к появлению социальной психологии, психологии народов, возрастной, педагогической, психотехники, тестологии и многих других. Современное состояние психологии характеризуется наличием многих трактовок психического, многими направлениями, которые решают различные задачи с разных позиций. Соотнесение их между собой, понимание оснований для появления определенных направлений, основные этапы их развития могут стать также одним из критериев построения периодизации истории психологии. При этом необходимо учитывать различное видение и понимание одного и того же психического феномена, которое определяется "сеткой" тех понятий, из которых сплетались различные теории. Следует соотнести эти структуры с "коммуникативными сетями", актами общения как стимуляторами преобразования знания, рождения новых проблем и идей. Поэтому очень важно рассматривать и основные дискуссии, которые разворачивались межу школами, в качестве ключевых моментов развития психологического знания.
Рассматривая историю психологии в рамках развития представлений человека о мире, возможно построение периодизации психологического знания на основе выделения картин мира. Представление об устройстве мира, о месте человека в мире, выделение основных принципов описания строения и функционирования мира приводит на разных исторических этапах к определенной картине мира, способу переживания этого мира.
М.Г.Ярошевский предлагает рассматривать смену картин научного познания, которые определяли выделение различных факторов объяснения психического. Сложившееся в Новое время механистическая картина мира привела к рассмотрению организма как своего рода машины, механизма. Реакции организма объяснялись воздействием внешнего импульса на нервную систему и ее ответным действием. Психическое в большинстве своих проявлений также объяснялось механическими реакциями на внешние воздействия.
В середине XIX века учение Дарвина коренным образом изменило объяснение жизни организма. Оно доказало зависимость всех функций (в том числе психических) от наследственности, изменчивости и приспособления (адаптации) к внешней среде. Психика не могла бы возникнуть и развиться, если бы не имела реальной ценности в борьбе за существование.
Изучение деятельности органов чувств, скорости психических процессов, ассоциаций, чувствований и мышечных реакций, основанное на эксперименте и количественном измерении, позволило открыть особую психическую причинность. Тогда и возникла психология как самостоятельная наука.
Становление социологии привело к новому пониманию психических явлений как обусловленных общественным сознанием, историческими изменениями общественных отношений.
В середине XX века к новым идеям и открытиям привела кибернетика, с ее понятиями об информации, саморегуляции поведения системы, обратной связи, программировании, в связи с чем появляются концепции психического, например, когнитивная психология, информационная теория и др.
При этом можно расширить понимание картины мира до мировоззрения человека в ту или иную эпоху. В таком случае выделение этапов психологического знания предполагает соотнесение с психологическими особенностями людей, живших, творивших в определенную эпоху. Данными вопросами занимается историческая психология.
Как можно видеть, представленные периодизации рассматривают исторический процесс с разных точек зрения. Они не отменяют друг друга, а являются уточняющими. Мы при рассмотрении становления психологического взгляда будем опираться на выделение предмета психического и трактовки его различными направлениями в определенные исторические эпохи.
11) Основные периоды развития мировой психологической мысли.
Психология прошла длинный путь развития, менялось понимание объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы развития психологии как науки.
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно, поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
Психология — наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Чтобы более четко представлять путь развития психологии как науки, кратко рассмотрим основные ее этапы и направления.
1. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. анима — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
2. Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма. Так, материалисты-философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.
3. Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427-347 гг. до н. э.), который был учеником и последователем Сократа, душа — это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа — это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании — воля) и вожделения (мотивация).
Разум размещается в голове, мужество — в груди, вожделение — в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный "мир идей". Поскольку душа — самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье больше, чем о здоровье тела. В зависимости от того, какой образ жизни вел человек, после его смерти его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир, в мир идей, который существует вне материи и вне индивидуального сознания. "Не стыдно ли людям заботиться о деньгах, о славе и почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была лучше?" — спрашивают Сократ и Платон.
4. Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к ней феномена. Душа, или "психе", — это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Так и душа человека — это сущность живого тела, это осуществление его бытия, — считал Аристотель. Главная функция души, по Аристотелю, — реализация биологического существования организма. Центр, "психе", находится в сердце, куда поступают впечатления от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной. Высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа". Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциаций психических явлений. Аристотель считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка. Таким образом, на первом этапе психология выступала как наука о душе.
5. В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъествественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.
Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.
6. С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология стала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: "Тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим". Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт создал теорию, объясняющую поведение на основе механистической модели. Согласно этой модели, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозгу, которые эти нервы расширяют, что позволяет "животным душам", находящимся в мозгу, вытекать по тончайшим трубочкам — двигательным нервам — в мышцы, которые надуваются, что приводит к отдергиванию конечности, подвергнувшейся раздражению, или заставляет совершать то или иное действие. Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Это декартовский дуализм — тело, действующее механически, и управляющая им "разумная душа", локализованная в головном мозгу. Таким образом, понятие "Душа" стало превращаться в понятие "Разум", а позднее — в понятие "Сознание". Знаменитая декартовская фраза "Я мыслю, значит я существую" стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе — это его собственное сознание. Существование сознания — главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология — она сделала своим предметом сознание.
7. Попытку вновь соединить тело и душу человека, раз деленные учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи).
Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
Мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным, и в значительной степени присуще человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека.
8. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных "малых перцепций" (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
9. Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII века X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие "ассоциации" — связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир. Изучение взаимоотношений души и тела при этом окончательно уступает изучению умственной деятельности и сознания.
Локк считал, что существует два источника всех знаний человека: первый источник — это объекты внешнего мира, второй — деятельность собственного ума человека. Деятельность ума, мышления познается с помощью особого внутреннего чувства — рефлексии. Рефлексия — по Локку — это "наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность", это направленность внимания человека на деятельность собственной души. Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого уровня — восприятия, мысли, желания (они есть у каждого человека и ребенка); процессы второго уровня — наблюдение или "созерцание" этих восприятий, мыслей, желаний (это есть только у зрелых людей, которые размышляют над самими собой, познают свои душевные переживания и состояния). Этот метод интроспекции становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей.
10. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.
Вскоре, в 1885 г., В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.
В области сознания, полагал Вундт, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. "Психология — это наука о структурах сознания" — это направление назвали структуралистский подход. Использовали метод интроспекции, самонаблюдения.
Один психолог сравнивал картину сознания с цветущим лугом: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания — все это может находиться в сознании одновременно. В поле сознания выделяется особенно ясная и отчетливая область — "поле внимания", "фокус сознания"; за пределами ее находится область, содержания которой неотчетливы, смутны, нерасчлененны — это "периферия сознания". Содержания сознания, заполняющие обе описанные области сознания, находятся в непрерывном движении. Эксперименты Вундта с метрономом показали, что монотонные щелчки метронома в восприятии человека непроизвольно ритмизуются, т. е. сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. Вундт пытался изучать такую характеристику сознания, как его объем. Эксперимент показал, что ряд из восьми двойных ударов метронома (или из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания. Вундт считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения являются объективными элементами сознания. Есть еще и субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил три пары субъективных элементов: удовольствие — неудовольствие, возбуждение — успокоение, напряжение — разрядка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость — это удовольствие и возбуждение, надежда — удовольствие и напряжение, страх — неудовольствие и напряжение.
Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м гг. XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.
11. Функционалистский подход. Американский психолог У. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. "Психология — это наука о функциях сознания", согласно функционалистам. Они использовали методы интроспекции, самонаблюдения, фиксации времени решения задач.
Джеймс отразил в понятии "поток сознания" — процесс движения сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний. Процессы сознания делятся на два больших класса: одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые процессы называются непроизвольными, вторые — произвольными.
12. Основоположником отечественной научной психологии, считается И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема та же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку "вырвать" психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.
13. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862—1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-1927). Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
13. Бихевиористский подход. Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения. Объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Каждой ситуации соответствует определенное поведение, которое следует объективно фиксировать. "Психология — это наука о поведении", а все понятия, связанные с сознанием, следует изгнать из научной психологии. "Выражение "ребенок боится собаки" в научном плане не означает ничего, необходимы объективные описания: "слезы и дрожь у ребенка усиливаются, когда к нему приближается собака. Новые формы поведения появляются в результате образования условных рефлексов (обусловливание) (Уотсон). Любое поведение определяется своими последствиями (Скиннер). Человеческие действия формируются под влиянием социальной среды, человек полностью от нее зависим. Человек склонен также подражать поведению других людей, с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него самого (Бандура). Основные идеи бихевиоризма рассмотрим в следующих разделах.
Важными заслугами бихевиоризма являются: внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.
Основной недостаток бихевиоризма — в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самоопределения личности.
14. "Гештальтпсихология" возникла в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, В. Келера и К, Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации.
Понятие о гештальте (от нем. "форма") зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась "первичность" их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит^ в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации и в действиях, которые соответствуют этим требованиям (В. Келер). Построение сложного психического образа происходит в инсайте — особом психическом акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Свои положения Гештальт психология противопоставила также бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором "слепых" двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.
15. В начале XX в. в психологии возникло направление психоанализа, или фрейдизма. 3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности.
Психоаналитическое направление обратило усиленное внимание на изучение неосознаваемых психических процессов. Неосознаваемые процессы можно разбить на два больших класса: 1 — неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматические действия и автоматизированные навыки, явления неосознаваемой установки); 2 — неосознаваемые побудители сознательных действий (именно это интенсивно исследовал Фрейд — импульсы бессознательной области психики (влечения, вытесненные желания, переживания) оказывают сильное влияние на действия и состояния человека, хотя человек не подозревает этого и часто сам не знает, почему он совершает то или иное действие). Бессознательные представления с трудом переходят в сознание, практически оставаясь неосознанными вследствие работы двух механизмов — механизмов вытеснения и сопротивления. Сознание оказывает им сопротивление, т. е. человек не пропускает в сознание всю правду о себе. Поэтому бессознательные представления, имея большой энергетический заряд, прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму (три формы проявления бессознательного — сновидения, ошибочные действия — оговорки, описки, забывание вещей, невротические симптомы).
16. Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Салливен и Э. Фромм — реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты). Человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен), влияния соцэкономической структуры общества (Фромм).
17. Представители когнитивной психологии У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям (от лат. cognito — знание). Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления.
18. Гуманистическая психология — ее виднейшие представители Г. Олпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека.
Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого "Я". Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл — именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. Как отмечает В. Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни человек испытывает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи.
19. Своеобразной ветвью гуманистической психологии можно также считать духовную (христиан<