Эпистемологического анархизм является следствием двух принципов: принцип полиферации (размножение теорий) и принципа несоизмеримости.
Фейерабенд: старые теории нельзя вывести из новых теорий, смысл и значение теоретических терминов определяется всеми их связями в системе теории.
Полиферация – нужно изобретать теории и концепции, несовместимые с существующими и общепризнанными теориями. Каждый чел должен создавать свою новую теорию.
Несоизмеримость – теории невозможно сравнивать, этот принцип защищает любую теорию от внешней критики со стороны др теорий.
Соединение двух принципов образует методологическую основу анархизма.
Анализ истории науки: ученые, делая великие научные открытия, часто действовали и вынуждены были действовать в противоречии с сущ методологич нормами (Эйнштейн и Бор). Отмечает, что ученый должен сравнивать идеи с др идеями, а не с опытом, стараться улучшить те концепции. Он за принципиальную нерегулируемость познавательного процесса, наличие неравномерности в научн познании позволяет говорить о хаотичности развития науки; случайному росту знания никакая методология не нужна.
Идея теоретического реализма: опыт есть всегда теоретически нагруженный опыт. Принятие ученым той или иной теории обуславливает его интерпретацию эмпирического материала.
Периоды борьбы альтернатив – самые плодотворные периоды в истории науки.
Принцип теоретического упорства – сохранение имеющихся теорий, можно игнорироват контрпримеры к данной теории.
Фейерабенд отличает свой анархизм от политического, где имеется определенная полит программа, анархист стремится уничтожить опр формы организ общества. Ф. выступал против универсальных норм, законов, идей, такие как истина, разум, любовь. Отличие науки от мифа: миф (догматизм, монизм, фанатизм и нетерпимость к критике), а наука (терпимость, критицизм, плюрализм идей).
(Степин В.С.): В процессе исторического развития научн дисциплины старые теории не отбрасываются, а переформулир (исторические изменения языка классич механики, сейчас ньютоновский язык не используется, а используется Гамильтона). Акцент на проблему исторического изменения научн рациональности, идеалов и норм научн исследования – не следует стремиться к устанвол каких бы то ни было методологич правил и норм. Между наукой, религией и мифом нет никакой разницы по мнению Ф. Но из того факта, что наука, религия, исскуство – феномены культуры, не следует их тождества, как из факта, что земля и юпитер - планеты солнечной системы.
Семинар Оренбурга:
Пол Фейерабенд(1924-1994)
У него был принцип «anything goes” (всё сгодится). Для Фейерабенда проблемы демаркации, единый или нте, этим всё не надо заморачиваться.
Anything goes: Научно всё то, что способствует решению задачи (прагматический критерий).
Человеческое мышление должно быть полностью свободным, то есть никаких жёстких границ между религией метафизикой и наукой для него нет. В свободном обществе есть свободное мышление. Можно предлагать самые абсурдные гипотезы и теории.Не позволяет теория это сделать – значит дурацкая теория.
Этот принцип он выставлял как свободу духа.
Он назвал свою позицию методологический анархизм.
Фейерабенд – это завершение постпозитивизма.
Это перввый блок проблем.
Теперь второй блок проблем:
Проблема идеологии и науки
Вопрос 52. Образ науки в постмодернизме.
- пост модерн – 70-80 г. 20 века – специфическая философия искусства возникшая из духа модернизма, направления искусства и литературы конца 19 века
- сторонники: Лиотар, поздний Фуко, Деррида, Делез, Бодрийяр, Эко. То, что многие из них филологи определяет интерес постмодерна к тексту
-а постмодерн – переход от модерна к современности. Модерн – рациональный менталитет 18 века. Черты модерного общества: индустриализация, урбанизация, массовость, стандартизация, индивидуализм, ценности свободы, равенства и т.д. Постмодерн – переход от производства вещей к производству знаков, символов, информации. Черты постмодерна: толерантность и свобода, отказ от универсализма (гранд-нарративов), провокативный образ науки, новые нарративы (перфоманс – ситуативность, симулакр – творческий монтаж имитированной реальности, эффективность вместо истины, язык и коммуникативность.
- постмодернизм предполагает критику классического рационализма и переход к лингвистической парадигме философии, основано на релятивизме, субъективизме и антитеоретизме
- новый язык философии – текст
- принцип деконструкции (Деррида). Размывание границ между философией, литературой, физикой и т.д. Предшествующая философия – письменность. Взгляд на философию как на литературу.
- новая рациональность – иррационализм, выросший из признания символической реальности наряду с материальной и идеальной.
- крушение антропологической доктрины модерна. Человек свободен. Любая общественная норма – насилие, если она не разделяется индивидомю «Забудьте то, чему Вас учили и начинайте с мечты». Деконструкция человека – ценностный плюрализм. Человек – шизоид, следующий своим желаниям и несвязанный нормами.
- история не имеет единого основания. Уничтожает все законы истории, на их месте – «общество спектакля». Конец истории, социальности (Фуко, Бодрийяр). Не существует преемственности эпох. История зависит от интерпретатора, рассказчика. Отрицание прогресса. Хаотизация истории: нет единого исторического процесса, отсутствие целей, многочисленные девиации.
Образ науки:
1) эстетизация науки (эстетические оценки исследования и его результатов);
2) нет структуры знания, нет границ между науками, везде есть текст и информация, везде творчество, просто разные его типы;
3) нет разграничения науки и ненаучного знания;
4) отказ от идеи истины → у науки нет преимущества (которое было с 17 до сер. 20 в.), наука – это создание нового описания;
5) нет системы однозначных понятий;
6) симулякр – копия без образца, это весь мир, нет ничего реального;
7) отказ от идеи прогресса;
8) плюрализм требует отказа от рациональных установок, чтобы не было оценок «хорошо-плохо» → толерантность. + Отказ от религиозных установок и общих ценностей;
9) исследование как игра – свободно и бесконечно;
10) смысл текста складывается сам при чтении текста (а не заложен автором, как считалось раньше).
Материалы по вопросу и в целом по предметы из лекций (Кочергин):
Современная наука
-прежде договорим о том, о чем в прошлы раз недоговорили - перспектива развития гумманитарныйх наук. Раздел связанный с пониманием сущности человека
-человечество не разобралось откуда мы, зачем мы, куда идем, какова наша ответственность, наше значение в масштабах космоса
-мы плохо представляем себе и общество в котором живем - первым об этом из властьимущих сказал Андропов - "Мы не знаем общество в котором мы живем". ! Не зная общества в котором мы жили в ссср - это привело к тому что оно рухнула. И не узная нашего сегодняшнего общества - оно тоже рухнет. Если не безразлична судьба общества в котором живем - надо знать
Сформировалось новое поколение, с новыми ценностями, с новыми идеалами. Каким вы видите общество, таким оно и будет. Или по вашему деланию, а если вы устранитесь от стремления построить симпатичное вам общество то его построят другие по своим лекалам, которые могут не совпадать с вашими, но в таком обществе жить не уютно.
Поэтому многие мыслители сделали вывод, что 21 век должен стать веком социально-гуманитарных наук, или гибель цивилизации более чем вероятная. Знаменитый украинский педагог Сухомлинский назвал наш век веком человеческих отношений. Главная глобальная проблема с моей точки зрения - коммуникационная. Сможем ли мы договариваться как решать проблемы не прибегая к силовым методам. Вот в чем гамлетовский вопрос - быть или не быть цивилизации. И чтобы не просто азяли на заметку , а смогли глубинно пережить ибо будущее вам должно принадлежать.
Чтобы потом не повторятся маленькая вставка. Для этого главное нужно научится понимать позиции друг друга на принципе сочувствия. Без понимания позиции противника договорится с ним невозможно. Поэтому образ жизни должен быть погружен в диалогический дискурс. А диалог взаимная уступчивость, но которая должна на равных осуществляться а не с позиции силы
-в ближайший понедельник в 16.00, в 610 аудитории состоится методологический семинар(выступит профессор лингвистического факультета - Черненко. Профессор Черненко удивительная женщина - выступает с удивительной программой в наук. Дело в том что современные проблемы системны, они не решаются с позицией одной науки, они межпридметны. Ее идея - наука сегодня нуждается в построении языков межпредметного общения. Наскольо мне известно коллеги н стремятся проникаться этой темой, с какой стати работать на какого-то? В своей науке я авторитет. Для этого нужно создавать большие коллективы
Вдобавок к пониманию, но это уже детали - чего не советую делать. Извините, говорят что советы дают когда о них просят. Но поскольку отринутая ельциноф функция воспитания возвращается в учебные заведения, позволю дать несколько советов
2 вещи считаю смертным грехом:
1)предательство
2)хамство
!человек перед хамством беззащитен. Что он может сделать? Дать в морду? В каталашку посадят.
Он(21.30) говорил - если ты видишь, что мужчина обижает женщину - ты должен дать в морду - иначе ты не мужчина. Потому что иначе воздействовать на хама невозможно(раньше были дуэли
Еще по мелочи:
1)!никуда и никогда не опоздывайте!!! Это должен быть стиль вашей личной жизни
2)!!!и не жить в долг
Давайте посмотрим на наше общество
Экономика
-на что ориентирована наша экономика начиная с советской власти - на материальный продукт или на человека? При советсткой власти все измерялось чем? Не счастьем человека, а километрами, кубометрами, тоннами. Проложенными дорогами..Разве мы живем ради тонн, километров, кубометров?
Сколько стоит жизнь, насколько она священна в нашем обществе. Самая богатая страна по ресурсам(1/3 всех ресурсов), мы самодостаточны. 74 место в мире по зарплатам, 24 млн. людей живут ниже прожиточного мининимума - при наших богатствах это же позор. 1 процент населения владеет 71 процентами ценностей. Сколько раз обещала нынешняя власть предоставить современное жилье ветеранам вов. Как подходит 9 мая все обещают. А до сих пор многие ветераны в развалюхах сельских обитают. К сожалению опыт решения таких дел у нас заканчивается Сердюковчиной. Как может быть чтобы обвиняемый пошел на сотрудничество со следствием и выдал всех пособников, так его осудили, а их нет. Закон тогда только закон когда он один и для всех. А если есть исключения - это не закон. Как же так юридическая наука позволяет это делать, ведь все это делается на законном основании - но тогда что это за закон
Мы просим у других стран инвестиции, в то время как наши олигархи вывозят миллиарды за границу не вкладывая в собственное национальное хозяйство, а вкладывая в хозяйство других. В том числе из-за слабости современной юридической науки
Почему до сих пор не проводится радикальных структурных реформ. Почему до сих пор толкуем сырьем, а не высокотехнологической продукции. Ведь нелепо продавать лес, а мебель покупать у наших покупателем. Тем кто изготовляет компьютеры - им продаем сталь, а у них покупаем технологичный продукт. Такая ситуация из-за того что олигархату это выгодно. Можно зафиксировать факт отсутствия элиты экономической у которой отсутствует интерес в развитии отечественной производительности
Министр советский иностранных дел приехал в США - какие у ссср желания, интересы и где красная черта через которую не позволит ссср переступить - министр ответил что у нас нет национальных интересов
Я нн буду больше говорить про экономику, я привел нсколько примеров. Здесь важно было бы экономистам выстроить их в виде системы - и выяснить кого мы собираемся на выборах пускать во власть
Социальная сфера
-вы когда нибудь слышали чтобы власть отчитывалась перед вами? Был хоть один референдум прроведен? Тогда выражение - власть у народа - это фикция. В определенных условиях вертикаль власти необходима. Она была необходима чтобы устранить остатки Ельцинизма. Но разве можно эту вертикаль распространять на века. Это же лишает самостоятельности местную власть. Молятся на верховную власть, но сами то лучше знают свои дела
Для власти очень важно улавливать меру соответствия реальности той или иной степени вертикали власти с развития местного самоуправлениЯ(по Солженицину). И талант связан именно с умением улавливать меру
Что такое культура вообще? Что такое мудрость вообще? Это знание меры и умение ею пользоваться везде и во всем. Не крайности! А именно гармония крайностей. Без этого очень трудно руководить государством - особенно на поворотах. Мастерство шофера проявляется на поворотах. Это нелегкая задача и решение ее обременено разными событиями. Когда пришел Путин, он был обременен многими скрепами(тех не трогать..). Трудно конечно такие решения принимать-но если их не принимать-все равно неизбежна гибель системы. Видимо эра героев прошла. Ведь герой умирал ради интересов системы а не личных, а сейчас наоборот. Вы помните фильм коммунист, с Урбанском в главной роли. Найдите мне такого Урбанского сейчас во власти.
Я не говорю о том что образовался критический разрыв в доходах, не говорю о коррупции, цены растут, зарплаты тоже, но у чиновников. Разрыв фиксируется все больше и больше. Услуги жкх увеличиваются. Оказывается многие компании увеличивают плату по сравнению с необходимой на 200 процентов. Государство от этого регулирование ушло, а на его место пришло жулье. Сейчас госконтроль снят и непонятно что дают в столовых и ресторанах. Я не уверен что там дают. Лично я не пользуюсь никакими кафе, никакими частными заведениями-доверять нельзя. Бизнес и жульничество - братья-близнецы. Мера жульничества может быть разная в зависимости от общественного контроля. Почему медицинская наука молчит что опасно пользоваться таким общепитом. А правовая - почему не берегут законы трудящихся. Чиновничество-система которую мы создали при Ельцине. Это не мои определения, а придуманы давно - капитализм олигархический, бандитский. Поэтому может быть н случайно у нас в конституции отсутствует статья свидетельствующая о том какое государство мы строим. Исходя из того что вся политика, вся жизнь при ссср была в значительной мере идеологизирована и это правда. Но разве на этом основании можно лишать страну собственной идеологии защищающей интересы страны. Разве может государство жить без собственной идеологии выражающей его интересы. Что происходит в политической сфере? Представьте себе царскую Россию - многонациональная, многокультурна бочка - какими обручами сдерживалась -?-Уваров-православие, самодержавие, народность. Большевики когда пришли - сбросили обручи? Нет заменили новыми -
Марксизм, руководящая роль партии, пролетарский интернационализм. Ссср распался когда совсем сбросили обручи. В 90-х обратились в академию наук - искусственно разработать? Глупость какая. Обручи вырабатываются естественно, самой историей. Нельзя на поворотах сбрасывать эти обручи. !Китай занял то место который занимал ссср(благодаря идеологии)-за те 20 лет когда мы страну свою разрушали. Нужно возвращать позиции применительно к новым условиям.
Возьмем сферу образования.
Некоторые показатели:
-при ссср на международных олимпиадах по разным наукам какие наши ребята занимали? Первые, а сейчас в 20-ку не попадаем. А потому что стали некритически принимать опыт других. Примеры: бакалавриат, магистратура; егэ. Одна из учительниц обратилась к Говорухину чтобы он передал президенту - протоны будут падать у нас до тех пор пока будет егэ. Спросили Путина - ты сам какой хотел бы экзамен здавать егэ или устный. Он сказал - устный. Что толку? Память только проверять. Ведь это же оболванивание. По хай теку в мире мы занимаем полтора процента. Венчурный капитал - (вкладывается в разработку иссследовательских программ)-доля американцев была 80 процентов. Узнал в Беркли в беседах, что в оборонке, в силиконовой долине работает 50 процентов выпускников наших вузов. А мозги то утекают до сих пор. А почему? Не находят места? А почему? А потребности в них нет. Ведь олигарху выгодно выжать максимум из того что есть. Утекают не только мозги, но утекает и красота. Об этом говорит анализ проституции в западных странах. В барделе много представителей наших. А дурнушек туда не берут.
Пример из личного опыта по поводу образования - принимаю, это было не в мгу, а куда меняя пригласили совместительствовать - технический университет. Тест, вопрос, кто сформулировал принцип предустановленной гармонии. Варианты:маркс, гегель, лейбниц. Он отвечает - Лейбниц. Я говорю правильно. Я спрашиваю а кто такой Лейбниц, а что означает принцип - а он не знает
Вытеснение литературы, уменьшение часов на русский. Но это ведь.. А чем замещают? Православным учением. Предыдущий министр спал и мечтал убрать философию из системы образования. Сейчас дальнейшая атака на философию под каким соусом? Уменьшается количество журналов вак в котором философы могут публиковать свои статьи. Но сейчас же переломный период, философия архи важна. Ее рывком убрать не решились. Вытесняют постепенно. Носителю власти философия не важна, для него важен статус кво. Умный властитель всегда критику держал при себе - чтобы вовремя указали на недостатки власти, чтобы меры вовремя принимать. Директор института философии в свое время сказал что мы с властью несогласны но ничего не можем с этим сделать. Как мужчина по отношении к женщине ведет так как она себя позволяет, также власть относится к народу. Это же нужно анализировать, изучать. Социология может здесь сыграть огромную роль. Философия ответственна за состояние общественного сознания. Мы все за это ответственны. Больше не буду приводить примеров по этому поводу
Вообще говоря я не собирался продолжать лекцию в этом ключе, но понимаете ссылки на необходимость разработки разного рода концепций из сферы социально гумманитарных без указания на конкретные примеры ведь ничего не дает. Поэтому для осмысления темы будующих социально-гуманитарных наук - мне захотелось показать положение существующие и к рпинятию мер. Надежда, что это хоть в какой то мере проникнет в глубины вашего сознания и это отразится в вашей научной и преподавательской работе. Если да - то я задачу выполнил, а если нет - прказатель уровня развития рефлексивности нашего сознания. Мы не подвергаем рефлексии наше сознание. Задача философии - учить пониманию происходящего, а это возможно только благодаря постоянной рефлексией. Занятия рефлексией и саморефлексией вещь психологически не слишком приятная, но чтобы знать правду вещь совершенно необходимая.
25.03.17, 2-я часть
СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
-можно ли быть понятным или понятым? Можно ли понять не понятное. Нужно чтобы не понятно было народу, а народом было понято
-было сделано возражение касательно - как понимать человека? Мне-т казалось что моя точка зрения совпадает с мнением оппонента. Тезисы о Фейербахе Маркса - 6-ой тезис гласит - человек не есть абстракт присущий индивиду, а часть общественных отношений. Я е понимал сос туденческих лет что человек есть совокупность общественных отношений. Человека надо рассматривать глубже вместе с его психикой. Пример с Сократом - если бы его сейчас встретили - нашли бы о чем поговорить. Я всегда размышлял - или Маркс Фейербаха не понял, или это были его заметки, которые мы возвели в принцип. В чем проблема? Как бы поаккуратней выразить ее. Если вы смогли с Сократом поговорить - значит есть какой то инвариант, что то неизменное, что передается в поколениях, что не является сугубо социальным. А антропологический компонент. Для меня человек существо не только социальное, но и биологическое. Я был председателем обкома и был между молотом и накавальней. Но обязан был принимать определенные решения. И осмысливаю почему принял такое решение а не другое. Никогда это решение не было в отрыве от моей психике. Поэтому мне кажется что я стою как раз на точке зрения психолога
Ответ на вопрос из аудитории. Культурный код. Если я хочу чтобы мои дети были русскими - они должны освоить русскую культуру - а это во многом русский язык и литература. И сужая эти предметы. Есть у человека что-то генетическое
Для характеристики эпохи. Представим себе столб развития цивилизации. Выберем определенные этапы. Возьмем за основу. Системы могут сохранятся только развиваясь. Так и социальная система - как только прекращается развитие - система исчезает
Античность:
-наличие нескольких цивилизаций
!когда советский союз распался - когда страной из Москвы оказалось невозможным
2-ой срез - эпоха первоначального накопления капитала. Кто-то побывал в Индии и попробовал пряности. Стали подумать как экспедиции по морю совершать чтобы привозить эти пряности. За купцами - миссионеры, военные. Мир расширился стало много цивилизаций. Но функция управления осталась по прежнему.
А теперь посмотрим на современный срез - мир предстал ед нами как взаимосвязанный, взаимозависимый, непредсказуемый в своем развитии, а потому опасный. И впервые функция управления стала общезначимой.
Высказывание: "Человеческая цивилизация - тупиковая ветвь эволюции себя пожирающая". То есть мы выйдя из животного мира стали не укреплять его а разрушать. Люди в основном занимаются удовлетворением своих материальных прихотей и борьбой за них. Увы, таковы мы до сих пор. Мы такие какие есть. Это определяет характер эпохи, ее противоречия. В это вмешался еще процесс глобализации. Это процесс естественный. Каждая страна цивилизация имеет преимущества в чем то одном, и ей выгодно обмениваться с другой цивилизацией.
2 профессора нашего университета: один говорит: глобализация это процесс начавшийся с момента появления человеческого общества и до сегодня. Другой - процесс начавшийся в начале 20 века - когда крупные страны стали использовать глобализацию в своих интересах. Это правильно и не правильно. Нужно разделять эту трактовку и как целостный процесс, и как часть этого процесса.
Под этим углом зрения и рассмотрим особенности современной науки - сложившиеся социальная система основанная на конкуренции - толкает
-легко сделать вывод о том, что решающим фактором повышающим конкурентоспособность - что является? Для нас наука является фактором национальной безопасности. До тех пор пока не разовьем науку до такой степени, чтобы был такой хай-тек который бы позволил выжить в условиях конкуренции.
В чем характер развития русской науки от западной? Западная наука была предельно практичной-там быстро знания приспосабливали к практике. Русская наука больше интересовалась глобальными проблемами. Связь с бизнесом практически отсутствовала(и в этом была слабость нашей науки). Пример, который приводил - получает нобелевскую премию Прохоров, Басов.. Тот запотентовал, а наши нет. Он продал его фирме, и обеспечил себя. А наши ничего не сделали. Гидроразрыв изобрели мы, но не запатентовали. А теперь покупаем на Западе
Важны не просто разрозненные знания - а в условиях в которых живем - нужно знать целостность. Здесь русский синтез может быть более подходящим, чем западный анализ
Взаимосвязь всех сфер привело к тому, что исчезло понятие части. В этих условиях чтобы понять что значит отдельный фрагмент который мы называем частью..
Проблемы стали системными, поэтому нужен системный подход
Рассмотрим некоторые особенности(системно не буду)
-оговорка - сейчас модно стало говорить о системных исследованиях но для этого нужно использовать системные средства:
1)как в математике
2)как в языке тернарного описания(он уже не матиматический, но еще не описательный)
3)Урманцев - через понятие (?системности)
!большая ответственность, поэтому лучше назвать "комплексное" исследование
!понял, что главное в науке - не самоутверждение, а в истине. Если хотите стать настоящим ученым - сильно не выпячивайтесь. Если главное не истина, то нет и науки
Первый тезис Маркса о Фейербахе - все предшествующие системы рассматривали мир как объект независимый от человека. А его нужно рассматривать субъективно. Маркс имел ввиду - истина есть функция объекта и субъекта. Познает человек - познание это сугубо человеческая функция. Мы не знаем другого познающего субъекта. Мы видим мир не таким каким он существует сам по себе, а таким каким он отразился в тех средствах в которых мы его исследуем. Для современной науки ясно, что человеческий фактор из научного исследования принципиально не исключим. Мы исследуем мир с точностью до используемых средств. Когда в лингвистике произошел переворот. Поняли что язык не просто средство общения, а способ создания новых общественных отношений. Академическая симантика утверждала следующее: люди навудумывали разных слов в соответствии с которыми и ведут себя. Классы, классовая борьба, революция.. Со студенческих лет твердо усвоил одно из положений Ленина-идеализм есть чепуха лишь с точки зрения грубого материализма, а сточки зрения другого - в каждом субъективном есть рациональное зерно. Они назвали это тиранией слов! А какое возражение этому можно привести?
Предположим что вам кто-то досадил - вы ведь его поступок квалифицируете как подонство - разрываетет связи. Но можно квалифицировать как поступок недостойный культурного человека - тогда сохранить производственные, отсекая личностные отношения. Это пример как язык влияет на социальные отношения.
Смысл решения коммуникационной проблемы - внедрение диалогического дискурса, а это предполагает внедрение слов с разным значением. У разных систем у идеологических.. могут быть сакральные ценности. А они не допускают наезда на себя. Пример - религия. Возникла как базис запрещающий проявление животного инстинкта превратилась в ..
В чем было значение христианства, почему в веру стали обращаться в массовом порядке? Если око за око - убийство, насилие, зло будет бесконечным. А прощение позволяет разорвать цепочку.
Принципиальная неустроенность человеческого фактора из познания и его результата. Декарт и Бэкон - знания абсолютно тождественно своему объекту и оно исторически не меняется, поскольку оно отражает абсолютно. А позже историческая наука стала включать в результат человеческие ценности. Истина не тождественна своему объекту. Могут быть разные трактовки истины. Например, волновая и корпускулярная теория света. Отсюда единой теории истина у нас нет, а есть разные точки зрения. Оказалось что доказать соответствие истины объекта - трудно. После появилась прагматическая концепция истины - то что полезно. Консенсуссная парадигма - соглашение. Конвенционалистская - процедура обсуждения. Например, следователь, через прослушку установил что подозреваемый виновен в совершении преступления. Но суд отвергает это доказательство, потому что не соблюдена форма. Под истиной понимается то, что соответствует процессуальной форме(а не то что было в действительности)
Наконец, появилась формальная теория истины - вообще отрицающая.
Особенности:
-резкое повышение методологических
Учитывая масштаб современных научных исследований, выбор неверной методологии оборачивается растрачиванием финансового, человеческого, экономического фактора. Мы знаем какие проблемы надо решать, но не знаем как
!в существующих условиях вред узости методологической культуры специалиста прямо пропорционален месту его в социальной иерархии. Принятое неверное методологическое решение может обернуться растратой огромных средств. Поэтому мораль сей басни такова - большую роль уделять методологии. Не увлекаться сиюминутными достижениями и ухудшениями - а делать акцент на перспективу, на долговременность
Если нверная методология - общие затраты не десятки, а сотни миллиардов. Поэтому руководитель соответствующего ранга должен обладать необходимым запасом методологической культуры. Его коллега предложила (Розанова) создать банк образцов методологической деятельности. Какие методики помогали выдающимся людям решать проблемы, методов для решения которых не было
Глобальный эволюционизм и глобальный историзм
-историзм больше к истории, глобализм к естественным
-понять сущность изучаемого являения и тем более предсказать его последствия можно только с учетом его истории
-глобальный эволюционизм изучающий например геологические процессы - можно эти процессы понять изучая не только геологическую историю земли. Геологическая история является только этапом глобальной эволюции. Ее невозможно понять без анализа солнечной системы, последнюю невозможно понять в масштабах всего космоса
Мысль Вернадского заключалась в создании ноосферы. Не бытие определяет сознание, а сознание бытие. Считал что человек сможет стать у руля управлением космическим эволюционным процессом - а это значит стать Господом Богом. Я с этим не согласен
К этому добавлю - комиссия оон под руководством премьер-министра разработала проект экологической защиты - нужно добится того что развитие промышленности должно быть поддерживающим. Наши перевели и узаконили как устойчивое развитие. Никита Николаевич сформулировал другой термин - мы жители нашего дома, называемого биосферой. Должны брать из нее ровно столько - сколько необходимо. Это коэволюционное развитие. Максиму Горькому принадлежит тезис - культура - это организованное насилие над природой. Поэтому брать от природы столько сколько нужно для увеличения количества и качества потребления - это может привести к концу человечества
Язык должен быть дополнен 2-мя языками:
1)(1.02)
2)не брать больше(коэволюционный)
Математизация:
-Поль Ламарк - наука только тогда
-почему совершенствование науки достигается только с использованием математики?
В чем проблема тут? Проблема в том - существующий математический апарат был выработан для нужд механики, где количество переменных не значительно. А современная наука имеет дело с вариабельными. Для решения современных проблем нужен новый аппарат.
Компьютеризация
-если машина делает что и человек - значит машина мысли? Все разделились на 2 группы. Кто согласен, и кто против. Я при защите своей диссертации победил(был против и Колмогоров и другие,
-в 1870 году будучи студентом Френсис Гутри сформулировал проблему 4 красок
-представьте себе это географическая карта - сколько нужно красок, чтобы раскрасить страны так, чтобы они цвета не повторялись. Все математики 20 века пытались решить эту проблему - не смогли. А Апель и Хакен на основе программы Хиша решили эту проблему. Он педположил, что 4. А когда прогнали программу - машина выдала, что 4. В математике каждое положение должно быть верифицируемо, доказано. А среди параметров математики - должна присутствовать проверяемость. Программа осуществлялась на основе 3 самых мощных тогда эвм паралельно соединеных, работала больше 1000 часов
Другие математики признали, что это математика, но особенная. Она вероятностная.
-количество задач неразрешимых задач без эвм все возрастает.
Взаимодействие наук
-раньше стихийно существлялась, сейчас как фактор их развития. Современное состояние - выгода от взаимодействия обоюдная
Перечисленных примеров хватает для вывода о том что наука стала объектом пристального внимания ученых - факт неоспоримый. Требует изучения и аккуратного использования
Жизнь очень сложная штука. Что такое жизнь? В известной песни на слова Дербенева - миг между прошлом и будущим. Но мир который мы изобразили он действительно сложный. Поэтому у Дербенева - призрачно все..только миг, за него и держись. Желаю вам не упустить этот миг.