Методы эмпирического познания.
1. Научное наблюдение: предполагает замысел, цель и средства, с помощью которых субъект переходит от предмета деятельности – наблюдаемого явления, к ее продукту – отчету о наблюдаемом явлении, к ее продукту – отчету о наблюдаемом. 2. Сравнение: предполагает существование такого отношения, в котором сравниваемые предметы объективно выступают как качественно однородные, и никакие другие свойства данных предметов не играют для указанного отношения никакой роли. Отношения, в которых предметы фигурируют как тождественные, однородные, сравнимые и т.д., существуют объективно, независимо от процедуры сравнения. 3. Измерение: процедура, фиксирующая не только качественные характеристики объектов и явлений, но и количественные аспекты. Предполагает наличие в средствах деятельности некоторого масштаба (единицы измерения), правил процесса измерения и измерительного устройства. Измерение может быть: 1) прямое, когда результат получается путем непосредственного сравнения измеряемой величины с эталоном, с помощью измерительных приборов; 2) косвенное измерение, когда искомая величина определяется на основании прямых измерений других величин, связанных с первой математически выраженной зависимостью. 4. Эксперимент. Два типа экспериментальных задач: 1) Исследовательский эксперимент- поиск неизвестных зависимостей между несколькими параметрами объекта; 2) Проверочный эксперимент, применяется в случаях, когда требуется подтвердить или опровергнуть те или иные следствия теории. 5. Абстрагирование: заключается в выработке соответствующих концептуальных элементов знания – абстрактных объектов, понятий, категорий. 6. Индукция. Метод движения мысли от менее общего знания к более общему. Перечислительная индукция – умозаключение, в котором осуществляется переход от знания об отдельных предметах класса к знанию обо всех предметах этого класса. Имеются две ее основные разновидности: 1) полная индукция: исследование конечного и обозримого класса, в посылках содержится информация о наличии или отсутствии определенного свойства у каждого элемента класса; 2) неполная: заключение обо всем классе делается на основании множества утверждений о наличии определенного свойства только у части элементов этого класса: заключения всегда являются незаконными с логической точки зрения и гипотезами в гносеологическом плане. Виды индукции: 1) Индукция через элиминацию (Фриндих Бэкон) – ученый выдвигает на основе наблюдений несколько гипотез о его причинах, затем в ходе экспериментов, наблюдений и рассуждений он должен опровергнуть все неверные предположения о причине интересующего явления. Оставшаяся неопровергнутой гипотеза считается истинной. 2) Индукция как обратная дедукция (Ст. Джевонс и В. Уэвелл) – критерием правильной индукции является дедукция: только то индуктивное восхождение мысли от частного к общему является логически правильным, которое в обратном направлении является строго логическим (дедуктивным). 7. Фальсификация. (Карл Поппер). 8. Экстраполяция. Экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какой-либо гипотезы с одной сферы явлений на другую.
Методы теоретического познания.
1. Идеализация (Э.Мах). Связана с образованием некоторых абстрактных объектов принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Например, понятия «точка», «бесконечность», «абсолютное твердое тело», «идеальный газ».
2. Формализация – уточнение содержания познания, осуществляемая посредством того, что с изучаемыми объектами явлениями и процессами данные области действительности определенным образом сопоставляются некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие выявить и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов. Два типа формализованных теорий: 1) полностью формализованные (построены в аксиоматически дедуктивной форме с явным указанием используемых логических средств); 2) частично формализованные (язык и логические средства), используемые при развитии данной науки, явным образом не фиксируются (лингвистика, различные разделы биологии).
3. Математическое моделирование. Математическая модель – абстрактная система, состоящая из набора математических объектов. Два типа математических моделей: 1. модель описания: не предполагает каких бы то ни было содержательных утверждений о сущности изучаемого круга явлений. Соответствие между формальной и физической структурой не обусловлено какой либо закономерностью и носит характер единичного факта; 2. Модель объяснения. Структура объекта находит себе соответствие в математическом образе, она обладает способностью объяснения.
4. Рефлексия – основной метод метатеоретического познания в науке, познание обращенное ученым на самого себя. Здесь подвергаются анализу сами результаты. Конечная цель – выявить, насколько обоснованы, точны, истинны полученные результаты. В зависимости от того, на каком этапе находится развитие той или иной отрасли знания и какие задачи выдвигаются на первый план, доминирует определенный тип рефлексии: 1) рефлексия над результатами познания; 2) анализ познавательных средств и процедур; 3) выявление предельных культурно-исторических оснований, философских установок, норм и идеалов исследования.
Научное познание:
1. Методы эмпирического познания (научное наблюдение, эксперимент, измерение, использование приборов, эмпирическое обобщение, выдвижение эмпирических гипотез, формулировка эмпирических законов, их эмпирическое подтверждение, фальсификация, экстраполяция и др.).
Методы теоретического познания (идеализация, мысленный эксперимент, математическая гипотеза, логическое доказательство, формализация, конструирование теоретических схем, их интерпретация, построение научных теорий и др.).
3. Методы метатеоретического познания (выдвижение и формулировка общенаучных принципов, картин мира, рефлексия, экспликация философских и социокультурных оснований отдельных наук и теорий).
Ещё материал по вопросу:
Становление научной теории. Проблема, гипотеза, теория.
(Учебник Микешиной) Начало исследовательского поиска – выявление проблемной ситуации и постановка проблемы. К. Поппер утверждал, что познание не начинается с наблюдений и фактов, «оно начинается с проблем», с напряженности между знанием и незнанием. Сама проблема возникает из открытия, что с нашим знанием что-то не в порядке, существует какое-то внутреннее противоречие. Отправным пунктом становятся не столько чистое наблюдение и факты сами по себе, сколько наблюдение и факты, порождающие проблему. Проблемная ситуация – объективное состояние рассогласования и противоречивости научного знания, возникающее в результате его неполноты или ограниченности. Типы проблемных ситуаций: а) расхождение теорий с некоторыми экспериментальными данными; б) конфронтация теорий внутри одной предметной области; в) столкновение парадигм, исследовательских программ, стилей научного мышления. Проблемная ситуация фиксируется в системе высказываний, и таким образом формулируется проблема– вопрос, ответ на который отсутствует в накопленном человеческом знании. Есть мнимые проблемы: относительно мнимые (например, проблемы классической физики, потерявшие смысл с открытием теории относительности) и абсолютно мнимые (противоречат закономерностям физического мира, например, вечный двигатель); они неизбежны при развитии науки и обогащают ее даже отрицательным результатом. Псевдопроблемы – «онтологические» (приписывание существования несуществующему, например, эфир), логико-гносеологические (связаны с объективными трудностями познания, например, геоцентризм), логико-грамматические и семантические (связаны с языком).
(Учебник Лебедева) Научная проблема– существенный вопрос относительно конкретного предмета научного исследования, его структуры, способов познания, практического использования и преобразования. В качестве необходимого исходного пункта впервые предложена и обоснована К. Поппером, трактовавшим научное познание как процесс выдвижения и отбора предполагаемых решений (гипотетических ответов) поставленной проблемы; противостоит классическому представлению о том, что исходный пункт – это «объект науки». Научная теория – логически организованное множество высказываний о некотором классе идеальных объектов, их свойствах и отношениях.
(Учебник Микешиной) Гипотеза – первичная форма теоретического знания, которая, получив высокую степень подтверждения или оправдания, приобретает статус теории. В реальной практике научных исследований теория остается открытой, ее понятия и принципы могут быть использованы для объяснения новых ситуаций, что потребует дальнейшего уточнения и нового подтверждения. Оправдание теории относительно. Методы построения и оправдания теоретического знания: а) гипотетико-дедуктивный (выведение теории из определенных аксиом, допущений, и последующая проверка ее на практике); б) конструктивно-генетический (исследование абстрактных объектов в знаковой форме, теоретические схемы); в) исторический (воспроизведение процесса развития) и логический (подведение итогов этапа развития); г) методы оправдания: проверка или верификация, фальсификация; логическое и математическое доказательство.
(Учебник Степина): В процессе выдвижении гипотетических моделей картина мира играет роль исследовательской программы, обеспечивающей постановку теоретических задач, выбор средств их решения. После формирования гипотетической модели начинается стадия ее обоснования. Сам поиск гипотезы не может быть сведен только к методу проб и ошибок; в формировании гипотезы существенную роль играют принятые исследователем основания (идеалы познания и картина мира). Парадигмальные образцы работы с теоретич моделями возникают в процессе формирования теории и вкл в ее состав как набор некот решенных задач, по образцу кот должны решаться другие теоретич задачи.
Вопрос 29. Метатеоретический уровень познания: картина мира, стиль мышления, типы рациональности.
(Лебедев): Кроме эмпирического и теоретического уровней в структуре научного знания необходимо артикулировать наличие третьего, более общего по сравнению с ними — метатеоретического уровня науки. Он состоит из двух основных подуровней: 1) общенаучного знания и 2) философских оснований науки. Общенаучное знание состоит из следующих элементов: 1) частнонаучная и общенаучная картины мира, 2) частнонаучные и общенаучные гносеологические, методологические, логические и аксиологические принципы. Частнонаучная картина мира — это совокупность господствующих в какой-либо науке представлений о мире. Как правило, ее основу составляют онтологические принципы парадигмальной для данной науки теории. Общенаучная картина мира это, как правило, одна из частнонаучных картин мира, которая является господствующей в науке той или иной эпохи. В слое метатеоретического научного знания важное место занимают также разнообразные методологические и логические императивы и правила.
(Лекция Л.И. Яковлевой)Научная картина мира: 1) представление о структуре исследуемой реальности, некий целостный образ; 2) исходная концептуальная основа, представленная элементарными образами ментальных объектов теории, связи между ними, условия их изменения. Общая картина мира и специальные (химическая, биологическая и т.д.). Общая научная картина мира – заместитель метафизики: общее представление о мире, законы и принципы устройства бытия. До 20 в. разделялись науки о живом и неживом (изменяющийся и стационарный мир), сейчас на основе принципа эволюционизма можно создать общую картину (расширяющаяся вселенная в астрономии), это важно для мировоззрения.
Научная картина мира – связующее звено между культурой, философией, наукой и обществом. Научная картина мира осмысливает научную проблематику с помощью философских категорий.
Наиболее исследована физика, три научных картины мира: 1) механистическая (конец 16 – 17 вв., Галилей, Декарт, Ньютон) в противовес аристолелево-птолемеевой; 2) электродинамическая (вторая половина 19 в., Максвелл, Фарадей); 3) квантово-релятивистская (1920е гг.), потребовала переосмысления идеи детерминации: до этого считали, что все можно просчитать, одна причина – одно следствие, потом вероятностный детерминизм, здесь – нельзя.
Теория и специальные научные картины мира: различить сложно, так как одни и те же понятия, но теория формулирует законы, связь параметров, а научные картины мира – принципы, идеи, направления мысли, язык научных картин мира ближе к разговорному, больше образов. В рамках одной научной картины мира может быть несколько теорий.
Функции научной картины мира: должна быть наглядной: теоретические идеи визуализируются с помощью образов.
а) ученому это нужно, так как он тоже человек, надо адаптировать теорию к реальному миру;
б) для организации общения научного сообщества;
в) сравнение теорий в рамках научной картины мира, сама научная картина мира осуществляет селекцию гипотез;
г) научная картина мира участвует в создании новых теорий;
д) операциональная функция – измерительный процедуры, в отсутствие теории (старая умерла, новая еще не работает) эксперимент предполагает работу в рамках теории или научной картины мира;
е) чтобы общество понимало ученых.
Механистическая картина мира: мир как машина, а не живой организм (средневековье, Возрождение) → человек – субъект, мир – объект. Деизм и материализм, нет идеи чуда. В аристотелево-птолемеевой физике у живого мира есть цель; у механистического нет цели, цель есть у человека. Материя – не абстрактное, а то, что можно измерить (объективное). В физике Ньютона - абсолютное пространство и время, происходящее можно описать с помощью понятий массы, силы и т.д.
(Степин): Образы предмета исследования часто именуют картинами мира. Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. Связь картины мира с ситуациями реального опыта особенно отчетливо проявл тогда, когда наука наинает изучать объекты, для кот еще не создано теории и кот исследуются эмпирическими методами. Картину мира можно рассм в качестве некой теоретич модели исследуемой реальности. Формир картины исследуемой реальности в каждой отрасли науки всегда протекает не только как процесс внутринаучного характера, но и как взаимодействие науки с др областями культуры.
Стиль мышления – 1) наиболее интегративная форма познания, включает научную картину мира и определенные его ценности, методы, методологические принципы и нормы познавательной деятельности; 2) исторически возникший тип понимания действительности, установка сознания исследователя; стиль мышления эпохи, школы.
(Учебник Степина): Типы научной рациональности: 1) классическая (концентрация на объекте исследования и исключение всего, что относится к субъекту и его действиям, цель – получить объективное знание); 2) неклассическая (учитывает связи между знаниями об объекте и средствами получения знания, но не изучает эти связи специально); 3) постнеклассическая (учитывает и рассматривает все связи, в том числе соотносит познание с ценностями и целями).
Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.
Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире). Подробнее о неклассическом типе научной рациональности - Глава 4 настоящей работы.
Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.
Материал по лекциям за 2017 год:
Читает: Яковлева Людмила Ивановна, доцент кафедры философии гуманитарных факультетов