Место науки России в Мировой науки.
По затратам на науку 16 место в мире. В 5 раз меньше китая. Отсутствие в обществе уважения к науке в США 56% уважают науку. В США 24 744 показатель, в России 361. Индекс цитирования. Мировой хайтек- 1%. Как и вся организация наука бюрократизируется. Кто избирается в члены Академии? Начальники. Академия рождалась для идей, а не для людей. Заседание, когда Путин задавал вопрос о членах РАН.
Проект реформы науки готовился в тайне, автор неизвестен, обнародовали без учета общественного мнения.
Нет единой государственной политики по отношению к науке. Низкая зарплата ученых. Реформа предусматривает переориентирование науки с акадимических институтов на ВУЗы. Одновременно была увеличена нагрузка, с 600 часов до 900 часов. Начал проекта реформы готовили зарубежные фирмы.
Имеется ли национальная наука
1) Географичесский подход- (в математике: франция (матанализ) и германия(практические приложения)) или Англия теория эволюции- германия, Астрия, чехия- генетика.
2) Этнический подход (зависит ли от этнических особенностей- Чехов возражал, Достоевский возражал, говоря что вся наука национальна). Автор ОУЧИ яп.работает в США (посмотреть книгу исследования на западный и восточный путь). Мы ориентированы на пользу и истину.
Чем различаестя Европейская и восточная культура.
Основные принципы мышления- первый принцип- принцип бинарности мышления- дуальности. Разделение использования явления на противоположности. Право- лево, добро и зло.
1) Принцип У-В принцип недеяния. Отсюда рождается принцип творчества и новаций, нужно проявлять активность в его улучшении.
2) Принцип активности- принцип организованного насилия на природу.
3) Стремление к совершенству вышажено в Быстрее, Выше, Сильнее.
4) Принцип линейного прогресса (увеличение показателей). Причина-следствие-причина-следствие и т.д. Причина предшествует слествию, следствие может предшествовать причине. В европе разделение, на востоке хализм (противопоставлен дискретности) в понимаемой целостности может быть противопоставлен одному и во всем.
5) Отсюда вырастает либерализм. Восточный- личность имеет значимость только в коллективе.
1й мир. Все в одном, одно во всем. 2й принцип- мир совершенен, в мир нельзя вносить диструкцию, энтропию. Отсюда вытекает недеяние, а как поведение не вносящее диструкцию в гармонию мира. Киплинг сказал- запад есть запад, восток есть восток и они никогда не пересекутся.
На следующей лекции- возможен ли коммунизм. В том мире в котором мы живем (по мнению лектора) не может жить в таком виде.
Рефлексирование это постоянный контроль тонуса мышления в пограничных состояниях трудности материи.
Конец науки
Существует 4 вида воздействия:
Слабое
Сильное
Электромагнитное
4) Гравитационная(с ним было гораздо сложнее, не могли найти причину взаимодействию). Если эти принципы будут объединены, то мир получит объяснения. Чем будут заниматься ученые. Для этого будут использованы все возможности, и дальнейшее исследование науки могут быть невозоможности.
Делать нужно должное
Вопрос 25. Синергетический подход в современном познании.
(Лекция + семинар Шестаковой) Понятие синергетики: а) общетеоретическое: синергетика – общетеоретический подход, опирающийся на открытые системы (самоорганизация + системность); б) частнонаучное; в) как парадигмы (не отрицает предшествующее, включает все, но раньше к этому не были готовы). «Синергетика» - «согласованность», «энергия совместного действия». Ее придумал Герман Хаккен. Синергетика – междисциплинарная дисциплина, изучающая системы, состоящие из подсистем разной природы (например, социум: люди, техника, наука); она ищет причины поведения систем и хочет рассмотреть неожиданные последствия. Философско-методологическое значение синергетики – как новая парадигма, дает новые методы и подходы в науке.
Цель – выявление общих закономерностей и общей методологии во всех дисциплинах – самоорганизующиеся системы (например, социум, исторический процесс, природные процессы). Системы открыты, развитие их непредсказуемо.
Предшественники: А. Богданов (начало 20 в.), П. Кропоткин (этика как универсальная система самоорганизации), П. Флоренский (богословие, исихазм), И. Пригожин, И. Стенгерс, «Порядок из хаоса». Зарождение синергетики связано с физикой и математикой, с универсализмом, связью всех естественных процессов → связь их с обществом, метафизикой.
Главные понятия – хаос и система; изучается переход от хаоса к системе, развитие и умирание системы (т.е. переход ее обратно в хаос). Изменение в системе происходит в результате самоорганизации. Хаос – то, что предшествует творению мира, не беспорядок, а система, способная стать миром. Не негативная характеристика. Становление – процесс (разрабатывал Гегель), у синергетиков это постоянный переход, активность, взаимодействие. Пригожин: два типа систем – простые (линейное развитие, подвержены стагнации и упадку) и диссипативные (развиваются с точки бифуркации, раздвоения → ветвление, линии развития могут быть связанные; спонтанность!). Точка бифуркации – упорядоченный хаос, порядок был заложен изначально. Принцип достижимости всего, в том числе того, что нельзя помыслить (свобода сознания и действия). Диссипативные системы колеблются от упорядоченности к хаосу. В системе все связано → действие в одном конце затрагивает другой, даже неизвестный первой стороне. Диалогичность (коммуникативность): иерархия элементов-подсистем, подчиненность постоянно меняется. Принцип дополнительности – физик Гейзенберг обнаружил, что нельзя одновременно зафиксировать две разные характеристики, надо сопоставить два результата. Принцип неопределенности – принципиальная неполнота исследования (постоянная трансформация). Неопределенность – набор возможностей; случайность – конкретно-особенное проявление неопределенности. Теория катастроф; теория относительности; фракталы (связь с архетипами Юнга). Чем более неравновесна система, тем больше у нее шансов развиться на новом уровне.
Черты синергетики:
1) Нелинейность – диссипативные структуры, все системы в момент развития.
2) Неустойчивость – несохранимость системы, позитивно, позволяет достигать всего.
3) Открытость системы – обмен веществом и энергией с другими системами.
4) Подчинение – эволюция, коэволюция.
(Википедия): Синергетика (греч. совместно действующий) — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем). «…наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы…». Синергетика изначально заявлялась как междисциплинарный подход, так как принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же (безотносительно природы систем) и для их описания должен быть пригоден общий математический аппарат. С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют, как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций подобно тому, как некогда кибернетика определялась, как «универсальная теория управления», одинаково пригодная для описания любых операций регулирования и оптимизации: в природе, в технике, в обществе. Основное понятие синергетики — определение структуры как состояния, возникающего в результате многовариантного и неоднозначного поведения таких многоэлементных структур или многофакторных сред, которые не деградируют к стандартному для замкнутых систем усреднению термодинамического типа, а развиваются вследствие открытости, притока энергии извне, нелинейности внутренних процессов, появления особых режимов с обострением и наличия более одного устойчивого состояния. В означенных системах не выполняется ни второе начало термодинамики, ни теорема Пригожина о минимуме скорости производства энтропии, что может привести к образованию новых структур и систем, в том числе и более сложных, чем исходные. Этот феномен трактуется синергетикой как всеобщий механизм повсеместно наблюдаемого в природе направления эволюции: от элементарного и примитивного — к сложносоставному и более совершенному.
Основные принципы:
1. Природа иерархически структурирована в несколько видов открытых нелинейных систем разных уровней организации: в динамически стабильные, в адаптивные, и наиболее сложные — эволюционирующие системы.
2. Связь между ними осуществляется через хаотическое, неравновесное состояние систем соседствующих уровней
3. Неравновесность является необходимым условием появления новой организации, нового порядка, новых систем, т.е — развития
4. Когда нелинейные динамические системы объединяются, новое образование не равно сумме частей, а образует систему другой организации или систему иного уровня
5. Общее для всех эволюционирующих систем: неравновесность, спонтанное образование новых микроскопических (локальных) образований, изменения на макроскопическом (системном) уровне, возникновение новых свойств системы, этапы самоорганизации и фиксации новых качеств системы
6 При переходе от неупорядоченного состояния к состоянию порядка все развивающиеся системы ведут себя одинаково (в том смысле, что для описания всего многообразия их эволюций пригоден обобщённый математический аппарат синергетики)
7. Развивающиеся системы всегда открыты и обмениваются энергией и веществом с внешней средой, за счёт чего и происходят процессы локальной упорядоченности и самоорганизации
8. В сильно неравновесных состояниях системы начинают воспринимать те факторы воздействия извне, которые они бы не восприняли в более равновесном состоянии.
Существуют несколько школ, в рамках которых развивается синергетический подход:
1. Школа нелинейной оптики, квантовой механики и статистической физики Германа Хакена, с 1960 года профессора Института теоретической физики в Штутгарте. В 1973 году он объединил большую группу учёных вокруг шпрингеровской серии книг по синергетике, в рамках которой к настоящему времени увидели свет 69 томов с широким спектром теоретических, прикладных и научно-популярных работ, основанных на методологии синергетики: от физики твёрдого тела и лазерной техники и до биофизики и проблем искусственного интеллекта.
2. Физико-химическая и математико-физическая Брюссельская школа Ильи Пригожина, в русле которой формулировались первые теоремы (1947 г), разрабатывалась математическая теория поведения диссипативных структур (термин Пригожина), раскрывались исторические предпосылки и провозглашались мировоззренческие основания теории самоорганизации, как парадигмы универсального эволюционизма. Эта школа, основные представители которой работают теперь в США, не пользуется термином «синергетика», а предпочитает называть разработанную ими методологию «теорией диссипативных структур» или просто «неравновесной термодинамикой», подчёркивая преемственность своей школы пионерским работам Ларса Онзагера в области необратимых химических реакций (1931 г).
В России:
1. Концептуальный вклад в развитие синергетики внёс академик Н. Н. Моисеев — идеи универсального эволюционизма и коэволюции человека и природы.
2. Математический аппарат теории катастроф пригодный для описания многих процессов самоорганизации разработан российским математиком В. И. Арнольдом и французским математиком Рене Томом.
3. Синергетический подход в биофизике развивается в трудах членов-корреспондентов РАН М. В. Волькенштейна и Д. С. Чернавского.
Вопрос 26. Глобальный эволюционизм как принцип философии науки.
Глобальный эволюционизм - направление философской мысли, рассматривающее развитие живой и неживой природы в едином эволюционном процессе; человек в таких построениях выступает обычно в качестве венца эволюции.
- глобальный эволюционизм выступает как интегративное направление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального миров. Он опирается на идею единства мироздания и представление об универсальности эволюции. Концепция глобального эволюционизма оформилась в 80-е гг. XX в.
- охватывает 4 типа эволюции: космическую, химическую, биологическую и социальную, объединяя их генетической и структурной преемственностью. Наряду со стремлением к объединению представлений о живой и неживой природе, социальной жизни и технике, одной из целей глобального эволюционизма явилось стремление интегрировать естественнонаучное, обществоведческое, гуманитарное, а также техническое знание. В этом своем качестве концепция глобального эволюционизма претендует на создание нового типа целостного знания, сочетающего в себе научно-методологические и философские основания. Появление синергетики также свидетельствует о поиске глобальных и общеэволюционных закономерностей, универсально объединяющих развитие систем различной природы.
- обоснованию глобального эволюционизма способствовали три важнейших современных научных подхода: теория нестационарной Вселенной, концепция биосферы и ноосферы, идеи синергетики.
- важное значение имеет антропный принцип, который фиксирует связь между свойствами расширяющейся Вселенной и возможностью возникновения в ней жизни. Антро́пный при́нцип — аргумент «Мы видим Вселенную такой, потому что только в такой вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек», утверждающий, почему в наблюдаемой нами Вселенной имеет место ряд нетривиальных соотношений между разнообразными фундаментальными физическими параметрами, которые способны привести к образованию разумной жизни. Часто выделяют сильный и слабый антропные принципы:
· Слабый антропный принцип: во Вселенной встречаются разные значения физических величин, но наблюдение некоторых значений более вероятно, поскольку в регионах, где величины принимают некоторые значения, жизнь более возможна.
· Сильный антропный принцип: Вселенная должна иметь свойства, позволяющие развиться разумной жизни.
Свойства нашей Вселенной обусловлены наличием фундаментальных физических констант, при небольшом изменении которых структура нашей Вселенной была бы иной, отличной от существующей. Глобальный эволюционизм вскрывает противоречия между положениями эволюционной теории Дарвина и вторым началом термодинамики. Первая провозглашает отбор и усиление упорядоченности форм и состояний живого, вторая — рост энтропии — меры хаотизации.
- в рамках глобального эволюционизма большое внимание уделяется эволюции биологической. Эволюционные учения (Ламарк, Дарвин и др.) воссоздавали картину естественного исторического изменения форм жизни. В XX в. возникла синтетическая теория эволюции, в которой был предложен синтез основных положений эволюционной теории Дарвина, современной генетики и ряда новейших биологических обобщений. Человечество как продукт естественной эволюции подчиняется ее основным законам. Этап медленного, постепенного изменения общества назван эволюцией социальной. Причем изменения, происходящие в обществе, осуществляются не одновременно и носят разнонаправленный характер.
- проблема «коэволюции», обозначающей согласованное существование природы и человечества. Механизмы «врастания» человечества в природу включают в себя биологические, технические и социальные аспекты.
Современный общенаучный эволюционизм.
В середине 19 века – диалектический и исторический материализм, синтез диалектики и развития. В начале 20 века – начали расходиться. Бергсон, позитивизм (Конт, Спенсер) – развитие без диалектики; есть диалектика без развития.
Идея развития: а) в биологии и социологических исследованиях; б) в химии, механике, квантовой физике его нет. В биологии и социологических исследованиях есть человек – причина без следствия, в химии, механике, квантовой физике микроорганизмы – следствие без причины → развитие не универсально.
Варианты решения проблемы.
1) Ноосфера (Вернадский): накопление научного знания ведет к качественному сдвигу, наука становится геологическим фактором, действует и на а), и на б). Разум – разновидность энергии, он причина частиц. Следствие человека – создание ноосферы. Эволюция, направляющая разум → эволюция, направляемая разумом.
2) Синергетика (Хакен, Пригожин): диссипативные структуры, бифуркация. До этого главное понятие – закон, в синергетике – порядок (закон – частный случай порядка). Принцип самоорганизации, нет регресса. Хаос – не самостоятельная творческая сила, а переходное состояние чего-то. Хаос нужен порядку для чего-то.
3) Коэволюция (Н. Н. Моисеев): существующий тип развития реализуется, так как одно развивается за счет другого (общество за счет природы и т. д.). Выход – надо искать общее для них качество, за счет которого общество и природа могут развиваться вместе. Идея самоорганизации, саморазвития за счет освоения собственного потенциала, а не за счет разрушения другого (связать а и б)
4) Этногенез (Л. Н. Гумилев): Этнос – на стыке биологии и истории. Сообщество людей в одном ландшафте и хозяйственном укладе, отделяют себя от чужих одиноково. Три типа людей в этносе: пассионарии, гармоничные и субпассионарии (у субпассионариев жажда жизни выше стремления к свободе и творчеству, у пассионариев наоборот, у гармоничных в равновесии). Пассионарный толчок. Фазы: 1) исходная – избыток всего; 2) пассионарный подъем – мир надо изменить; 3) акматическая фаза – мы хотим быть великими; 4) надлом – мы устали от великих людей; 5) инерция – дайте спокойно жить; 6) обскурация – хоть день, да мой; 7) мемориальная фаза – будь доволен самим собой; 8) гомеостаз или регенерация – зачем все это было; регенерация тоже возможна.
5) Социобиология (Уилсон): есть биологическая эволюция, есть культурная, долго шли параллельно, в середине 20 века их объединили (культурно-генетическая теория), они неразрывны. Спасение человечества – в развитии культуры.
6) Конвергенция (Д. Гелбрейт): капитализм и социализм в какой-то точке взаимообогащаются и идут дальше. Экономическая теория.
7) Символизм (Гете, Р. Генон, Э. Кассирер, А. Белый, В. Иванов, Максим Исповедник, Григорий Сковорода): вещи → продукт труда → товар → деньги → ценные бумаги → цифровой код. Таким образом все, что есть, неизбежно стремится к символическому состоянию. Самый эффективный способ воздействовать на реальность и людей – изобретение символов.
Современное состояние мира – кризис из-за доминирования идей развития. Люди служат прогрессу, а не наоборот → надо ограничивать идею развития, признать существование вечного и разумного.
Ещё материал по лекциям:
Читает: Шулевский Николай Борисович
Глобальный эволюционизм
Миф родились до того времени, когда не было развития.
3 аспекта греко-римской мифологии:
1. Развитие есть война богов
2. 2
3. Личностный аспект развития. Развитие есть метоморфоза.
С помощью молний Зевс убил время.
Историческая концепция в мифах – пессимистическая, то есть развитие – есть деградация.
Познавать самого себя – это готовить себя к суициду. Надо стремиться познать мир – Великую неизвестность, которую дала нам программа. Только тогда ты узнаешь, кто ты есть. Если ты будешь изучать только себя, то это суицид. Надо познавать не отдельно индивида, а реальность целиком. Реальность остаётся, а индивиды уходят.
Уровни: | Метафизика | Природа | История | Искуственное (что является искусственным в этих сферах) |
Взаимодействие | Открытие сокрытого | Функция | Потребности, цели, желания | Знак |
Движение (=энергия, процесс) | Дух | Причина | Деятельность | Автомат, часы |
Становление | Душа | Время | Воля | Игра |
Развитие (это синтез трёх вышеперечисленных уровней) | Семь ступеней | Иерархия | Прогресс | Самоконструирующиеся роботы |
Творение | Эманация | Активность | Творчество | Компьютер |
Вечность | Бог | Законы | Откровение | - * |
*Искусственной вечности нет
Взаимодействие – это активный способ взаимоотношений вещей, частей, когда они посредством друг друга организуют своё содержание.
В самом развитии есть константы, которые не изменяются:
1. Материя
2. Закон
3. Время
Развитие производно от более фундаментального – творения
Шулевский: Сейчас действуют те силы, из которых вышли боги. Сейчас Запределье.
Из разногласий рождаются наимудрейшие.
Первое взаимодействие – это открытие сокрытого.
Последнее взаимодействие – это сокрытие открытого.
У всех народов дух считается субъектом движения.
Всё в мире изменяется. Это значит, что душа ищет свой якорь.
Шулевский: Самое страшное – это попасть в клетку готового знания.
Представителем вечности в метафизике является бог.
Когда вы чем-то занимаетесь – выясните, кто первый это делал. Тогда вам многое сразу прояснится.
Каким был первый знак?
Аспект развития | Субъект | Метод | Средства |
1. Развитие есть восхождение от простого к сложному, от несовершенного к совершенному | Разум | От абстрактного к конкретному | Логика и техника |
2. Развитие есть рост многообразия | Красота | Плюрализм | Диверсификация |
3. Развитие есть углубление себя | Семена | Мнемоника (память) | Идея |
4. Развитие есть метаморфоза | Материя | Алгоритм | Идентичность |
5. Развитие есть вечное возвращение | Движение | Мера | Безумие |
6. Развитие есть кризис | Логика | Диалектика | Структуры |
7. Развитие есть преображение (развитие самого развития) | Премудрость Софии (софиософия) | Полилектика | Иномирье |
Принцип многообразия открыл Константин Леонтьев.
Метод: Попробуйте совершенно иначе выразить сформулированную вами хорошую мысль. Она станет лучше. |
В детях надо узнавать себя.
В семенах скрывается идея.
Человек скрывает свою идентичность. Идентичность скрывается за серией метаморфоз. Отсюда поговорка – съесть пуд соли, чтобы знать человека.
Преображение – это творчество нового развития (развитие самого развития)
Софиосфоия: мудрость сама о себе рассказывает.
Периодизация развития
4 этапа:
1. Формирование условия предпосылок нового предмета (например, разделение труда, рынок, торговля, деньги).
2. Формирование причины
3. Превращение причины в систему
4. Превращение системы в целостность
С 1930-х начинается распад диалектики. Появляются критическая диалектика, негативная диалектика, экзистенциальная диалектика, персоналистическая диалектика (Бердяев), трагическая диалектика.
В то же время возник ряд эффективных гипотез:
1. Ноосфера Вернадского
2. Синергетика
Илья Пригожин обнаружил превращение хаоса в космос, отсюда термин – хаосмос.
3. Этногенез Гумилёва
4. Социобиология (Уилсон)
5. Символизм
Вещь, орудие труда, товар, деньги, проценты, числа. Символизм считает, что всё в мире завершается числами
6. Философия хозяйства
Субъект экономики – ростовщик. Субъект хозяйства – государь. Сначала было хозяйство, потом экономика. Цель экономики – прибыль. Цель хозяйства – умножение, укрепление жизни.
Второй вариант написания:
ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
1)ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О "СИТУАЦИИ" РАЗВИТИЯ
2)Географические аспекты развития(географический эволюционизм)
3)Механический
4)Философский эволюционизм
4.1Структура понятия развития
4.2Основные аспекты развития
4.3Современные общенаучные формы глобального эволюционизма
Мир в целом можно и нужно и обычно рассматривают с точки зрения статики и с точки зрения динамики(как константу и перменную)
Если взять историю человечества:
1)идея судьбы, рок - Шумеры
2)идея -космос, ее превратили в мощный инструмент познания - греки. От слова космос происходит слово - косметика. Не знаю есть ли среди вас поклонники Бальзака - графиня Кадельяне. В ее наряде всегда была иде. А прическа это олимп, где все самое самое
Космос это не только научная реальность, но и аксеологическая, нравственная
3)следующая идея - Бог
-понятие Бога у всех народов есть, но впервые наиболле фундаментальная разработка Бога - у христианства
4)с эпохе возрождения - доминирует природа
-после пиарного открытия Дарвина и не менее пиарного открытия маркса
5)главной идеей стало развитие
!не для гегеля - для него главное истина, а развитие лишь цель
-с этих пор идея развития стала идолом
-стала технократической основой, жкспансией
-мы прогрессивней чем вы - значит вы рабы, летим бомбить
-то есть в этой идее развития лежит - человеческая экспансия
!развитие..привело к тотальной великой неизвестности(если бы не Россия сказал бы катастрофа, а так неизвестности)
!произошло фундаментальное искажение мышления - вам приходится иметь дело с учебниками история права, история экономики ... Эти названия правильные? Любой предмет нечто изменяющаеся. Надо говорить история в литературе, история в праве. Человек, мир, любой предмет - не часть развития. А развитие часть человека, природы, предмета
!поэтому когда коворят про устойчивое развитие - кризис как раз и возник из-за развити, пожар бензином тушить?
Проблемы?
1)откуда брать источники для развития
2)куда девать отходы?
С помощью развития мы всю планету превращаем в помойку, и соответственно человек превращается в помоечное существо.
!(?)в Италии 40 процентов населения заняты в мусорной индустрии
Так что развитие став царем мира, царем мысли превратилось в змею, которая за хвост себя заглатывает
Кто нам может дать какое то разъяснение, понимания? Все науки кроме метафизики - порождения этого развития-все они будут его защищать
Нет проблем без решений. Сначала появляются средства решения проблем, а проблемы потом. Но не все так безнадежно. Есть дисциплины:география, мифология, р?религия, метафизика
!в мире должна доминировать вечность, статика(орудие, орган), но не оборот
География
На западе
-развитие в форме прогресса - бесконечное устремление ускоряющегося движения все вперед. Когда со стороны видим что человек с ускорением бежит то 2 вопроса:
1)кто-то за ним гонится
2)он за ком-то гонится
1)гонится за ними смерть,
!должно быть мировозрение в котором бы прописывались функции, роль, назначение смерти
Поэтому сейчас идея прогресса на Западе котируется, конечно,
Восток - развитие - это просветление. Наше сознание, его чистота испачкана эмоциями, чувствами, желаниями. И надо его очистить, и тогда достичь чистого сознания - в котором есть все так как есть и в котором нет никакого развития
Юг:
-древние греки идеал человека видели в юности
-в древнегреческой культуре - развитие есть становление. А значит не израсходавоны ресурс ыначала и еще далекова-та могила. Запрещалось хоронить днем, запрещалось оплакивать. Нужно было нанимать не больше 4-ых плакальщиков
Север
-какая категория доминирует на Севере? На чем держится Север? На вечной мерзлоте-на вечности
Для того чтобы получить сертификат шамана - он должен был 40 дней прожить в ледяной пещере. И тогда все людское с тебя сойдет, и ты узнаешь.. Еще нужно чтобы ребенка ударила молния и он уцелел - таких сразу отбирали(молния соединяет 3 мира(небо, земля
Иное - выход из дуального, противоречивого мира. Там может быть и хуже. Но я точно уверен, что там не будут хотеть эвтаназии!
!софиасофия - вы не представляете какие вы счастливые, что это слово услышали
Максимилиан Волошин - стихотворение
Мы идем на северо-восток(в одном стихотворенни дал историю России)
!В росси развитие понимается как преображение из одной формы в другую. Например, есть оркестр - оркестр сохраняется а репертуар разный
!Его зовут профессор Шулевский Николай Борисович, с философского факультета
Одна жена
3-ий вопрос - мифы родились до того времени, когда не было развитие
В географии развитие подчинено ее законам.
Мифология может сказать очень многое:
1)развитие есть война Богов
-в начале небо и земля были едины, затем что-то произошло. И произошел разрыв, щель - хаос(с древнегреческого - расширяющаяся щель)
Христос: "Будьте мудры как змии и добры как голуби"
Зевс прекратил развитие - взял себе в помощники Богиню молнии(от всех отличается - небо, землю, подземный мир)
Взял себе в наложницы богиню крови. Не могут создать искусственную кровь. С помощью молнии Зевс убил время
Мысль проста. Была эпоха без развития, было где развитие пррикончили, есть время где развитие бесчинствует(дети режут родителей)
Очень точное, глубокое замечание - смерть шагает - 7 метров(шаги у нее), чтобы от нее убежать надо, чтобы шаг человека был на миллиметр больше
3-ий аспект развития - личностный. Развитие есть метаморфоза
!надо стремиться познать не себя а мир, эту великую неизвестность, которая создала эту программу - по которой все существует. Реальностью обладает целое, а не отдельное. Отдельное умирает, а целое сохраняется
!путаница с этой любовью - любовь это искра. Надо уважать друг друга, а не любить
!в апокалипсисе бытие не исчезнет, а развитие и время исчезнут
01.04.17. 2-я часть
-развитие оружия - тоже развитие?
Какова картина феноменов развития
!самом поверхностным
Взаимодействие - от
Для развития нужно три:
1)активно
2)пассивное
3)объект
Мы аспиранты, он преподаватель - мы взаимодействуем только благодаря системе образованию
1-ый уровень - взаимодействие
2-ое - движение
3-ий - становление
4 синтез1,2,3 дает нам развитие
5 Развитие производно от более фундаментальных реальностей - творения
Религия же не отвечает откуда развитие взялось
6Вечность
1-е взаимодействие - это открытие сокрытого. Последнее взаимодействие - закрытие открытого
1)метафизика
2)движение
3)душа
4)
!повторяет на 1-ом курсе студентам - самое страшное попасть в клетку готового знания!
Развитию соответствует 7 ступеней творения
Представителем вечности в метафизике
Вечность - это Бог, но вечность шире
-в природе взаимодействие это функция
-вечность представлена в природе через закон
Движение в истории выступает как деятельность
Становление в природе выступает как воля
Развитие в истории это прогресс
Творение в истории это творчество
В вечности творение это откровение
!все чем вы занимаетесь(дисертация)-выясните кто первый это сделал? Тогда многое сразу станет ясно
В сфере становления - игра
В искусственном развитии - самоконструирующиеся роботы
-искусственной вечности нет
Теперь аспекты развития:
1)развитие есть восхождение от простого к сложному, от несовершенного к совершенномму - главное чтобы восхождение
Субъект этого восхождения разный
Метод-от абстрактного к конкретному
И средства -
Развитие - есть рост многообразия
Субъект - красота
Метод-плюрализм
!чтобы у вас появилась хорошая диссертация - никогда не успокаивайтесь на любви к своей мысли с первого раза - попробуйте перепроверить несколько раз сформулировать
Открыл это .. наш Леонтьев
У Достоевского - ребенком Душа лечится. Сделал ребенку добро(на своем опыте)-давление понижается
Семена! Качество идеи зависит от качества семени
Мнемоника
В семенах скрывается идея
Развитие есть метамарфоза
Субъект - материя
Метод - алгоритм
Средство - идентичное
Идентичность человека всегда прячется, скрывается(пуд соли надо съесть чтобы узнать человека)
Развитие есть вечное возвращение
Метод и средство
Развитие есть кризис, кризис тогда, когда буксует логика
Метод - диалектика
!Никогда не понимал эту диалектику - высота и низ, день и ночь, мужчина и женщина - ради чего они воюют? Библия назвала диалектику - от лукавого.
Преображение есть творчество нового развития - развитие самого развития Россия сейчас рождает новый тип развития.
Субъект - премудрость Софии. Софиасофия - тут мудрость сама себе рассказывает, но не каждому. Это не для всех
Софиасофия преподает светило с множеством лучей. Диалектика берет только 2 луча. Святая троица - только 3 луча
!кого хочет Бог наказать - дает благополучие. Не хочет Запад рожать. Ну тогда придет Шариат и объяснит законы жизни
4 этапа периодизации:
1)формирование условий(предпосылок) нового предмет
-предпосылки это свойство целого(разделение труда, деньги
Затем количественный рост этих факторов приводит к тому что возникает новая реальность
!все сохранилось - только рабочая сила и..соединяется не рабством, а рынком
Причина становится техникой, технологией
!у него прраво как система и права как целостность. В центре цветка - экономика, а лепестки - право, другие науки
Система это не высшая организация предмета, есть более высокая - целостность. Например, организм - совокупность систем
!будет плюс если в диссертации, в разделе периодизации отобразить, что за системой идет целостность
Развитием занимался Гегель, затем Марксизм
-с 30-ых годов 20 века начинается распад
-начинается куча разных напрвлений:
1)критическая
2)негативная
Экзистенциональная
Персонифическая
Трагическая диалектики
Они убедились что развитие привело их к этому тупику, в тоже время возник ряд очень эффективных гепотез:
1)ноосфера вернадского
-сначала эволюция пораждает разум, а
-в японии, (?германии) созданы специальные институты по исследованию ноосферы
2)синергетика
-пригожин
-превращение хаоса в космос
3)великий этногенез Льва Николаевича Гумилева
-сын Ахматовой
-рассматривает человеческую историю как совокупность растущих и смешивающихся этносов - прямо говорит, что никакое развитие, никакая диалектика не нужно
4)социобиология(?)
-интересно что сначала развитие человека шло естественно
-возникнет социобиология в которую будет вписан новый компонент, подчиненный ..
5)Символизм
-все состоит из числа
6)(?)7 философия хозяйства
-есть экономика, есть хозяйство
-субъектом экономики - ростовщик
Субъектом хозяйствования - государство
Цель, к которой стремится экономика - ибыль
Цель хозяйства - укрепление, умножение жизни
Термин хозяйство только у русских. Сейчас живем в эпоху, когда экономика исчерпала себя. Когда цель-только деньги. Ничего не решает. А толкает к криминализации общества. Война самый экономически эффективный способ сделать деньги
А хозяйство - это жизнь, семья
Своеобразие нашей эпохи - экономика исчерпала себя(самый крупный факультет мгу - экономический), сколько в мире людей лечат экономику - а она неисцелима. И заменят - деваться некуда08.04
Вопрос 27. Эмпирический уровень познания. Проблема факта.
(Лекция Сориной) Структура эмпирического исследования – непосредственное наблюдение, эксперименты, познавательные процедуры (важнейшая – индуктивный метод). Результаты, полученные в науке, зависят от протокольных предложений. Они записаны на определенном языке → на каком? → одна из важнейших задач неопозитивизма – создать единый язык, применимый ко всем наукам, идеал – физика (→ «физикалистский язык», невозможно применить к другим областям знания, + он не ф