Повествование Руми о Моавийе и Иблисе
Иблис будит Моавийю[122] на утреннюю молитву
Рассказывают, что Моавийя спал в укромном уголке своего дворца.
Двери были заперты изнутри, ибо он уже устал от посетителей.
Внезапно некий человек разбудил его, а когда он открыл глаза, человек исчез.
Он сказал: "Никто не имеет дозволения входить во дворец. Кто же это мог быть? Кто выказал такую дерзость и самоуверенность?"
Он стал осматриваться, отыскивая следы скрывшегося незнакомца.
За дверью он обнаружил его – тот прятался за занавесью.
"Эй, – вскричал он, – кто ты? Как твое имя?"
"Попросту говоря, – отвечал тот, – меня зовут Иблис, жестокосердный".
Моавийя спросил: "Зачем тебе понадобилось будить меня? Отвечай правду, не увиливай.
Ловкий вор, разбойничающий на Пути, с чего это ты так добр ко мне?"
"Подходит время молитвы, – сказал Иблис, – тебе пора поспешить в мечеть.
Как мудро сказал Пророк: "Поспеши со своими молитвами, пока время не минуло".
"Нет-нет, – сказал Моавийя, – не твоя забота направлять меня к благому.
Если вор забирается в мой дом и говорит мне: "Я стою на страже", как я могу поверить ему? Что знает вор о достоинстве добрых дел?"
Иблис отвечает Моавийе
"Изначально я был ангелом, – сказал Иблис. – Я всей душой отдавался Пути послушания.
Я был доверенным у странников Пути, близким товарищем обитающих у Трона.
Отчего же оскудевают изначальные склонности сердца? И как уходит из сердца первая любовь?
Если, странствуя, ты повидал Анатолию и Хотан, покинет ли твое сердце любовь к отчему дому?
Я ведь тоже находился среди упоённых этим вином[123],
Они перерезали мою пуповину любви к Нему; они поместили любовь к Нему в мою душу.
В свое время судьба улыбалась мне, весеннею порой я пил воду милости.
Не Его ли щедрая рука сотворила меня? Не Он ли поднял меня из ничего?
Множество раз я был обласкан Им и гулял в розовом саду Его довольства.
Он возлагал руку милости на мою голову и позволял фонтанам милости бить из моего сердца.
Кто в моем детстве находил молоко для меня? Кто качал мою колыбель? Это был Он.
Пил ли я другое молоко, кроме Его молока? Что питало меня, кроме Его мудрости?
Как же можно предать забвению то, что всосано с молоком?
Хотя Единый, чья щедрость подобна океану, может разгневаться, как могут двери Его щедрот закрыться?
Материал, из которого чеканят Его монету, – справедливость, милость и великодушие; гнев – лишь налет примеси на ее поверхности.
Из милости Он сотворил мир; Его солнце ласкало песчинки.
Если отделенность исполнена Его гнева, тогда единение с Ним повышается в цене.
Отделенность – укор душе с тем, чтобы душа могла оценить по достоинству мгновения близости.
Пророк возвестил, что Бог сказал: "Моей целью в творении было благодеяние.
Я творил, чтобы они могли получить выгоду от Меня, чтобы они могли вкусить Моей сладости.
Я не творил, чтобы получить выгоду от них, или чтобы сорвать одежду с нагих".
С тех пор, как Он лишил меня Своего присутствия, я не отвожу глаз от Его прекрасного чела.
Как удивительно, когда такое чело пышет гневом! Причина этого – в каждом из нас.
Я не выискиваю причин, ибо они преходящи, а преходящее вызывается преходящим.
Я взираю на предшествующую милость; всё, что преходяще, я разрываю надвое.
Я допускаю, что моя неудача с поклонением случилась из-за зависти, но это та зависть, которая возникает из-за любви, а не от отречения.
Зависть, которая вспыхивает из-за любви, усиливается, когда другой становится близок с Возлюбленной.
То, что любовная ревность – это следствие любви, так же верно, как и то, что "Будь здоров" – следствие чиханья.
Поскольку лишь так можно было ходить на Его доске, что еще я мог поделать, когда Он сказал "Играй!"
Я сделал ход и проиграл ту единственную игру, которая у меня была, – и обрел несчастье.
Даже среди бедствий я смакую Его удовольствия, я, кому поставил мат Он. Он! Он!
Как же можно бежать от этого поражения на доске мира, о рассудительный?
Как может часть мира отъединить себя от целого мира, особенно когда Единственный делает это невозможным?
Всякий, кто обнаруживает, что он окружен миром, – находится в огне; только творец мира может освободить его.
Не веруя или веруя в Него, – ты создан Господом и принадлежишь Ему".