Подозрительность и недоверчивость
Подозрительность и недоверчивость присущи лицемеру, который судит о тебе по себе.
Помести перед глазами желтую стекляшку – солнечный свет окрасится в желтый цвет.
Разбей это стекло – и ты отличишь прах от человека.
Пыль поднимается всадником, а ты-то воображал, что пыль – это Божественный человек.
Иблис увидел пыль и захотел узнать, чем Адам, слепленный из глины, лучше его, сотворенного из огня.
Покуда ты видишь близких к Богу как обычных людей, знай, что таким восприятием одарил тебя Иблис.
Если ты – не дитя Иблиса, о упрямец, как наследство этой шавки попало к тебе?
Я [Руми] не шавка, я лев Господа, поклоняющийся Богу; лев Господа освобождается от внешней формы.
Лев мира ищет добычу и пропитание; лев Господа взыскует свободы и смерти.
Он видит в смерти сотни жизней и сжигает свое бытие как мотылек.
ММ I 3957-3966
Иблис как низшая душа (нафс)
Некоторые суфийские мастера полагали, что Иблис – это низшая душа и ее склонности. Они усматривали сущность Иблиса в том, что он обретается в человеке и не имеет отдельного бытия. Поясним это с помощью подборки цитат.
* * *
Ежедневно страсти облекаются в триста шестьдесят различных Божественных одеяний, приглашая странника сойти с пути; однако пока страсть ко греху не проявится в человеке, Сатана не может проникнуть в сердце его и внутреннее бытие.
Когда предрасположенность к страстям возрастает, Сатана использует это и лелеет ее, проецируя на сердце. Это и есть "искушение". Таким образом, оно начинается со страсти, и это одно из наиболее подлых нападений. Поэтому на слова Иблиса "Клянусь Твоим величием, я соблазню их всех" (38:82) Господь ответил так: "Поистине, рабы Мои, – нет для тебя над ними власти, кроме тех из заблудившихся, кто последовал за тобой" (15:42).
Итак, на самом деле Иблис – не более чем чувственная душа и страсти человека. Пророк имел в виду именно это, когда говорил: "Нет никого, над кем бы не взял верх Сатана, кроме Омара, который взял верх над своим Сатаной [своими страстями]".
КМ 262
Низшая душа и Сатана
С самого начала были заодно,
Оба завидовали Адаму
И были его недругами.
ММ III 3197
Низшая душа и Сатана существуют как одно,
Хоть они и являют себя в двух обличьях.
ММ III 4053
Один человек сказал другому:
– Иблис из гордости приходит и подстерегает меня во время присутствия[118].
Поскольку у меня нет сил бороться с ним, тревога входит в мое сердце в ответ на его хитрости.
Что мне делать, чтобы спастись от него и насладиться вином духовной жизни?
– Пока шавка эго с тобой, – ответил его друг, – Иблис не отстанет от тебя.
Льстивые речи Иблиса основаны на твоем же собственном самообмане; все без исключения твои желания и есть твой Иблис.
Ты удовлетворишь одно из желаний – в тебе возникнет еще сотня Иблисов.
Эта негодная яма мира, которая служит тюрьмой, – владения Сатаны от края и до края.
Стремись держать руки подальше от его владений, тогда и он ничего не сможет поделать с тобой.
Аттар МТ
Суфийские истории об Иблисе
В своих текстах суфии приводят забавные и ироничные истории об Иблисе, две из которых мы помещаем ниже.
Однажды Соломон обратился к Богу с просьбой:
– О Господь Всемогущий! Ты отдал под мое начало джиннов и людей, птиц и животных. Возможно ли присоединить к ним также и Иблиса? – я заточу его в темницу.
– Ах Соломон, – ответил Бог, – не настаивай на этом, не будет тебе от этого никакого прибытка.
– Господи Всемогущий, – взмолился Соломон, – даруй исполнение моей просьбы хотя бы на два дня!
– Да будет так, – сказал Бог. И Соломон заключил Иблиса в темницу.
Обладая такой полнотой власти, Соломон по-прежнему трудился, чтобы заработать на хлеб. Каждый день он плел корзину и продавал ее за две хлебные лепешки, которые делил в мечети с одним бедняком, приговаривая: "Бедняк водит компанию с бедняками". В тот день, когда он заточил Иблиса в темницу, он понес корзину на базар, но никто не купил ее, поскольку в тот день никто ничего не продавал и не покупал, – все молились. В тот день Соломон так и не поел. На следующий день он, как обычно, сплел корзину – и вновь никто не купил ее. Соломон был очень голоден и со стенаниями воззвал к Богу:
– О Всемогущий Господь! Я голоден, ибо никто не покупает корзин.
– О Соломон, – пришел ответ, – разве ты не понял, что с тех пор, как ты заключил в темницу господина базарных торговцев, дверь торговли закрыта для человечества, а это нехорошо для людей!
КАМ VIII 360
Саади в Бустане рассказывает:
Как-то один человек сидел и обманывал других, рассказывая небылицы. Собираясь уходить, он выругался в адрес Иблиса.
Встретив его, Иблис сказал: "Никогда я не видел такого простофили, как ты.
Ты и я – одного поля ягода, отчего же ты затеваешь вражду со мной?"
Азизоддин Насафи об Иблисе