И проклят вплоть до судного дня.
Руми ММ II 2791-2792
Зависть
Согласно Руми, Иблис утратил близость к Богу из-за своей зависти к Адаму.
Если на пути зависть схватит тебя за глотку –
Это Иблис, который просто обуреваем завистью.
Зависть заставила его презирать Адама,
Зависть подвигнула его восстать против того,
Что было ему предначертано.
ММ I 429-430
Гордость за прошлые дела
Хатем Асам сказал: "Берегись, как бы твое положение не заставило тебя возгордиться – ведь нет места лучше, чем небеса, и Адам испытал это на себе. Не гордись своей преданностью – Иблис понял это на своем опыте".
РК 196
Самопоклонение
Некоторые суфийские мастера полагают, что поводом удаления Иблиса со стоянки близости с Богом послужило самопоклонение: в ответ на повеление Божье он сказал "Я".
Аттар пишет:
Бог, Всевышний, когда говорил с Моисеем наедине, сказал ему: "Отправляйся и узнай тайну Иблиса".
Отыскав Иблиса, Моисей спросил его о тайне.
"Всегда помни вот о чем, – ответил ему Иблис, – никогда не говори "Я", иначе кончишь так же скверно, как я.
Даже если ты выказываешь малейший намек на существование, ты – неверующий.
Достижения на пути заключаются в отсутствии самовыражения; хороший человек – тот, кто пользуется дурной репутацией среди людей,
Ведь если допустить самовыражение на пути, тут же возникнут сотни "Я".
МТ 163
Отсутствие дружелюбия
Некоторые суфийские мастера считают, что причиной отдаленности Иблиса было отсутствие чувства дружелюбия к Богу. Иблис обладал гностическим мышлением, но не дружелюбием.
* * *
Притязание на дружбу без знания – это самоотречение, тогда как притязание на знание без дружбы – это предательство. Иблис, которого знали как "изгнанного" и "главу злокозненных", обладал знанием, но не дружбой. И начало его, и конец были чистейшим обманом и увязанием в глубинах неверности.
Внешне он выглядел как ангел и носил личину святости, но его внутреннее бытие было развращено. Он провел тысячи лет, двигаясь по пути преданности, в надежде на единение, и потому ожидал, что его внутренний глаз откроется или что благоухание единения пропитает его внутреннее бытие. Он пал с возвышенных небес на землю проклятия.
КАМ III468
Руми о негативных качествах Иблиса
Отделенностъ от Бога
Человек заключен в тюрьму мира,
чтобы осознать
свою отделенность от Бога.
Бог наш возвестил в нашем Коране,
что Иблис отделен от Него,
и предостерег против его уловок,
против его отделенности и злых советов.
Не присоединяйся к нему
и не води с ним никаких дел.
А если последуешь за ним,
обвиняя в этом его
то ведь он-то – отделён,
что же ты выиграешь?
ММ II 653-656
Лживость
Иблис воззвал: "О источник Мира! О Господи! Дай мне отсрочку до дня, когда они будут воскрешены[113],
Ибо я довольствуюсь пребыванием в тюрьме этого мира, чтобы изводить потомков моего врага.
Если кто имеет немного пищи веры или ломоть хлеба в дорогу – я похищу у них это хитростью или обманом, так что в огорчении они поднимут крик и плач.
"Иногда я угрожаю им нуждой или привязываю их взгляды к локону или родинке[114]. В этой тюрьме пища веры – редкость, а если она и есть, то укрыта в горшке – от глаз этой шавки[115].
Молитва, пост и сотня бесполезных состояний дают ему пищу страсти.
Ищу убежища в Боге от Сатаны; увы, мы все пострадали от его нападок.
Он – одна единственная шавка, хоть и входит в тысячи; те, в кого он входит, становятся как он.
Если кто-то ослабляет твой дух, знай, что в нем – Сатана, под его кожей скрывается демон.
Когда для него не находится тела, он входит через воображение и тем ввергает тебя в грех – Ты можешь мечтать о своих успехах в миру или в торговле, в познаниях, в религиозном братстве и в семейном кругу.
ММ II 630– 641
Плохая компания
Остерегись! Не слушай уговоров худого попутчика, берегись ловушки, не шагай по земле с чрезмерной самонадеянностью.
Взгляни на сотни тысяч демонов, которые произносят: "Нет иной силы и власти, кроме как у Бога". О Адам, различи в змее Иблиса.
Он льстит тебе, говоря: "О мой милейший друг", чтобы как мясник содрать с тебя шкуру.
Он льстит тебе, чтобы освежевать тебя, – прискорбно для того, кому враг назначает противоядие.
Он кладёт свою голову у твоих ног подобно мяснику[116], который хочет ободрать тебя как барана. Горе! Горе!
Подобно льву, сам охотится за добычей, не полагайся ни на чужих, ни на своих.
ММ II 256– 261
Обман
Любой, кто водит дружбу с неправедными, унижает и одурачивает себя.
Перед теми, кто далек от Бога, будь подобен мечу; не хитри, как лиса, будь львом.
Тогда друзья Бога из любовной ревности не порвут с тобой, ведь те шипы – враги этих роз.
Брось волков в огонь как дикую руту, ибо эти волки – враги Иосифа.
Иблис призывает тебя: "Мое милое дитя!" – остерегись! Он собирается обмануть тебя, проклятый демон.
Этот лишенный милости опробовал те же уловки на твоем праотце, объявив Адаму шах и мат.
Он шельмует при игре в шахматы, этот ворон; играя с ним, не зевай.
Ведь он знает много превосходных ходов, которые встанут у тебя поперек горла как кость.
Его кость будет торчать у тебя в горле годами. Что это за кость? – Любовь к высоким степеням и богатству.
Обладание – вот кость. О неустойчивый, пока она в твоей глотке, она перекрывает доступ воде жизни.
Если хитроумный враг хочет похитить твое богатство — это все равно, как если бы разбойник с большой дороги убил другого разбойника[117].
ММ II