Правомерность превосходства Адама над Иблисом
Некоторые суфийские мастера сравнивали Иблиса с Адамом, приводя причины превосходства последнего над первым; часть из них представлена ниже.
* * *
Иблис – проявление Имени "Вводящий в заблуждение", которое входит во всеобъемлющее имя ["Аллах"], тогда как Адам – проявление самого всеобъемлющего имени.
РШ VI 378
Адам был достойнее Иблиса, поскольку создан из земли, а Иблис – из огня. Земля лучше огня, ибо огонь вскрывает изъяны, земля же скрывает их. Во всем, что вы предаете огню, открывается несовершенство. Огонь позволяет узнать, настоящее это серебро или подделка, золотой сплав или чистое золото. Земля же покрывает несовершенство. Что бы вы ни предали земле, земля укроет это со всеми его пороками.
К тому же огонь вызывает распад, земля же соединяет.
Посредством огня рассекают и убивают, посредством земли воссоединяют и защищают.
Иблис был из огня, и вполне естественно, что он стал отверженным. Адам был из земли и потому соединился [с Богом]. Более того, природа огня – гордость, тяга к превосходству, тогда как природа земли – смирение, тяготение к покорности.
КАМ III 49
И Адам, и Иблис – оба пренебрегли тем, что им повелели, однако между ними было различие. Грех Адама проистекал от похоти, грех Иблиса – от гордыни. Действия, исходящие из гордыни, хуже, чем исходящие из похоти. Грех, проистекающий от вожделения, простителен, тогда как грех, вызываемый гордыней, разрушает веру человека.
КАМ III587
Помрачение Адама было временным – он тотчас раскаялся.
Грех Иблиса был весьма серьезным; он не оставил ему возможности искреннего покаяния.
ММ IV 3814-3915
Говорят, что Иблис заслужил проклятье и удаление из "святая святых" "Самодостаточного" по пяти основаниям. По тем же основаниям Адам заслужил прощение Божие, свет Его наставничества и принятие своего покаяния:
1. Иблис не признал за собой греха. Его гордыня не допустила этого, Адам же раскаялся благодаря своей беспомощности и признал за собой грех. Руми описывает это в стихах:
Помраченность Адама — от брюха и похоти,
А у Иблиса – от гордыни и высокого положения.
С тех пор первый искал прощения,
Тогда как проклятый слишком превознесся,
Чтобы покаяться.
(MM V 520-521)
2. Иблис не сожалел о содеянном и не искал прощения. Адам – сожалел, жаждал прощения и молил об этом.
3. Иблис не посчитал свое неповиновение промахом и не корил себя за это. Адам же принял на себя вину за содеянное и клял себя за свое помрачение.
4. Иблис не считал нужным покаяться, он не искал прощения и не просил об этом. Адам же знал, что покаяние – ключ к блаженству, путь к прощению, и потому считал покаяние необходимым. Он поспешил покаяться и не успокоился до тех пор, пока его покаяние не было принято.
5. Иблис утратил надежду на Божье прощение. Этот несчастный не знал, что безысходность – удел слабых, Бог же не слаб. В Боге нет ни безысходности, ни нужды в уверениях. Уверения – удел тех, кто беспомощен, Бог же не беспомощен. И потому когда "неблагой" утратил надежду, двери покаяния затворились перед ним. Адам же не отчаивался и утвердил свое сердце на милости Божьей и прощении, рыдая и плача на Божественном пороге, покуда милость Божья и прощение не были дарованы ему.
КАМ III 573
Шейх Джунайд сказал, что Иблис при всей его преданности не достиг в своем поклонении непосредственного лицезрения Бога (мошахада), тогда как Адам лицезрел Бога неотступно, даже когда согрешил. Это означает, что преданность есть повиновение, которое проявляется внешне, тогда как "лицезрение" подразумевает благоговение, которое проявляется внутренне, поскольку благоговение проистекает от почтительности. И потому для Иблиса всё сводилось к внешнему повиновению, но при отсутствии внутреннего благоговения и почтительности. Адам же презрел Божье повеление, будучи в состоянии расширения, но сохранил чувство внутреннего благоговения и почтительности. Итак, преданность при отсутствии почтительности бесплодна, а непредумышленный грех при сохранении почтительности не является губительным.
КСТ 435
Когда Иблис был действительно Иблисом, никто не знал, что он Иблис, даже он сам. Казалось, что он – набожный поклоняющийся, полностью отдающийся служению, омывающий свое лицо водой приятия.
Когда он оступился, стало ясно, что он не был ни другом, ни преданным. Адам же был искренен; он являлся другом, но тайна этой дружбы была скрыта – с благословения Бога. Когда он оступился, стало очевидно, что он был и другом, и преданным.
КАМ X 329
Адам приписал свой промах себе, сказав: "Господи наш! "Мы обидели сами себя..."(7:23), в то время как Иблис обвинил в своем грехе Бога, сказав: "Господь мой! За то, что Ты сбил меня..." (15:39). Руми пишет об этом в стихах:
Сатана сказал: "За то, что Ты сбил меня...", презренный дьявол нашел оправдание своему проступку.
Адам сказал: "Мы обидели самих себя", хотя он и не остался в неведении относительно Божьего деяния.
В соответствии с этикетом он признал себя согрешившим и скрыл деяние Бога; взяв грех на себя, он снискал благословение.
После того, как он покаялся, Бог спросил его: "Не Я ли сотворил грех и эти горести в тебе?
Не Мое ли то было повеление и указ? Отчего же ты утаил это, взмолившись о прощении?"
"Я убоялся, – сказал Адам. – Я следовал этикету". Бог ответил: "И Я, в свой черед, вознагражу тебя за это".
ММ 1488-1493