Его приверженность Божественному Единству
Некоторые суфии верят, что Иблис не поклонился Адаму из-за своей приверженности Божественному Единству.
Он видел, признавал и желал единственно Бога, ведая лишь о Нем и преклоняясь лишь перед Ним.
Ибн Джавзи пишет, что Ахмад Газали утверждал: тот, кто не научился быть верным Божественному Единству у Иблиса, – неверующий.
МАГ 261
Халладж сказал: "Среди людей Бога нет таких приверженцев Божественного Единства, как Иблис".
ТХ 42
Сахль ибн Абдоллах Тостари сказал: "Увидев Иблиса с группой людей и зная о его отказе поклониться Адаму, я решил поговорить с ним. Когда все прочие ушли, я сказал ему, что не отстану от него, пока он не расскажет о Божественном Единстве. Он начал говорить, и его речь была такова, что если бы арифы нашего времени были здесь, они застыли бы от изумления".
ТА 331
Хоть меня и отлучили от Его двора,
Никогда я не проявлю неповиновения на Его пути.
С того времени,
Как я вступил на путь к Возлюбленному,
Я не смотрел никуда, кроме как в Его сторону.
С тех пор, как я приблизился
К духовному таинству,
Я и не взглянул больше ни на кого.
Аттар МН 242
Как бы Он ни проклинал меня,
Я не покорюсь иному, помимо Него.
Если бы я взирал на что-то еще –
Не имел бы такой власти надо всем в мире.
Аттар ИН 107
В тот самый миг, когда Иблис был проклят,
Он начал молиться и возносить восхваления.
Он взывал: "Быть проклятым Тобою в сто раз лучше,
Чем отвратиться от Тебя ради иного''.
Аттар ИН 108
Халладж сказал: "Иблис в то время, когда он не был озабочен ничем, кроме самого себя, сказал: "Я лучше [Адама]". Фараон сказал своему народу: "Кроме себя, не представляю для вас иного Бога", – поскольку он не признавал за своим народом способности различать реальность и нереальное. Я сказал: "Если вы не знаете Его, тогда осознайте Его знамение. Я – это знамение. Я – истинная реальность (ана 'ль-хакк), которая проявляет мое непрерывное достижение реальности".
ТХ 50
Халладж говорил: "Бог сказал Иблису: "Свобода воли – у Меня, а не у тебя". Иблис ответил: "Свободная воля всех, включая мою – это Твоя воля. Я предпочел Тебя, а не себя, о Создатель, и когда Ты уберег меня от поклонения, Ты был "Уберегающим". Если я ошибся в сказанном, не отвергай меня, ведь Ты – "Внимающий" [Ты внимаешь тому, что у меня на сердце]; если бы Ты захотел, чтобы я поклонился ему [Адаму], я бы повиновался. Среди познавших нет никого, кто знал бы Тебя лучше, чем я".
ТХ 53
Халладж сказал: "Притязание на Божественное знание стало неоспоримым лишь для Мохаммада и Иблиса; Иблис достиг Сущности, но пал, Мохаммад достиг, и это было явлено.
Бог сказал Мохаммаду: "Смотри!", – а он не взглянул, не обратился ни направо, ни налево. "Не уклонилось его зрение и не зашло далеко" (53:17). Бог сказал Иблису: "Преклонись!" – а тот не преклонился. Иблис притязал на Божественное знание, но продолжал действовать сообразно своей воле и власти.
Мохаммад сказал: "Лишь через Тебя я обретаю силу, и через Тебя я действую, о Поворачивающий сердца! Не счесть похвал Тебе, лишь Тебе под силу воздать Тебе хвалу!"[92]
На небесах не было никого, поклоняющегося и приверженного Божественному Единству, подобного Иблису. Сущность поразила его, но ни разу он не отвлекся от Бога в своем духовном странствии, обожая одного лишь Возлюбленного (таджрид). Он был проклят, когда достиг состояния отделенности от себя и был изгнан от двери, поскольку притязал на свою исключительность на духовном пути (фарданийат).
Когда ему повелели: "Поклонись!", он сказал: "Нет иного [кроме Тебя]".
Тогда Бог сказал: "И над тобой Мое проклятие до дня суда" (38:78), и вновь Иблис сказал: "Нет иного [кроме Тебя]".
Мое отречение – освящено Тобою,
мое помешательство на Тебе –
Это мое испытание.
Не Адаму – но Тебе.
Впрочем, кто такой Иблис,
Чтобы делать различия?
Бросившись в море Божественного Великолепия, он был ослеплен и сказал: "Нет иной стези для меня, кроме Тебя, ведь я – смиренный влюбленный". Бог сказал ему: "Ты возгордился". Он ответил: "Если бы я побыл с Тобою лишь миг, и тогда моя гордость была бы оправдана, я же был с Тобою века".
ТХ 41-42
Его любовь к Божьему гневу
Суфии утверждают, что Богу присущи и красота, и величие, или, выражаясь иначе, и милость, и гнев. Суфий – это тот, кому по душе и милость, и гнев, а не тот, кто радуется милости и удручен гневом.
Иблис любил гнев Божий, ибо когда Бог проклял его, он не был удручен этим; наоборот, его обрадовало прозвучавшее слово "Моё", которое предваряло "проклятье", – ведь это значило, что проклятье исходит от Бога, а всё, что приходит от Него, приветствуется; об этом говорится в стихах: