Ты привязал меня к доске и бросил в море.

И ты же говоришь мне:

"Будь осторожен! Не намокни!"

Более того, проклятье Друга он в качестве подарка набросил на свои плечи как черную мантию, и удалился от "Ты", чтобы войти в"Я".

НАК 411

Бог сотворил Иблиса, "отверженного", из огня, выделив ему место у "лотоса крайнего предела" (53:14). Он посылал близких к нему учиться вместе с ним, и удерживал его на стоянке служения сто тысяч лет, покуда тот не подпоясался поясом проклятости.

Он вылепил земного Адама из косной глины и, не испытав его служением, возложил на него венец почитания и благоволения.

Его спросили: "Отчего такое почитание и благоволение Адаму, и такое унижение и безнадежность Иблису?"

Бог ответил: "Мы разделили..." (43:32), имея в виду следующее: "В том, как Я распределяю, нет "почему" и "отчего".

КАМ IX 76

Внешне Адам совершил оплошность, а Иблис – грех. Бог сказал Адаму: "Не вкушай зерна пшеничного", он же вкусил. Бог сказал Иблису: "Поклонись!", а тот не исполнил этого. Однако принятие или отвержение с их стороны определялось не их поступками, но тем, что исходит от Пера[81] и от предначертаний Вечного. "Перо", как следование воле Вечного Бытия, в случае Адама предначертало удачу, и в характере его была создана большая стойкость, и пришло прощение за его прегрешение в речении: "(Мы прежде уже заключили завет с Адамом), но он забыл, и не нашли Мы в нем стойкости" (20:115). Иблису же Перо предначертало изгнание и неудачу через Вечное Бытие. Бог наделил коварством душу его и выделил ему грех, сказав: "Он отказался, и превознесся, и оказался неверующим" (2:34). По причине предначертанного Иблису изгнания Бог сотворил ошейник из Своего проклятия и надел его на шею судьбы Иблиса. Все рождавшееся в результате его деяний становилось шлаком в руках искателя "Знания" – то есть нечистым. Преданность его стала причиной того, что он был проклят, а его поклонение – причиной его изгнания. Его поступки говорят о том, что Божественное указание должно приниматься безусловно, предвечное – не оспаривается.

КАМ VIII 373

Имам Джафар Садик сказал: "Иногда Бог желает неповиновения, а иногда Он хочет то, что запрещает. Он повелел Иблису поклониться Адаму, в то же время не желая этого, ибо если бы Он действительно хотел, Иблис бы повиновался.

Бог запретил Адаму вкушать с древа, в то же время пожелав, чтобы тот сделал это, – ведь если бы не было этого желания, Адам не вкусил бы.

OK I 276

Когда Бог вдохнул эту чистую душу в тело Адама из воды и земли,

Он не захотел, чтобы ангелы знали об этой душе.

"Духи небес, преклонитесь перед Адамом", – повелел он.

И тогда все склонили главы до земли, не ведая сей чистой тайны.

Иблис же отказался: "Никому не увидеть меня преклонившимся в этот миг!" – сказал он.

"Даже если отделят главу мою от тела моего, раскаяние не придет ко мне, ибо достанет мне и шеи[82].

Мне ведомо, что Адам – не глина, не убоюсь потерять главу свою за эту тайну".

Иблис был настороже, и глава его не была опущена, и потому он узрел тайну.

Возвышенный сказал: "О ты, соглядатай Пути, ты тайно узрел сущность Адама.

Поскольку тебе довелось узреть сокровище, которое Ясокрыл, Мне надлежит умертвить тебя, чтобы ты не открыл этого миру.

Неважно, где царь скрывает сокровище, – его никак не скрыть от слуги его.

Ибо тому, чьим глазам оно открылось, линия жизни предначертана, и, без сомнения, он умрет.

О ты, чей выбор – узреть сокровище, будь готов потерять главу свою.

Если Я теперь же не отсеку главу твою от тела твоего, ты откроешь тайное миру".

Иблис отвечал: "О Господи, сбереги раба Своего! Сжалься над несчастным, которого Ты изгоняешь!"

Бог Вездесущий сказал: "Даю тебе отсрочку, надев ошейник проклятья Моего тебе на шею. Нарекаю тебя "великим лжецом", и будешь проклят ты до Воскресения".

На это Иблис сказал: "Мне ли страшиться этого проклятья, после того как чистое сокровище открылось мне?

Проклятье – от Тебя, и милость – от Тебя; сей раб – Твой раб, и доля его – от Тебя.

Если моя участь – быть проклятым, не убоюсь, ибо должен быть яд, равно как и противоядие.

Когда я вижу, что мир заслуживает Твоего проклятия, я принимаю его на себя, ибо я дерзок.

Если хочешь быть искателем, тебе надлежит искать как я, иначе ты не взыскующий, а хватающий.

Если ты искал днем и ночью, но не нашел Его, это не Он потерялся, это искание твое несовершенно.

Аттар МТ 181

Тогда это стало очевидным; Он, возвышающий кого захочет, повелел существу из глины расправить крылья свои.

Он повелел существу огненному: "Иди, стань Иблисом; низвержен будешь за свою хитрость вплоть до седьмого слоя земного.

Земной Адам, возвысься до небес; Иблис огненный, изыди в землю.

Моим поступкам нет причин, так предуказано, Я повелеваю, и нет к тому поводов, о немощный.

Я изменяю тружение Своё в должное время, Я побуждаю пыль, что поднял, опуститься.

Я повелеваю морю: "Исполнись огнем!" и говорю огню: "Стань садом!"

Руми ММ II 1622-1627

Если Твоя грифельная доска столь чиста, отчего Ты сотворил Сатану?

Ты говоришь, что не следует обращать внимание на злокозненные слова Сатаны, и тем не менее Ты предоставил ему убежище в моей коже и жилах, и потому он может искушать и подталкивать к нелицеприятным поступкам.

Ты повелеваешь нам совершать религиозные отправления, а Сатане – бесноваться в наших телах и душах. Ты создаешь смятение, чтобы олень мог спастись бегством, а затем науськиваешь гончую собаку, чтобы она бросилась в погоню!

Наши рекомендации