Говорят, что вакт – обоюдоострый меч
Ведь он непрестанно прокладывает себе путь
Сквозь мгновения.
Там, где он проносится, ни криком, ни вздохом
Не задержать движение его клинка.
След времени — это просто дыхание,
Тем не менее его влияние колоссально,
Его отпечатки отчеканены
В сердце на веки вечные.
Старайся, чтобы его появление
Сочеталось с устремлениями твоей души.
Стремись предохранить след времени,
Помести его отметины в душу.
Время – метафизический клинок,
Его назначение – уничтожать недругов.
Постыдно, когда ему приходится рубить друзей –
ведь он создан для врагов!
Хотя что такое "недруги'''? – Враги сознания.
А что такое сознание? – Осознавание Господа.
Его недруги – запросы и низшая душа (нафс).
ХА, с. 35
Время согласно Шаху Ниматулле
"Знай, что метафизическое время (вакт) это сама длительность, в которой ты пребываешь в данный момент[64]. Оно – бытие (амр-и воджуди), пролегающее между двумя небытиями.
По арабской пословице "вакт – состояние, власть которого удерживает человека от занятия всеми прочими делами".
Каждый человек переживает сжатие (кабз), расширение (баст), скорбь (хозн) и радость (сорур) –в соответствии с его духовными склонностями. Бог возглашает: "...И дал вам всё, что вы просите" (14:33). Это можно интерпретировать так: каждое дело Божественности (ш 'ун-и хакк), о котором вы ходатайствуете перед Богом, будет непременно ниспослано вам в той мере, в какой это отвечает вашим склонностям. Бог возглашает: "Каждый день Он за делом (ша'н)" (55:29)[65].
Действительно, Бог направляет свои предопределения посредством архетипов (а'йан) различных существ, и, несмотря на то, что все возможности Им предрешены, Он обращает свой дар к врожденным (имкан) и интуитивным (адхвак) способностям дервишей в их созерцательные моменты.
Даже если дервишу случится упасть в море сжатия (кабз) сердца, он должен предать себя на волю волн до тех пор, пока его вновь не вынесет на берег. Если вместо этого он будет молотить руками и ногами, его сжатие будет лишь усиливаться с каждым дыханием, и в каждое мгновение (лахз') его вакт будет исторгаться из него".
РШ IV, с. 261
Мгновение (ан)
Слово "мгновение" (ан, множ. число аван) как суфийский термин обозначает текущий момент (вакт), в котором вы существуете. "Мгновение" безместно. Это духовное знание (ма рифат).
ТДж, с. 35
Дыхание
Дыхание
Часть первая. Арабский термин для дыхания (нафас)
Поговори с усладой сердца моего –
Стой, что подобна утреннему ветерку.
Наша любовь вспыхнула, как утренняя заря
На одном вздохе
Саади
В "Алхимии счастья" (Кимийя-йе са 'адат) Абу Хамид Газали дает такое объяснение нафасу:
"Дыхание — это буквально "вдыхание воздуха через нос или рот для успокоения сердца и последующий выдох". Такой вдох-выдох и представляет собой одно "дыхание".
Образно говоря, дыхание – это драгоценный камень, ценность которого составляет самую суть человека; растрачивать его впустую – неразумно".
"Каждый вдох – питатель жизни, – говорит Саади, – и каждый выдох несет приподнятость духу" [Г, с. 4].
"Как специальный суфийский термин дыхание — это дарование утешения сердцу посредством тонких частиц из сферы Незримого (лата 'иф гхойюб), – поясняет Кошайри. – Характер того, кто "обладает" дыханием, доброжелательнее и покладистее, чем у того, кто является "обладателем" мистических состояний.
Суфии полагают, что "обладатель дыхания" (сахиб-э нафас) – это продвинувшийся адепт, "обладатель времени" (сахиб-э вакт) – начинающий, а "обладатель состояний" (сахиб-э хал) занимает промежуточное положение между ними.
Мистические состояния – всего лишь средства, способствующие продвижению.
Люди сердца имеют дело с метафизическим временем, посвященные в тайны духа – с мистическими состояниями, дыхание же – это занятие адептов глубинного "я" (ахл-и сара'ир)".
РК, с. 127