Достижения какой-нибудь стоянки.
Хафиз
Арабское слово мокам –это герундий, означающий "стояние", а макам обозначает место стояния или, иначе говоря, стоянку. Достижение определенной стоянки в суфизме зависит от соблюдения определенных правил, преодоления ряда испытаний и аскетических устремлений. Говорят, что стоянка достигается исключительно благодаря Божественной поддержке; без этого любые достижения непрочны.
Мастера о духовных стоянках
Абдор-Раззак Кашани: "Стоянка реализуется, когда преданный усваивает совершенства Божественного Имени, которое служит ему примером; соответственно неудача в достижении совершенства стоянки, на которой находится искатель, препятствует его продвижению к более высокой стоянке. Точно так же не подобает не достигшему совершенств согласия с Божественной волей (кана 'am) приписывать совершенства упования на Бога (таввакул), точно так же неблаговидно приписывать смирение (таслим) тому, кто еще не достиг свойств упования на Бога. Ниже приводятся поясняющие примеры.
Достижение стоянки (эстифа') не затрагивает искателей, в процессе восхождения к более высокой стоянке лишенных воздействий более низкой стоянки; напротив, все воздействия и возвышенные степени низшей стоянки, как правило, включаются в высшую. Для того, чтобы стоянка была достигнута, искатель должен "овладеть" ею, то есть глубоко укорениться в ней, чтобы она стала самим его мистическим сознанием (хал). Только такое достижение удостаивает искателя его именования. Таким образом, когда его называют "покорным" или "уверенным", его реальность действительно соответствует этому названию. Искатель удостаивается стоянки исключительно за свое духовное "стояние" ('экамат) на ней".
ЭС, с. 87
Абу Наср Саррадж: "Термин "стоянка" указывает на "стояние" преданного перед Богом в соответствии с его возвышением до преданности, духовного борения, подвижничества и самоотреченности. Господь возгласил: "Это – для тех, кто боится стояния предо Мной и боится Моей угрозы!" (Коран 14:14)
ЛТ, с.41
Баба Тахир: "Стоянки существуют для немощных, которые довольствуются достигнутой стоянкой из-за своей духовной неспособности продвигаться далее, тогда как избранные – "на седалище истины у Царя Могучего" (Коран 54:55).
ТКК, с. 563
Эззод-дин Махмуд Кашани: "Термин макам указывает на одну из многочисленных градаций духовной продвинутости, он представляет собой расстояние, покрытое искателем при его движении, и то место, где он находится. Мистические состояния имеют отношение к тому, что выше искателя, и не зависят от него, всё его бытие подпадает под их влияние; а духовные стоянки – это места, где он подчиняет себе бытие. Точно так же не существует стоянки, которая не была бы полностью пронизана состоянием, как и не существует состояний, которые далеки от какой-либо стоянки".
MX, с. 125
Рузбихан: "Предмет ожиданий преданного – духовная стоянка, такая как терпение (сабр) или благодарность (шокр). Когда он полностью достигает их, его можно назвать "держателем" стоянки (сахиб макам). Однако за этой стоянкой следует другая, поскольку "нет среди нас никого без известного места" (Коран 37:164).
Достижение духовной стоянки, в сущности, заключается в обретении Божественных свойств в самом круговороте неустойчивости (талвин) мистических состояний".
ШШ, с. 547
Хал и макам: определения и различия между ними, вводимые мастерами
Худжвири: "Термин макам указывает на путь искателя, на его продвижение на поприще устремленности и на его чин перед Господом в соответствии с его достоинством; термин хал указывает на милость и благодать, которые Бог дарует сердцу своего слуги, вне зависимости от духовного борения, в котором может подвизаться преданный.
Макам принадлежит к области поступков, хал – даров. Следовательно, обладателя макама поддерживает его духовное тружение, тогда как обладатель хал глух к своему "я" и его поддерживает хал, который Бог сотворил в нем".
КМ (пер.), с. 181
Наджмуддин Кубра: "Мистические состояния служат пропитанием и провизией в духовном путешествии искателя; это конь, который несет его к искомому, ибо путешествие без припасов незаконно. Стоянки – оазисы для привала и отдыха – служат для облегчения тягот путешествия. Мистические состояния — принадлежность пути, духовные стоянки – караван-сараи для путников. Можно сказать, что хал — это крыло птицы, а макам – гнездо".
ФДж
"Мистические состояния – это Божественные дары, а стоянки зависят от усилий. Состояния исходят из самого существа Божественных щедрот, стоянки же – это Божественная благосклонность, заслуженная трудом. Обладатель состояния продвигается дальше, обладатель стоянки – остается на месте".
РК, с. 92
Худжвири, излагая воззрения Мохасеби, пишет: "Вам надлежит знать, что удовлетворенность – это конец стоянки и начало состояний; это, с одной стороны, место отдыха от достижений и усилий, с другой стороны, место любви и страстной восторженности; и нет иных стоянок. Духовная борьба (моджахедат) здесь исчезает. Следовательно, ее начало относится к тем вещам, которые даруются Богом. Полагают, что тот, кто находится в начале и видит свое довольство посредством самого себя, называет это стоянкой, тогда как находящийся в конце и видящий свое довольство посредством Бога, называет это состоянием".
КМ (пер., адаптир.), с. 182
Эззод-дин Махмуд Кашани: "То, что один наставник полагает состоянием, другой видит как стоянку. Поскольку все стоянки первоначально являются состояниями, и только затем становятся стоянками, и возникает разница в их оценках.
Можно наблюдать, например, как покаяние (тауба), самоанализ (мохасебе) и созерцание (моракебе) сначала являются преходящими состояниями, подверженными изменениям, а затем, когда они обретаются посредством усилий, они становятся стоянками.
Состояния окружены тем, что может быть достигнуто усилиями, тогда как стоянки окружены Божественными дарами.
Существует и такое подразделение: в мистических состояниях Божественное благоволение зримо, а усилия человека скрыты, тогда как на духовных стоянках усилия человека очевидны, а Божественная благосклонность скрыта.
Предметом обсуждений у суфиев также был вопрос, может ли искатель завершить стоянку, на которой он находится, до перехода на следующую стоянку.
Джунайд придерживался мнения, что преданный может прийти к более высокому состоянию до того, как достигнет завершенности в более низком состоянии, хотя остатки предшествующего состояния все еще связывают его. Из более возвышенного состояния он может охватить предшествующее состояние и завершить его[45].
Согласно Ансари, данное состояние можно завершить, лишь перейдя на более высокую стоянку, откуда искатель сможет охватить и таким образом завершить предшествующую стоянку.
Шихабод-дин Сухраварди считал, что искатель не может продвинуться на более высокую стоянку до завершения текущей стоянки. Перед своим дальнейшим продвижением он получает в дар мистическое состояние более высокой стоянки, благодаря чему для него и оказывается возможным двигаться дальше. Таким образом, его движение вперед от стоянки к стоянке совершается скорее благодаря Воле Божьей, чем его собственным усилиям. Эту взаимную согласованность Господа и преданного можно усмотреть в священном речении: "Если Мой преданный подходит ко Мне на длину руки, Я приближаюсь к нему на локоть"[46], посредством чего это воззрение может быть согласовано с ортодоксальной традицией. Продвижение искателя посредством проявления его воли вызывает привлекающую силу Божественной Воли в обличии мистических состояний".
MX, с. 128
Руми пишет: