Изменение европейского мировоззрения по вопросу отношения к Богу
Существенный вклад в трансформацию средневекового христианского мировоззрения внесла Реформация (с XVI в.). После Реформации христианство стало качественно иным. Протестантизм отказался от ряда таинств и догматов, Священного Предания, монашества, почитания икон. Католицизм тоже существенно изменился в ходе католической реформы и контрреформации. «Католическая реформа — это саморефлексия церкви в соответствии с идеалом внутреннего обновления; контрреформация есть самоутверждение церкви в борьбе против протестантизма» [8]. Католическая Церковь в самообновлении и в борьбе с Реформацией укрепила вертикаль папской власти, стала бороться с коррупцией внутри клира, создала институт инквизиции, ввела строгую цензуру, создала во всех епархиях семинарии и учебные заведения нового типа, и как следствие, повысила уровень образования духовенства. Как реакция на коррумпированность епископата появились новые монашеские ордена, восстанавливающие ценности раннехристианской общины и апостольской жизни (с 1527 г. орден театинцев), нищенствующего ордена францисканцев (с 1526 г. орден капуцинов), аскетического образа жизни и бедности (с 1593 г. орден босых кармелитов). Орден варнавитов (с 1533 г.) главной своей задачей считал духовное обновление общества и проповедь Евангелия, с XVII в. занимается образованием детей и юношества, поддерживает приюты для сирот, с XVIII в. ведёт миссионерскую работу в Европе и Азии. Главная задача ордена бонифратров (с 1537 г.) – попечение о больных. Орден св. Урсулы (с 1535 г.) создаёт школы и приюты для девочек и девушек. Орден иезуитов (с 1534 г.) активно занимается наукой, образованием и миссионерской деятельностью.
В XX в. самообновление католицизма произошло в философии неотомизма, тейярдизма, персонализма и философской антропологии. Эти течения формировались в полемике с атеистическими учениями марксизма, ницшеанства, атеистического экзистенциализма, позитивизма [1, с. 249].
2. Если в христианском теизме культивируется креативная модель сотворённого и управляемого Богом Космоса, то по мере продвижения к атеистическому мировоззрению постулируется модель Космоса как существующего вечно и управляемого регулярными естественными законами.
3. Открытие Николаем Коперником гелиоцентрической природы солнечной системы и основанные на этом открытии последующие научные исследования, создавшие классическое естествознание, привели к отказу от геоцентризма, характерного для христианского мировоззрения средних веков. В Новое время Земля стала рассматриваться как одна из многих планет бескрайнего Космоса. Как это открытие повлияло на мировоззрение? Двояко. С одной стороны, возросла вера в человеческий разум, а с другой стороны появилась неуверенность в своём статусе во Вселенной: «Освободившись от геоцентрических заблуждений, в которых пребывали все предшествующие поколения, человек растерялся, безвозвратно утратив прежнюю уверенность в своей особой роли в космосе. Он перестал чувствовать себя средоточием Вселенной, его положение в ней стало неопределенным и относительным. И каждый следующий шаг, сделанный в процессе Научной Революции, добавляя новые штрихи к новой картине мира, побуждал человека осознавать свою свободу, но одновременно усугублял беспорядок в его мыслях и вызывал беспокойство» [9, с. 273].
4. Успехи естествознания, и особенно теория Чарльза Дарвина об эволюции животного мира, вытеснили из новоевропейского сознания идею креационизма, заменив её на идею эволюционизма. «Открытие Дарвина только усугубило положение дел. Еще сохранявшиеся теологические представления о том, что миром управляет божественное начало и что человек имеет особый — духовный — статус, были сметены теорией эволюции: человек предстал всего лишь животным, отличающимся от других видов более высокой ступенью развития. Он перестал быть любимым творением Господа, наделенным божественной душой, а предстал следствием случайного эксперимента природы» [9, с. 274].
Поскольку «Бог умер», то и умерла концепция антропоцентризма, родилась идея «сверхчеловека», в которой человеку отведена эволюционная роль промежуточного звена между обезьяной и сверхчеловеком. Человек – продукт эволюции животного мира. Эволюция на человеке не заканчивается и будет продолжена в постчеловеческом будущем.
5. Меняется основное отношение. Почему мировоззрение человека сместилось из вертикальной плоскости (отношение «Человек – Бог») в горизонтальную плоскость (отношение «Человек – Природа»? Произошло это не сразу. Первый шаг сделали ренессансные гуманисты, выдвинув новую идею о природе человека, отличную от идеи человека как образа и подобия Божьего. Следующий шаг был сделан идеологами Реформации, предложившими измерять Богоугодность человека успехами в земных делах. Трудовое подчинение природы воле человека как богоугодное дело для спасения души человека стало доминантой протестантского мировоззрения. «В ходе истории в самом христианстве пассивное ожидание преображения мира в день Второго Пришествия постепенно сменялось другими настроениями, которые к началу Нового времени вылились в уверенность в том, что активная деятельность людей по преобразованию мира угодна Богу и может приблизить ожидаемое событие» [9, с. 272].
6. По мере дальнейшего вытеснения Бога из сознания человека в эпоху Просвещения доминанта мировоззрения смещается к идее прогресса как самоцели развития человека и человечества. Прогресс же понимается как господство над природой вообще, как человеческой, так и внечеловеческой. Пересматриваются все предыдущие мировоззренческие концепции природы человека, общественного и государственного устройства, окружающей человека природы. Все ссылаются на новое понимание природы, лишённой сакральности, а поэтому поддающейся рациональному преобразованию в интересах прогресса.
Подчинение природы воле человека не означает произвол. Есть понимание, что успешно управлять природой в интересах человека можно при согласовании целей человеческой деятельности с законами природы. Для этого нужна наука, открывающая эти законы. Успехи естествознания Нового времени в открытии физических, химических и биологических закономерностей и их прикладное применение во всех сферах общественной жизни, подняли авторитет науки в мировоззрении населения. Религиозное мировоззрение всё в большей мере стало сдавать свои лидирующие позиции.
7. Соответственно вера во второе пришествие Иисуса Христа и переход избранных представителей человечества в новое бытие вечной жизни стали вытесняться идеей «земного рая», построенного людьми с помощью науки и техники.
8. Научные открытия стали главным источником познания. Откровения Священного Писания и теологическая доктрина стали терять свою мировоззренческую актуальность: «Для современной цивилизации, достигшей полного расцвета сил и взошедшей в зенит, двигателем прогресса стали не религия и вера, но наука и разум. Источником всякого усовершенствования мира и раскрепощения человечества была признана не Божья, а человеческая воля» [9, с. 273].