По выполнению практических работ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

длястудентов 2 курса

специальности

Информационные системы (по отраслям)

Программирование в компьютерных системах

Нижний Новгород

2015г.

РАССМОТРЕНО на заседании ПЦК Протокол № ___ от _____________   Председатель ПЦК ________ __________ подпись   УТВЕРЖДАЮ   Заместитель руководителя СПО по УМР _ _________ Л.Ю. Шалыминова подпись
     
Составитель:Базин Е.С. преподаватель математических дисциплин.      

Содержание:

Практическая работа № 1 стр 4

Практическая работа №2 стр 11

Практическая работа №3 стр 22

Практическая работа №4 стр 34

Практическая работа № 1

Количество часов, отводимых на выполнение практической работы 2ч

Тема:Решение задач по теме «Теория множеств»

Цель:закреплениеосновных понятий теории множеств, теоретико-множественных операций.

Теоретические сведения:

Свойства подмножеств.

1. Рефлексивность. Множество А является подмножеством множества А:

по выполнению практических работ - student2.ru . (2)

2. Транзитивность. Если множество А является подмножеством множества В , а множество В является подмножеством множества С, то множество А является подмножеством множества С:

по выполнению практических работ - student2.ru (3)

3. Принцип объемности. Если множество А является подмножеством множества В, а множество В является подмножеством множество А, то множество А равно множеству В:

по выполнению практических работ - student2.ru (4)

Операции над множествами.

1. Объединением множеств А и В называется множество, состоящее из всех тех и только тех элементов, которые принадлежат хотя бы одному из множеств А или В:

по выполнению практических работ - student2.ru (5)

2. Пересечениеммножеств А и В называется множество, состоящее из тех и только тех элементов, которые принадлежат множеству А и множеству В:

по выполнению практических работ - student2.ru (6)

3. Разностьюмножества А и В называется множество всех тех элементов, которые принадлежат множеству А и не принадлежат множеству В:

по выполнению практических работ - student2.ru (7)

4. Симметричной разностьюмножеств А и В называется множество , состоящее из элементов множества А , не принадлежащих множеству В, и элементов множества В, не принадлежащих множеству А:

по выполнению практических работ - student2.ru (8)

5. Дополнениеммножества А называется множество всех тех элементов, которые не принадлежат множеству А:

по выполнению практических работ - student2.ru

Алгебра теории множеств.

Для любых множеств А, В и С выполнимы следующие тождества:

1. Коммутативный закон

по выполнению практических работ - student2.ru (9)

2. Ассоциативный закон

по выполнению практических работ - student2.ru (10)

3. Дистрибутивный закон

по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru (11)

4. Закон поглощения

по выполнению практических работ - student2.ru (12)

5. Закон идемпотентности

по выполнению практических работ - student2.ru (13)

6. Закон де Моргана

по выполнению практических работ - student2.ru (14)

7. Закон исключенного третьего

по выполнению практических работ - student2.ru (15)

8. Закон противоречия

по выполнению практических работ - student2.ru (16)

9. Операции с универсумом:

по выполнению практических работ - student2.ru (17)

10. Операции с пустым множеством:

по выполнению практических работ - student2.ru (18)

11. по выполнению практических работ - student2.ru (19)

12. Закон двойного дополнения

по выполнению практических работ - student2.ru (20)

13. по выполнению практических работ - student2.ru (21)

14. по выполнению практических работ - student2.ru (22)

Основные свойства отношений.

1. Рефлексивность.

Отношение называется рефлексивным, если для всех x выполняется условие: xjx или DMÍF.

Антирефлексивность.

Отношение называется антирефлексивным, если для всех x выполняется условие: ùxjx (символ “ù“ означает “не выполняется”) или по выполнению практических работ - student2.ru .

3. Симметричность.

Отношение называетсясимметричным , если для всех x выполняется условие: xjy Þ yjx или Ф=Ф-1.

Антисимметричность.

Отношение называется антисимметричным, если для всех x выполняется условие: xjy и x¹y Þù yjx или по выполнению практических работ - student2.ru ÍDM.

Асимметричность.

Отношение называется асимметричным, если для всех x выполняется условие: xjy Þù yjx или по выполнению практических работ - student2.ru =Æ.

6. Связность (полнота).

Отношение называется связным (полным), если для всех x выполняется условие: x¹y Þ xjy или yjx или М2\DMÍ по выполнению практических работ - student2.ru .

Транзитивность.

Отношение называется транзитивным, если для всех x выполняется условие: xjy и yjz Þ xjz или Ф по выполнению практических работ - student2.ru ФÍФ.

Задание на практическую работу:

Вариант №1

1. Даны множества:

A = {5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12},

B = {x / x<11, x – натуральное число},

C = {x / 7<x<14, x – натуральное число};

1) Изобразить эти множества

2) Перечислить элементы множества АÈВÇС.

2. Найдите çPç, где P = по выполнению практических работ - student2.ru если:

U={0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9}

A = {0, 2, 4, 6};

B = {3, 5, 7, 8, 9}

3. Упростить выражение:

AÇBÇBÇCÇ( по выполнению практических работ - student2.ru ÈAÇB)ÇCÈC;

4. Решить уравнение:

AX∆B=B\X

5. Дать анкету бинарного отношения:

aФb: a-b делится на 2

Вариант №2

1. Даны множества:

A = {5, 6, 7, 8, 9, 11},

B = {x / x<8, x – натуральное число},

C = {x / 1<x<13, x – натуральное число};

1) Изобразить эти множества

2) Перечислить элементы множества АÈВÇС.

2. Найдите çPç, где P = по выполнению практических работ - student2.ru если:

U={0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9}

A = {0, 2, 4, 6};

B = {3, 5, 7, 8, 9}

3. Упростить выражение:

по выполнению практических работ - student2.ru ÇBÇCÇ( по выполнению практических работ - student2.ru ÈA)ÇBÇCÈC;

4. Решить уравнение:

BX=(A\X)B

5. Дать анкету бинарного отношения:

aФb: a>2b

Вариант №3

1. Даны множества:

A = {1, 2, 3, 4, 5, 6},

B = {x / x<8, x – целое число},

C = {x / 1<x<15, x – натуральное четное число};

1) Изобразить эти множества

2) Перечислить элементы множества АÈВÇС.

2. Найдите çPç, где P = по выполнению практических работ - student2.ru если:

U={0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9}

A = {0, 2, 5, 6};

B = {3, 5, 7, 8, 9}

3. Упростить выражение:

( по выполнению практических работ - student2.ru )ÇCÇB

4. Решить уравнение:

AX∆B=X\A

5. Дать анкету бинарного отношения:

aФb: a=b+3

Технология работы:

Задание№1

Используя основные свойства множеств и определение подмножества выполнить задание.

Для изображения множеств использовать или диаграммы Эйлера или числовую прямую

Задание №2

Используя определение мощности множества выполнить задание.

Задание №3

Для выполнения данного задания необходимо последовательно применять тождества алгебры множеств. При их применении необходимо руководствоваться принципом упрощения(сокращение операции, замена более сложных на более простые, сокращение количества переменных)

Задание №4

Используя алгоритм решения, решить его

Задание №5

Последовательно исследовать данное соответствие на все свойства соответствий, сделать вывод

7 Контрольные вопросы

1. Дайте определения: а) пересечения множеств; б) объединения множеств; в) разности двух множеств; г) дополнения множества А до множества В; д) декартова произведения множеств. Как называются соответствующие операции над множествами?

2. Как с помощью кругов Эйлера изобразить а) пересечение множеств; б) объединение множеств; в) разность двух множеств; г) дополнение множества А до множества В?

3. Назовите основные свойства операций пересечения и объединения множеств.

4. Каков порядок действий в формулах, содержащих несколько теоретико-множественных операций, если формулы

а) не содержат скобок; б) содержат скобки?

5. Как изображается на координатной плоскости декартово произведение двух числовых множеств? Приведите примеры.

6. Дайте определение соответствия между множествами XиY. Приведите примеры соответствий.

7. Назовите способы задания соответствий.

8. Что такое граф соответствия; график соответствия?

9. Дайте определение обратного соответствия.

10. Какое соответствие называется взаимно однозначным?

11. Какие множества называются равномощными? Приведите примеры равномощных множеств.

12. Дайте определение бинарного отношения на множестве Х. Приведите примеры отношений.

13. В чем состоит свойство

а) рефлексивности;

б) симметричности;

в) антисимметричности;

г) транзитивности;

д) связанности

отношения? Какова особенность графа отношения в каждом из случаев?

14. Дайте определения отношений эквивалентности и порядка. Приведите примеры таких отношений.

Список рекомендуемой литературы

1. Дискретная математика: Учебное пособие / С.А. Канцедал. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 c.

2. Дискретная математика: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М. С. Спирина, П. А. Спирин. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 368 с.

Практическая работа № 2

Формулы равносильности.

1) Коммутативность

АVВ º ВVА А&В º В&А

2) Ассоциативность

АV(ВVС) º (АVВ)VС А&(В&С) º (А&В) &С

3) Дистрибутивность

АV(В&С) º (АVВ)&(АVС) А&(ВVС) º (А&В)V(А&С)

4) Идемпотентность

АVА º А А&А º А

5) Поглощение

АV(А&В) º А А&(АVВ) º А

6) Закон де Моргана

по выполнению практических работ - student2.ru º по выполнению практических работ - student2.ru & по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru º по выполнению практических работ - student2.ru V по выполнению практических работ - student2.ru

7) Закон исключающий третьего

АV1 º 1 А&1 º A

8) Закон противоречия

AVÆ º A A&Æ º Æ

9) Закон двойного отрицания

по выполнению практических работ - student2.ru º A

10) по выполнению практических работ - student2.ru º 1 , по выполнению практических работ - student2.ru º 0

11) A®B º по выполнению практических работ - student2.ru VB

12) A«B º (A®B)&(B®A)

13) AÅB º A& по выполнению практических работ - student2.ru V по выполнению практических работ - student2.ru &B

14) A | B º по выполнению практических работ - student2.ru º по выполнению практических работ - student2.ru V по выполнению практических работ - student2.ru

15) A¯B º по выполнению практических работ - student2.ru º по выполнению практических работ - student2.ru & по выполнению практических работ - student2.ru

Дизъюнктивной нормальной формой (ДНФ) формулы по выполнению практических работ - student2.ru называется выражение вида:

по выполнению практических работ - student2.ru , (2.4)

где по выполнению практических работ - student2.ru - элементарная конъюнкция.

Конъюнктивной нормальной формой (КНФ) формулы по выполнению практических работ - student2.ru называется выражение вида:

по выполнению практических работ - student2.ru , (2.5)

где по выполнению практических работ - student2.ru - элементарная дизъюнкция.

Любую формулу можно представить в виде ДНФ или КНФ.

ПРИМЕР

Пусть дана формула

по выполнению практических работ - student2.ru

Требуется получить ДНФ и КНФ данной формулы.

Применяя формулы равносильности, получаем КНФ по выполнению практических работ - student2.ru :

по выполнению практических работ - student2.ru

Применяя формулы равносильности, получаем ДНФ по выполнению практических работ - student2.ru :

по выполнению практических работ - student2.ru

Совершеннойдизъюнктивной нормальной формой(СДНФ) формулы по выполнению практических работ - student2.ru называется такая ДНФ, для которой выполняются следующие условия:

1. Все элементарные конъюнкции, входящие в ДНФ по выполнению практических работ - student2.ru , различны.

2. Все элементарные конъюнкции, входящие в ДНФ по выполнению практических работ - student2.ru , содержат литеры, соответствующие всем переменным.

3. Каждая элементарная конъюнкция, входящая в ДНФ по выполнению практических работ - student2.ru , не содержит двух одинаковых литер.

4. Каждая элементарная конъюнкция, входящая в ДНФ по выполнению практических работ - student2.ru , не содержит переменную и ее отрицание.

СДНФ по выполнению практических работ - student2.ru можно получить двумя способами:

1. по таблице истинности;

2. с помощью равносильных преобразований.

Совершеннойконъюнктивной нормальной формой(СКНФ) формулы по выполнению практических работ - student2.ru называется такая КНФ, для которой выполняются следующие условия:

1. Все элементарные дизъюнкции, входящие в КНФ по выполнению практических работ - student2.ru , различны.

2. Все элементарные дизъюнкции, входящие в КНФ по выполнению практических работ - student2.ru , содержат литеры, соответствующие всем переменным.

3. Каждая элементарная дизъюнкция, входящая в КНФ по выполнению практических работ - student2.ru , не содержит двух одинаковых литер.

4. Каждая элементарная дизъюнкция, входящая в КНФ по выполнению практических работ - student2.ru , не содержит переменную и ее отрицание.

Вариант 1

Задание 1.Построить таблицу истинности для функции

f(x,y,z)=(xy по выполнению практических работ - student2.ru

Задание 2. Определить, является ли данная функция алгебры логики тождественно ложной/истинной?

f(x,y,z)=(xy по выполнению практических работ - student2.ru

Задание 3. Выразить данную функцию через коньюкцию и дизъюнкцию?

f(x,y,z)=(xy по выполнению практических работ - student2.ru )

Задание 5.Упростить данную функцию используя элементарные преобразования

f(x,y,z)=(xy по выполнению практических работ - student2.ru z)(x|y)

Задание 6. Построить СДНФ для функции.

f(x,y,z)=(xy по выполнению практических работ - student2.ru z) по выполнению практических работ - student2.ru (xz по выполнению практических работ - student2.ru y)

Задание 7. Построить СКНФ для функции.

f(x,y,z)=(xy по выполнению практических работ - student2.ru z) по выполнению практических работ - student2.ru (xz по выполнению практических работ - student2.ru y)

Вариант 2

Задание 1.Построить таблицу истинности для функции

f(x,y,z)=(xy по выполнению практических работ - student2.ru

Задание 2. Определить, является ли данная функция алгебры логики тождественно ложной/истинной?

f(x,y)=(x по выполнению практических работ - student2.ru y)(y по выполнению практических работ - student2.ru )

Задание 3. Выразить данную функцию через коньюкцию и дизъюнкцию?

f(x,y)=(x по выполнению практических работ - student2.ru y)(y по выполнению практических работ - student2.ru )

Задание 5.Упростить данную функцию используя элементарные преобразования

.

f(x,y)=(x по выполнению практических работ - student2.ru y)(y по выполнению практических работ - student2.ru (x по выполнению практических работ - student2.ru y))

Задание 6. Построить СДНФ для функции.

f(x,y,z)=(xy по выполнению практических работ - student2.ru z) по выполнению практических работ - student2.ru (xz по выполнению практических работ - student2.ru y)

Задание 7. Построить СКНФ для функции.

f(x,y,z)=(xy по выполнению практических работ - student2.ru z) по выполнению практических работ - student2.ru (xz по выполнению практических работ - student2.ru y)

Вариант 3

Задание 1.Построить таблицу истинности для функции

f(x,y)=(xy по выполнению практических работ - student2.ru x) по выполнению практических работ - student2.ru y

Задание 2. Определить, является ли данная функция алгебры логики тождественно ложной/истинной?

f(x,y,z)=xyz по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru

Задание 3. Выразить данную функцию через коньюкцию и дизъюнкцию?

f(x,y,z)=xyz по выполнению практических работ - student2.ru

Задание 5.Упростить данную функцию используя элементарные преобразования

f(x,y,z)=(xyz по выполнению практических работ - student2.ru (x по выполнению практических работ - student2.ru y)) по выполнению практических работ - student2.ru z

Задание 6. Построить СДНФ для функции.

f(x,y,z)=(x по выполнению практических работ - student2.ru z) по выполнению практических работ - student2.ru (x по выполнению практических работ - student2.ru y) по выполнению практических работ - student2.ru (y по выполнению практических работ - student2.ru z)

Задание 7. Построить СКНФ для функции.

f(x,y,z)=(x по выполнению практических работ - student2.ru z) по выполнению практических работ - student2.ru (x по выполнению практических работ - student2.ru y) по выполнению практических работ - student2.ru (y по выполнению практических работ - student2.ru z)

Технология работы

Задание №1Используя таблицы истинности для каждой из операций построить таблицу истинности для функции. Соблюсти лексикографический порядок, использовать все наборы логических значений переменных

Задание №2 Рассчитать логические значения функции на всех наборах переменных, сделать вывод

Задача№3 Используя тождественные преобразования перейти к формуле содержащей только конъюнкции и дизъюнкции (операция отрицания допустимо только применяемо к переменной).

Задача №4Поэтапно применять тождества алгебры логики, учитывая порядок выполнения операций.При их применении необходимо руководствоваться принципом упрощения(сокращение операции, замена более сложных на более простые, сокращение количества переменных)

Задание №5 В данной задачи применимы все 3 метода приведения к совершенной форме. Выбор метода зависит от простоты применения и способностей учащихся.

Задание №6 В данной задачи применимы все 3 метода приведения к совершенной форме. Выбор метода зависит от простоты применения и способностей учащихся.

Контрольные вопросы:

1.
Что называется высказыванием?

2.
Приведите пример высказываний. Какое высказывание называется истинным, а какое ложным?

3.
Что называется составным высказыванием?

4.
Перечислите виды логических операций над высказываниями и сформулируйте их определение.

5.
Какие основные символы используются в теории высказываний?

6.
Какие связки простейшие? Назовите другие связки.

7.
Что такое таблица истинности высказывания и как она строится? Как ещё называется эта таблица?

8.
Какие существуют логические отношения между высказываниями?

9.
Перечислите варианты импликации.

10.
Сформулируйте основные законы алгебры высказываний. Как их доказать?

11.
Что такое булева функция?

12.
Как строится таблица истинности для булевых функций?

13.
Что такое ДНФ и КНФ?

14.
Дайте определение совершенного одночлена.

15.
Приведите правило преобразования формул в СДНФ и СКНФ.

16.
Как булевы функции связаны с формулами алгебры высказываний?

17.
Дайте определение многочлена Жегалкина и сформулируйте теорему Жегалкина.

18.
Сформулируйте первый алгоритм построения многочлена Жегалкина булевой функции.

19.
В чём состоит метод неопределённых коэффициентов для построения многочлена Жегалкина?

20.
Какой многочлен Жегалкина называется не линейным?

21.
Каков алгоритм определения линейности (нелинейности) булевой функции?

Основные понятия теории графов

Графом называется пара следующего вида:

по выполнению практических работ - student2.ru , (3.1)

где по выполнению практических работ - student2.ru - график по выполнению практических работ - student2.ru ;

по выполнению практических работ - student2.ru - множество вершин.

Иными словами, граф представляет совокупность множества вершин и дуг.

 
  по выполнению практических работ - student2.ru

Рис. 3.2. Граф

Граф, представленный на рис. 3. 2, состоит из множества вершин по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru и множество дуг по выполнению практических работ - student2.ru

Графическое изображение графа является самым наглядным, но не единственным способом задания графа. Кроме того граф может быть задан:

1. перечислением:

по выполнению практических работ - student2.ru

2. множеством образов:

по выполнению практических работ - student2.ru ,

где по выполнению практических работ - student2.ru - образ вершины по выполнению практических работ - student2.ru - множество вершин, в которые исходят дуги из данной вершины.

Матрицей инцидентности

Матрица инцидентности - это матрица вершин и инцидентных им дуг.

Дуга инцидентнавершине, если эта дуга исходит или заходит в данную вершину.

Вершина инцидентнадуге, если в эту вершину заходит или исходит данная дуга.

В матрице инцидентности в первом столбце расположены вершины, в первой строке – дуги. Остальные ячейки матрицы инцидентности заполняются по следующему правилу:

· по выполнению практических работ - student2.ru , если из i-той вершины исходит j-тая дуга:

· по выполнению практических работ - student2.ru , если в i-той вершину заходит j-тая дуга;

· по выполнению практических работ - student2.ru , если i-тая вершина не инцидента j-той дуге;

· по выполнению практических работ - student2.ru , если из i-той вершины исходит j-тая дуга и в нее же заходит, т.е. в i-той вершине j-тая дуга образует петлю.

Для графа, представленного на рис. 3.2 матрица инцидентности имеет вид:

  по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru
по выполнению практических работ - student2.ru -1 +1 +1 -1
по выполнению практических работ - student2.ru +1
по выполнению практических работ - student2.ru -1 -1
по выполнению практических работ - student2.ru +1 -1
по выполнению практических работ - student2.ru +1 -1
по выполнению практических работ - student2.ru +1

На практике в матрице инцидентности иногда нули не проставляются для наглядности.

  по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru
по выполнению практических работ - student2.ru -1 +1     +1 -1
по выполнению практических работ - student2.ru   +1          
по выполнению практических работ - student2.ru     -1 -1      
по выполнению практических работ - student2.ru       +1 -1    
по выполнению практических работ - student2.ru         +1 -1  
по выполнению практических работ - student2.ru             +1

Свойство матрицы инцидентности – сумма элементов по столбцам равна 0 или 2.

Матрицей смежности

Смежные дуги – это дуги инцидентные одной вершине.

Смежные вершины – вершины, инцидентные одной дуге.

Матрица смежности - это матрица смежных вершин.

Матрица смежности заполняется по следующему правилу: по выполнению практических работ - student2.ru , если из i-той вершины исходит дуга в j – тую вершину; во всех остальных случаях по выполнению практических работ - student2.ru (для удобства и наглядности на практике в матрице смежности нули не проставляются).

Для графа, представленного на рис. 3.2 матрица смежности имеет вид:

  по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru
по выполнению практических работ - student2.ru      
по выполнению практических работ - student2.ru            
по выполнению практических работ - student2.ru        
по выполнению практических работ - student2.ru          
по выполнению практических работ - student2.ru          
по выполнению практических работ - student2.ru            

Полустепенью захода по выполнению практических работ - student2.ru i–той вершины называется число дуг, заходящих в данную вершину.

Полустепенью исхода по выполнению практических работ - student2.ru i-той вершины называется число дуг, исходящих из данной вершины.

Степенью i-той вершины исхода по выполнению практических работ - student2.ru называется сумма полустепеней захода и исхода:

по выполнению практических работ - student2.ru (3.2)

Свойства матрицы смежности:

1. Сумма единиц по строке определяет полустепень исхода;

2. Сумма единиц по столбцу определяет полустепень захода;

3. Сумма единиц по строкам и по столбцам определяет степень вершин.

Основное свойство графа:

В любых графах число вершин с нечетной степенью четно.

Путемв графе называется последовательность дуг такая, что каждая следующая дуга исходит из вершины, в которую заходит предыдущая дуга.

Длиной путиназывается количество пройденных дуг.

Простой путь – это такой путь, в котором дуга встречается не более одного раза.

Элементарный путь – это путь, в котором вершина встречается не более одного раза.

Контур – путь, начинающийся и заканчивающийся в одной точке.

Петля – контур длиной в одну единицу.

Графы бывают двух видов:

· ориентированный граф (орграф) - это граф, состоящий из вершин и дуг.

· неориентированный граф – это граф, состоящий из вершин и ребер. Ребро – это дуга, не имеющая направление.

по выполнению практических работ - student2.ru

Рис. 3.3. Неориентированный граф

В неориентированном графе путь называется цепью; контур – циклом.

Неориентированный граф также может быть задан с помощью матриц инцидентности и смежности.

Матрица инцидентности для неориентированного графа составляется по правилу:

· по выполнению практических работ - student2.ru , если i-тая вершина инцидентна j-тому ребру;

· по выполнению практических работ - student2.ru , если i-тая вершина не инцидента j-тому ребру;

· по выполнению практических работ - student2.ru , если. в i-той вершине j-тое ребро образует петлю.

Для графа, представленного на рис. 3.3, матрица инцидентности имеет вид:

  I II III IV V VI VII
     
         
       
       
         

Матрица смежности для неориентированного графа составляется по правилу: по выполнению практических работ - student2.ru , если из i-тая и j – тая вершины смежные.

Для графа, представленного на рис. 3.3, матрица смежности имеет вид:

 
     
   
   
     

Матрица смежности для неориентированного графа симметрична относительно главной диагонали. Степень i- той вершины равна сумме элементов по строке или по столбцу матрицы смежности.

Если в графе присутствуют как ребра, так и дуги, то он называется смешанным.

Если между двумя вершинами существует более чем 1 дуга или ребро, то такой граф называется мультиграфом.

 
  по выполнению практических работ - student2.ru

Рис. 3.4. Смешанный мультиграф.

Граф называется связным, если между любыми двумя вершинами которого существует путь (цепь).

Эйлеров граф.

Эйлеровой цепьюназывается цепь, проходящая по всем ребрам графа.

Эйлеровым циклом называется эйлеровая цепь, начинающаяся и заканчивающаяся в одной вершине.

Эйлеровым графомназывается граф, содержащий Эйлеров цикл.

ТЕОРЕМА: Для того чтобы связанный граф был Эйлеровым, необходимо и достаточно, чтобы степени всех вершин были четны

Данная теорема позволяет решить задачу о Кенигсбергских мостах. Граф, соответствующий данной задаче, имеет вид

А

 
  по выполнению практических работ - student2.ru

С D

B

Рис. 3.5 Граф «Кенигсбергские мосты»

Вершины графа (A, B, C, D) имеют степени:

по выполнению практических работ - student2.ru (3.3)

Тогда в соответствии с теоремой Эйлера данный граф не является Эйлеровым. А это означает, что нельзя обойти все мосты г. Кенигсберга строго по одному разу, начав и закончив путь в одной точке суши.

Следствие из ТЕОРЕМЫ: Для того чтобы граф содержал Эйлеровую цепь, необходимо и достаточно, чтобы две вершины имели нечетную степень. При этом в одной из вершин цепь будет начинаться, в другой – заканчиваться.

Алгоритм фронта волны.

Пусть необходимо найти минимальный путь из вершины по выполнению практических работ - student2.ru в вершину по выполнению практических работ - student2.ru .

1. Выписываются все вершины с 1 по n. Вершина по выполнению практических работ - student2.ru помечается индексом 0.

2. Находится первый фронт волны по выполнению практических работ - student2.ru как множество вершин образа вершины по выполнению практических работ - student2.ru .

по выполнению практических работ - student2.ru (3.17)

3. Все вершины, принадлежащие первому фронту волны, помечаются индексом 1.

4. Вводится счетчик шагов (фронтов волны) по выполнению практических работ - student2.ru .

5. Если по выполнению практических работ - student2.ru или по выполнению практических работ - student2.ru , то вершина по выполнению практических работ - student2.ru недостижима из вершины, и работа алгоритма на этом заканчивается. В противном смысле переходим к пункту 6.

6. Если по выполнению практических работ - student2.ru , то переходим к пункту 8. В противном случае существует путь из вершины по выполнению практических работ - student2.ru в вершину по выполнению практических работ - student2.ru длиной в по выполнению практических работ - student2.ru единиц, и этот путь минимальный:

по выполнению практических работ - student2.ru

7. Находятся промежуточные вершины по выполнению практических работ - student2.ru z по правилу:

по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru , (3.18)

где по выполнению практических работ - student2.ru - прообраз вершины по выполнению практических работ - student2.ru - множество вершин, из которых заходят дуги в вершину по выполнению практических работ - student2.ru

8. Определяется по выполнению практических работ - student2.ru фронт волны как все непомеченные вершины, принадлежащие образу вершин по выполнению практических работ - student2.ru - го фронта волны. Помечаются индексом по выполнению практических работ - student2.ru вершины по выполнению практических работ - student2.ru фронта волны. Далее осуществляется переход к пункту 5.

Задание №1.

Найти Эйлерову цепь в неориентированном графе.

по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru по выполнению практических работ - student2.ru
а) б) в)

Задание №2.Для графа G=(V,E), с заданными мощностями |V|=n, |E|=m составьте матрицы смежности и инцидентности, опр

Наши рекомендации