Общие проблемы философии науки

1. Онтология науки и онтологическая функция философии.

2. Эволюция подходов к анализу науки: генезис науковедения.

3. Классическая традиция в философии науки.

4. Неклассическая парадигма в философии науки.

5. Постнеклассическая парадигма науки.

6. Синергетическое понимание науки.

7. Наука как творчество.

8. Преднаука и наука: сущностные характеристики и основные признаки.

9. Основные метапарадигмы науки. Понятия интернализм и экстернализм в научной деятельности.

10. Революции в науке: критерии и методы осуществления.

11. Становление науки и философия.

12. Онтологические основания возникновения науки в Древней Греции.

13. Формирование основ математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р.Бэкон, У.Оккам и Лейбниц.

14. Эксперимент и экспериментальный этап развития науки.

15. Формирование науки как профессиональной деятельности.

16. Рациональность как принцип и уровень научного знания.

17. Условия и предпосылки возникновения классической науки.

18. Технологические особенности в вызревании науки.

19. Становление и особенности социальных и гуманитарных наук.

20. Математические методы анализа как критерии вызревания науки (Г.Галилей, Ф.Бэкон, О. Конт, Л.Витгенштейн).

21. Научное знание как сложная развивающаяся система: взаимодействие и единство наук.

22. Многообразие форм и типов научного знания. (принцип фалибилизма)

23. Структура эмпирического знания.

24. Процедура формирования научного факта.

25. Проблема научного факта.

26. Структура теоретического знания.

27. Теоретические модели и законы в науке.

28. Рациональность как принцип и уровень научного знания.

29. Динамика науки и консерватизм научного знания.

30. Теоретические модели в организации науки.

31. Гипотетико-дедуктивная концепция теоретических знаний (преимущества и ограничения).

32. Развертывание теории как процесс постановки и решения задач.

33. Парадигмы научного знания в современной науке.

34. Математизация и идеализация теоретического знания.

35. Структура эмпирических оснований науки. Относительная и абсолютная истины.

36. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность.

37. Научная картина мира: дефиниция и исторические типы.

38. Операциональные основания научной картины мира. Эволюция субъект-объектных отношений в процессе познания.

39. Философия как методология.

40. Философское обоснование научных знаний как условие включения результатов научных знаний в культуру.

41. Методы научного познания и их классификация.

42. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания.

43. Зрелость и проблема верификации теоретических моделей и законов.

44. Механизмы развития научных понятий.

45. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

46. Этическая составляющая ценностей научной рациональности.

47. Особенности и критерии научного познания как явлений культуры.

48. Наука и искусство.

49. Наука и обыденное познание.

50. Наука и религия.

51. Традиции и новые знания. Нелинейность роста знаний.

52. Научные революции и их методологическая роль.

53. Междисциплинарные взаимодействия как фактор революционных преобразований в науке. Редукционизм.

54. Методологическая роль философии.

55. Философия как генеральная картина мира.

56. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания.

57. Типы научной рациональности.

58. Современные процессы дифференциации и интеграции наук.

59. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.

60. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

61. Проблемные ситуации в научном познании и их роль в развитии науки.

62. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки.

63. Этические проблемы в современной науке.

64. Проблема гуманитарного критерия в науке и высоких технологиях.

65. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.

66. Современный сциентизм и антисциентизм.

67. Наука и паранаука. Критерии научного знания.

68. Этика науки и проблема перспектив научного постижения мира.

69. Соотношение разнообразных познания и чистота научного исследования.

70. Главные характеристики современного этапа развития науки.

71. Проблемные ситуации в научном познании и их роль в развитии науки.

72. Теоретический уровень научного исследования. Основные методы и формы теоретического знания.

73. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания.

74. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.

75. Современная наука и ее роль в формировании новых мировоззренческих ориентиров цивилизационного развития.

76. Наука и творчество. Функции науки в жизни общества.

77. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.

78. Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия.

79. Научные сообщества и их исторические типы.

80. Научные школы.

Философские проблемы конкретных дисциплин

Наши рекомендации