Наука как социокультурный феномен. Функции науки в жизни общества.
Наука является крайне сложным и многогранным общественным феноменом. В литературе нет однозначного единого определения термина «наука», однако можно выделить отдельные характеристики ее сущности, как: система знаний – форма общественного сознания, род человеческой деятельности; социальный институт; суммарный опыт человечества; непосредственная производительная сила общества.
Существую три основные концепции науки: наука как знание, как деятельность и как социальный институт.
В логико-гносеологическом плане наука рассматривается как система знаний, особая форма общественного сознания. На ранних этапах существования науки научное знание действительно представлялось чисто духовных усилий мыслящего индивида. Подобное понимание науки господствовало долгое время, однако такая трактовка не отражает всю полноту этого явления: роль науки все возрастала и вместе с тем – потребности в материально-технической базе, финансировании, организационно-управленческих мероприятиях. В связи с этим появилась необходимость трактовки науки с точки зрения деятельностного подхода: не только как знание, а как особая форма профессионально-специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься как социальный институт. Наука как социальный институт – это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом – цель и назначение которого – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных и профессиональных функций.
Современная наука представляет собой единство этих трех концепций.
Функции науки обычно выделяют две: познавательная и практическая. Однако существуют и другие, более подробные и емкие, варианты выделения ее функций. Например:
1. познавательная – задается самой сутью науки – познание природы, общества, человека, рационально-теоретическое познание мира, открытие законов и закономерностей, объяснение явлений и процессов, составление прогнозов; то есть производство нового научного знания.
2. мировоззренческая – тесно связана с первой, разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование отношения человек-мир, обоснование научного миропонимания, ценностных ориентаций, хотя ведущая роль в этом вопросе принадлежит философии
3. производственная, технико-технологическая функция – «онаучивает» сферу материального производства, обеспечивает его функционирование и развитие, технический и технологический прогресс, внедрение новаций в производство;
4. управленческо-регулятивная функция – выражается в том, что наука разрабатывает идейно-теоретические и методологические основы управления и регуляции, прежде всего касательно социальных явлений и процессов. Ученые – социологи, психологи, политологи, экономисты осуществляют информативное обеспечение управленческо-регулятивного процесса, консультирование работников гос.аппарата, повышая эффективность управленческих решений и совершенствуя организационные структуры, служебные и деловые отношения;
5. культурно-воспитательная, образовательная функции – наука является феноменом культуры, фактором развития людей и образования. Данная функция осуществляется через культурную деятельность, политику, образование, СМИ, просветительскую деятельность ученых;
6. идейно-преемственная, традиционная функция – обеспечивает наследование, сохранение всех достижений научного «коллективного интеллекта», научной памяти, связь времен, преемственность различных поколений ученых, передачу традиций, определенных норм, ценностей и идеалов в сфере научного производства;
7. практически-действенная функция – интегрирует все другие функции науки, характеризует ее универсальную преобразующую социальную силу, которая способна изменить все сферы общества, отношения. Данная функция осуществляется главным образом через практическую производственную деятельность, в которой происходит процесс материализации научного знания, идей ученых.
8. методологическая функция – исследует проблемы методологии науки, разрабатывать способы, средства и методы научного познания, прогресс науки оценивается не только богатством новых идей, но и мощью исследовательского арсенала;
9. производство, воспроизводство и подготовка научных кадров – эта функция науки как и предыдущая, является внутринаучной, обеспечивает сферу научного производства необходимыми специалистами, исследователями, учеными, норм.функционирование науки как социального института, собственное воспроизводство, особое внимание уделено подготовке молодых научных кадров.
Все функции науки связаны между собой.
Этос науки - набор внутренних социальных норм, которых придерживаются ученые в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование социального института науки.