К какому из перечисленных философских направлений принято относить учения Ф.Ницше и О.Шпенглера?
а) философия жизни;
б) неотомизм;
в) стоицизм;
г) феноменология.
27. Истина трактуется как «результат соглашения между людьми» в рамках:
а) прагматистской теории истины;
б) корреспондентской теории истины;
в) неотомистской теории истины;
г) конвенциональной теории истины.
28. Кто из нижеперечисленных мыслителей применял цивилизационный подход к анализу общественного развития:
а) Августин Аврелий;
б) О.Шпенглер;
в) К.Маркс;
г) З.Фрейд.
29. Глобальными проблемами современности являются:
а) проблема смысла жизни, свободы, счастья человека;
б) экологическая, демографическая, энергетическая и т.д.;
в) политические, правовые, культурологические и т.д.;
г) этические, эстетические, философские.
30. Кто определял историю как развитие духа во времени, как этапы самопознания обществом свободы:
а) К.Ясперс;
б) К.Маркс;
в) О.Шпенглер;
г) Г. Гегель.
31. Формационная теория развития общества разработана:
а) Г.Гегелем;
б) М.Вебером;
в) К.Марксом;
г) О.Шпенглером.
32. Идея прогресса общественного развития возникла :
а) в философии Просвещения;
б) футурологии;
в) философии жизни;
г) экзистенциализме.
33. Философия выступала служанкой богословия:
а) в античной культуре;
б) эпоху Средневековья;
в) эпоху Просвещения;
г) эпоху научно-технической революции.
34. Кто определил свободу как познанную необходимость:
а) Вольтер, Руссо;
б) Ницше, Шопенгауэр;
в) Гегель, Маркс;
г) Камю, Сартр.
35. Идея многообразия культур и цикличности их развития возникла в философии:
а) О.Шпенглера;
б) К.Маркса;
в) Л.Фейербаха;
г) Г.Гегеля.
36. Кому принадлежит идея, что народные массы являются движущей силой истории:
а) философии жизни;
б) философии всеединства;
в) марксизму;
г) экзистенциализму.
37. Для какого философского направления чужда идея господства человека над природой, идея покорения человеком природы:
а) эмпиризму Ф.Бэкона;
б) рационализму Р.Декарта;
в) материализму К.Маркса;
г) «космизму» Н.Федорова.
38. Шпенглер определил цивилизацию как:
а) расцвет культуры;
б) то же, что и культура;
в) завершение культуры;
г) рождение культуры.
39. Гражданское общество основано:
а) на естественном отборе;
б) коллективной собственности;
в) частной собственности и частном интересе;
г) абсолютной монархической власти.
40. Разработка теории “естественного права и общественного договора” принадлежит:
а) Гоббсу, Руссо;
б) Г.Спенсеру, О.Конту;
в) К.Марксу, Ф.Энгельсу;
г) Ф.Достоевскому, В.Соловьеву.
41. Кому, на ваш взгляд, может принадлежать следующее высказывание: «В духе революционном нет ни свободы, ни братства»:
а) К.Марксу;
б) В.Ленину;
в) Н.Бердяеву;
г) Н.Кропоткину.
42. Как называется учение, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия:
а) рационализм;
б) материализм;
в) фатализм;
г) волюнтаризм.
43. «Философия абсурда» получила разработку в творчестве:
а) А.Камю, Ж.-П.Сартра;
б) Р.Декарта, В.Лейбница;
в) Платона, Аристотеля;
г) И.Канта, Г.Гегеля.
44. Как называется учение, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью:
а) теология;
б) сенсуализм;
в) персонализм;
г) прагматизм.
45. Какому учению принадлежит идея непротивления злу силой:
а) философии жизни;
б) Евангелию;
в) историческому материализму;
г) позитивизму.
46. Представители какого философского направления подвергли критике идею общественного прогресса:
а) марксизм;
б) позитивизм;
в) футурология;
г) философия жизни.
47. Соборность в качестве нравственного начала русского народного духа рассматривали:
а) анархисты;
б) марксисты;
в) славянофилы;
г) позитивисты.
48. Свободу совести можно определить как:
а) отсутствие всякой совести;
б) возможность поступать как хочется;
в) право человека на веру и принадлежность к какой-либо религии или быть атеистом;
г) верить, что Иисус Христос – действительно сын Божий.
49. Что такое мораль? Мораль – это:
а) вера в добро, его окончательную победу;
б) система воспитания хороших манер;
в) социальное явление, включающее исторические представления о добре и зле и система норм деятельности, основанная на этих представлениях;
г) навязывание определенных норм поведения системой идеологических учреждений.
50. Мысль о духовном и смысловом единстве философии и религии принадлежит:
а) Аристотелю;
б) Фоме Аквинскому;
в) Гегелю;
г) Марксу.
51. Какую философскую позицию характеризуют слова Марка Аврелия «Согласного судьба ведет, а несогласного она тащит»:
а) волюнтаризм;
б) фатализм;
в) эпикуреизм;
г) витализм.
52. Личность – это:
а) любой человек;
б) яркая индивидуальность;
в) человек, достигший совершеннолетия;
г) индивид, который способен свободно, творчески и ответственно осуществлять деятельность, ориентируясь не только на собственное благо, но и способствуя благу других.
53. Мудрость, справедливость, мужество, умеренность – основные добродетели человека в понимании философов эпохи:
а) античности;
б) Средневековья;
в) Нового времени;
г) XX века.
54. Сознание:
а) свойство всей материи, ее одухотворенность;
б) способность к мышлению, доступная высшим животным;
в) умение изменять свое поведение;
г) сущностная характеристика человека, выделяющая его из всего окружающего мира.
55. «Сущность человека – не абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений». Данная мысль принадлежит:
а) Шопенгауэру, Ницше;
б) Фейербаху;
в) Марксу, Энгельсу;
г) Соловьеву, Булгакову.
56. Положение о том, что бессознательное (Эрос и Танатос) являются определяющими факторами поведения и жизнедеятельности человека, принадлежит:
а) психоанализу (фрейдизму);
б) экзистенциализму;
в) философии жизни;
г) ницшеанству.
57. Смысл жизни – главная проблема:
а) марксизма;
б) экзистенциализма;
в) герменевтики;
г) позитивизма.
вопросы для подготовки к экзамену