Семинар 6. Проблемы социальной философии
1. Предмет социальной философии. Общество как система. Основные сферы жизнедеятельности общества.
2. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития.
3. Будущее человечества. Развитие мировой цивилизации. Глобальные проблемы современности.
4. Понятие культуры и цивилизации. Россия в диалоге культур.
Основная литература
1. Алексеев П.В. Философия: Учеб./ П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 2001.
2. Алексеев П.В. Социальная философия: Учеб. пособие. – М., 2003.
3. Барулин В.С. Основы социально-философской антропологии. – М., 2002.
4. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учеб. – М., 2001.
Дополнительная литература
1. Серебряков С.А. Гражданское общество, свобода, ответственность // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 3. – 122 – 135.
2. Хачатурян В.М. Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского: логика и противоречия // Общественные науки и современность. – 2003. – №2. – С. 96 – 109.
3. Ионов И.Н. История и цивилизация (Идея и догадки Н. Данилевского в сравнительно-историческом освещении) // Общественные науки и современность. – 2003. – №2. – С. 110 – 135.
4. Миголатьев А.А. Философия цивилизации // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 4. – С. 64 – 80.
5. Социальная философия: Слов./ Ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. – М., 2003.
6. Селезнев А.М. Всемирно-исторический процесс как взаимодействие цивилизаций// Философия и общество. – 2003. – № 4. – С. 5 –15.
7. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Пер. с англ./ Ред. В.И. Уколова, Д.Э. Харитонович. – М., 2002.
8. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Избранное: Пер. с англ./ Ред. В.И. Уколова, Д.Э. Харитонович. – М., 2001.
9. Левяш И.Я. Культурология: Учеб. пособие. – М., 2004.
10. Культурология: Учеб. пособие / Ред. А.Н. Радугин. – М., 2003.
Тесты
1. Определение философии:
а) наука, изучающая различные картины мира;
б) система взглядов на человека и мир в целом, исследование сознания и бытийных вопросов;
в) наука, отделяющая мифологию и науку.
2. Философское учение о ценностях называется:
а) гносеология;
б) онтология;
в) аксиология;
г) праксиология.
3. Античным философом, в учении которого бытие предстает как совокупность множества неделимых материальных частиц – атомов, был:
а) Пифагор;
б) Аристотель;
в) Платон;
г) Демокрит.
3. Открытие категории бытия принадлежит:
а) представителям элейской школы (VI – V вв. до н. э.);
б) философам эпохи Возрождения;
в) русским религиозным философам первой половины XX в.;
г) мыслителям французского Просвещения.
4. Под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств в учении:
а) материалистов;
б) объективных идеалистов;
в) субъективных идеалистов;
г) солипсистов.
5. Досократическая философия представлена какими философами:
а) Кант, Гегель, Маркс;
б) Платон, Аристотель, Сенека;
в) Декарт, Лейбниц, Спиноза;
г) Гераклит, Пифагор, Демокрит.
6. С точки зрения средневековой онтологии подлинным бытием обладает:
а) бог;
б) природа;
в) человек;
г) общество.
7. В основе средневековой онтологии лежит идея:
а) творения;
б) откровения;
в) эволюции;
г) множественности миров.
8. Крупнейшим представителем античного неоплатонизма, понимавшего в качестве высшей ступени бытия божественное «Единое» – первоначало, лишенное всяких свойств, был:
а) Лукреций;
б) Ориген;
в) Сенека;
г) Плотин.
9. В материалистическом понимании субстанциальной основой мира является:
а) бог; б) материя; в) энергия; г) вещество.
10. Наиболее ярким представителем античного объективного идеализма, разработавшим концепцию истинного бытия как сверхчувственного мира чистых сущностей - «эйдосов», является:
а) Диоген Синопский; б) Платон; в) Эмпедокл; г) Аристотель.
Какое из используемых в современной философии и науке понятий пришло в современную культуру из культуры античной?
а) «бессознательное»; б) «ментальность»; в) «космос»; г) «кварк».
12. Ислам возник:
а) в I до н. э.; б) в I в.; в) в VII в.; г) в XI в.
13. С точки зрения политического учения Аристотеля человеческим сообществом высшего рода является:
а) род;
б) семья;
в) селение;
г) государство.
Какая из нижеперечисленных характеристик человека в наибольшей степени соответствует духу средневековой философской антропологии?
а) человек есть мера всех вещей;
б) человек – существо двойственное, в нем есть как нечто божественное, духовное, так и нечто телесное, тёмное, греховное;
в) человек есть существо политическое;
г) человек представляет собой продукт природы, абсолютно детерминированный её законами.
15. Джайнизм возник:
а) в Древней Индии;
б) Древнем Китае;
в) Древнем Риме;
г) Древней Греции.