Семинар 6. Проблемы социальной философии

1. Предмет социальной философии. Общество как система. Основные сферы жизнедеятельности общества.

2. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития.

3. Будущее человечества. Развитие мировой цивилизации. Глобальные проблемы современности.

4. Понятие культуры и цивилизации. Россия в диалоге культур.

Основная литература

1. Алексеев П.В. Философия: Учеб./ П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 2001.

2. Алексеев П.В. Социальная философия: Учеб. пособие. – М., 2003.

3. Барулин В.С. Основы социально-философской антропологии. – М., 2002.

4. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учеб. – М., 2001.

Дополнительная литература

1. Серебряков С.А. Гражданское общество, свобода, ответственность // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 3. – 122 – 135.

2. Хачатурян В.М. Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского: логика и противоречия // Общественные науки и современность. – 2003. – №2. – С. 96 – 109.

3. Ионов И.Н. История и цивилизация (Идея и догадки Н. Данилевского в сравнительно-историческом освещении) // Общественные науки и современность. – 2003. – №2. – С. 110 – 135.

4. Миголатьев А.А. Философия цивилизации // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 4. – С. 64 – 80.

5. Социальная философия: Слов./ Ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. – М., 2003.

6. Селезнев А.М. Всемирно-исторический процесс как взаимодействие цивилизаций// Философия и общество. – 2003. – № 4. – С. 5 –15.

7. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Пер. с англ./ Ред. В.И. Уколова, Д.Э. Харитонович. – М., 2002.

8. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Избранное: Пер. с англ./ Ред. В.И. Уколова, Д.Э. Харитонович. – М., 2001.

9. Левяш И.Я. Культурология: Учеб. пособие. – М., 2004.

10. Культурология: Учеб. пособие / Ред. А.Н. Радугин. – М., 2003.

Тесты

1. Определение философии:

а) наука, изучающая различные картины мира;

б) система взглядов на человека и мир в целом, исследование сознания и бытийных вопросов;

в) наука, отделяющая мифологию и науку.

2. Философское учение о ценностях называется:

а) гносеология;

б) онтология;

в) аксиология;

г) праксиология.

3. Античным философом, в учении которого бытие предстает как совокупность множества неделимых материальных частиц – атомов, был:

а) Пифагор;

б) Аристотель;

в) Платон;

г) Демокрит.

3. Открытие категории бытия принадлежит:

а) представителям элейской школы (VI – V вв. до н. э.);

б) философам эпохи Возрождения;

в) русским религиозным философам первой половины XX в.;

г) мыслителям французского Просвещения.

4. Под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств в учении:

а) материалистов;

б) объективных идеалистов;

в) субъективных идеалистов;

г) солипсистов.

5. Досократическая философия представлена какими философами:

а) Кант, Гегель, Маркс;

б) Платон, Аристотель, Сенека;

в) Декарт, Лейбниц, Спиноза;

г) Гераклит, Пифагор, Демокрит.

6. С точки зрения средневековой онтологии подлинным бытием обладает:

а) бог;

б) природа;

в) человек;

г) общество.

7. В основе средневековой онтологии лежит идея:

а) творения;

б) откровения;

в) эволюции;

г) множественности миров.

8. Крупнейшим представителем античного неоплатонизма, понимавшего в качестве высшей ступени бытия божественное «Единое» – первоначало, лишенное всяких свойств, был:

а) Лукреций;

б) Ориген;

в) Сенека;

г) Плотин.

9. В материалистическом понимании субстанциальной основой мира является:

а) бог; б) материя; в) энергия; г) вещество.

10. Наиболее ярким представителем античного объективного идеализма, разработавшим концепцию истинного бытия как сверхчувственного мира чистых сущностей - «эйдосов», является:

а) Диоген Синопский; б) Платон; в) Эмпедокл; г) Аристотель.

Какое из используемых в современной философии и науке понятий пришло в современную культуру из культуры античной?

а) «бессознательное»; б) «ментальность»; в) «космос»; г) «кварк».

12. Ислам возник:

а) в I до н. э.; б) в I в.; в) в VII в.; г) в XI в.

13. С точки зрения политического учения Аристотеля человеческим сообществом высшего рода является:

а) род;

б) семья;

в) селение;

г) государство.

Какая из нижеперечисленных характеристик человека в наибольшей степени соответствует духу средневековой философской антропологии?

а) человек есть мера всех вещей;

б) человек – существо двойственное, в нем есть как нечто божественное, духовное, так и нечто телесное, тёмное, греховное;

в) человек есть существо политическое;

г) человек представляет собой продукт природы, абсолютно детерминированный её законами.

15. Джайнизм возник:

а) в Древней Индии;

б) Древнем Китае;

в) Древнем Риме;

г) Древней Греции.

Наши рекомендации